Unified Communications (UC) относится к тем понятиям, про которые говорят: спроси у трех специалистов, что это, и получишь четыре разных мнения. Конференция UC Forum, прошедшая 22–23 марта в Москве, еще раз подтвердила справедливость данного высказывания. Если в отношении функционального наполнения UC основные игроки рынка, похоже, приходят к некоторому консенсусу, то относительно внедрения и перспектив решений UC были высказаны диаметрально противоположные мнения.

Так, по мнению Павла Теплова, менеджера по развитию бизнеса Cisco, унифицированные коммуникации уже стали нормой для сотрудников современных компаний. Будучи «революционером» в области технологий, Cisco стремится заглядывать вперед и активно развивает системы виртуализации рабочих мест, актуальность которых становится все более очевидной, в том числе в свете последних природных катаклизмов. Традиционные технологии виртуализации рабочих столов (VDI) не готовы к поддержке медиатрафика, поэтому Cisco разработала специальное решение Virtualization Experience Infrastructure (VXI), при внедрении которого трафик аудио/видео на уровне конечного устройства отделяется от трафика приложений и передается изолированно.

Стефан Карапетков, директор по новым технологиям компании Polycom, предлагает следовать классификации, предложенной аналитиками Forrester Research, которые выделяют базовые и расширенные унифицированные коммуникации. Базовый вариант, предполагающий интеграцию телефонии с электронной почтой средствами мгновенного обмена сообщениями и контроля статуса (presence), будет доминировать в течение нескольких лет. Расширенный вариант подразумевает его «обогащение» средствами видео-конференц-связи (ВКС) и/или телеприсутствия, а также полноценную интеграцию мобильных устройств в систему UC.

 

 

Прогноз положительный. Данные Forrester Research относительно роста рынка UC.

 

Большинство экспертов отмечают, что в системах UC все большее значение отводится поддержке видео. Как подчеркивает Вячеслав Борилин, вице-президент компании SPIRIT DSP, «благодаря невысокой стоимости ВКС, их быстрому внедрению и эффективности работы на существующей инфраструктуре и бизнес-процессах компаний, спрос на них в России растет быстрее, чем интерес к остальным видам совместной работы и коммуникаций». Внедрению же многофункциональных систем UC препятствует их сложность, высокая стоимость, необходимость перестройки инфраструктуры коммуникаций и пересмотра бизнес-процессов, а также невозможность эффективного использования таких систем без глубокого изменения корпоративной культуры.

По мнению Стефана Карапеткова, для успешной работы на рынке UC очень важно сформировать «экосистему партнеров», поскольку ни один производитель не может предложить абсолютно все элементы унифицированных коммуникаций. В этой области Polycom активно сотрудничает с такими гигантами отрасли, как Microsoft, HP и IBM. Совместно с BroadSoft компания предлагает облачные сервисы UC, в том числе услуги ВКС.

Юлия Майорова, руководитель отдела развития бизнеса в России и странах СНГ компании Orange Business Services, тоже подчеркивает, что UC — мультивендорное интеграционное решение, для реализации которого требуется распределенная сетевая инфраструктура, возможность гарантировать качество обслуживания различных типов трафика и выполнение соглашений SLA, а потому, заключает она, унифицированные коммуникации — это операторский бизнес. Orange предоставляет несколько вариантов услуг UCaaS, а также облачные сервисы ВКС и возможность использования комнат Telepresence, подключенных к сетям Orange и ее партнеров.

Многие эксперты отмечают ускоренный рост спроса именно на услуги унифицированных коммуникаций. Согласно данным Wainhouse Research, в ближайшие несколько лет данный рынок будет расти в среднем на 73% в год, и через три года его объем достигнет 6,3 млрд долл.

Microsoft использует свой термин — «объединенные коммуникации». Менеджер этой компании Михаил Кочергин привел множество цифр, свидетельствующих в пользу внедрения таких технологий. В частности, они позволяют сэкономить до 40% средств на командировочных расходах и до 60% на обслуживании систем связи. У сотрудников высвобождается до 30 мин времени в день, а реализация проектов ускоряется на 10%. В качестве примера он привел компанию Boeing, которая интегрировала в систему автоматического проектирования AutoCAD средства аудио- и видео-конференц-связи, и если раньше для уточнения вопросов разработчикам или производителям приходилось летать через океан, то теперь они решают все в онлайне.

Позиция Microsoft понятна: в объединенных коммуникациях главное место отводится программному обеспечению (другие игроки ставят во главу угла интеллектуальную сеть или проработку процессов), а основной элемент в решениях ОК Microsoft — сервер Lync Server 2010. Компания «Крок», партнер Microsoft, представила сразу пять проектов, реализуемых с использованием Lync Server 2010. В некоторых из них решение Microsoft интегрируется с существующими IP-УАТС (Avaya) и системами ВКС (Tandberg), однако есть примеры, где IP-телефония реализуется непосредственно на базе Lync Server 2010. Так, в одном из филиалов Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) телефония от Microsoft пришла на смену аналоговому оборудованию. Пока развернута система лишь на 350 портов, а в качестве телефонных терминалов используются аппараты Polycom и Aastra. Сейчас «Крок» готовит свой крупнейший проект на базе решений объединенных коммуникаций Microsoft — их внедрение в арбитражной системе РФ. Два объекта, включая Верховный арбитражный суд, уже используют такие решения, а в ближайшие полгода запланировано внедрение еще на 25 объектах.

Несмотря на ряд успешных проектов, пока рано говорить о массовом принятии корпоративным рынком систем унифицированных коммуникаций. Свидетельством этого должно стать хотя бы принятие единого термина, которого пока не существует. Видеосвязь, телефонная связь, электронная почта, чат представляют собой коммуникационные средства, понятные любому менеджеру. Объяснить же, что такое UC, могут лишь «специально обученные» эксперты.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями