Департамент корпоративных информационных систем ALP Group (ООО «АЛП-ИС») — ведущий российский разработчик ИТ-решений для управления крупными коммерческими и государственными организациями, основанных на программных продуктах «1С», — подводит предварительные результаты работы по модели бережливого производства при внедрении и сопровождении ERP-систем.

Масштабный переход к бережливому производству начался в ALP в конце 2019 года, и в настоящий момент 99% бизнес-процессов компании работают именно по этой модели. Чтобы такой переход был успешным, ALP провела ряд структурных изменений и реинжиниринг способов взаимодействия на каждом этапе реализации проектов. В свою очередь, это повлекло за собой необходимость расширения штата ресурсных менеджеров, в обязанности которых входит планирование и контроль загрузки персонала, администрирование и перераспределение ресурсов. Отметим, что даже при увеличении числа таких сотрудников, компания получает долгосрочную выгоду за счет значительно сбалансированной нагрузки, отсутствия простоев и более точного соответствия плановых и фактических затрат на каждом этапе проекта.

Опыт ALP Group показал, что переход к работе по модели бережливого производства, как и любое другое серьезное организационное изменение, затрагивает множество ключевых организационных процессов – как на уровне технологического обеспечения, так и на уровне управления и личностного взаимодействия и преодоления естественной инерции. При этом в завершившийся переходный период основные усилия были направлены на работу с персоналом, создание соответствующих ИТ-инструментов, поддерживающих работу по новой модели, а также на обучение и адаптацию к ним большинства сотрудников.

Теперь ресурсные менеджеры также играют важную роль в планировании, контролируя полноту постановки задачи, оценивая загрузку специалистов по проекту и, при необходимости, отправляют план на доработку.

Еще одним изменением процесса, связанного с использованием модели бережливого производства, стал переход с месячного на недельный период планирования. В настоящее время для более точного отслеживания ресурсов и хода выполнения проектов сотрудники не просто получают перечень задач на неделю, но должны подтвердить, что смогут выполнить их в обозначенные сроки. Это обеспечивает более точный учет трудозатрат, а также большую оперативность и гибкость для корректировки планов, в случае отклонения от изначального графика. Недельный период планирования позволил сократить простои из-за неготовности предыдущих этапов работы до менее, чем одного процента.

Важно отметить, что как разработчики, так и сами ресурсные менеджеры несут персональную ответственность за принятые обязательства по срокам выполнения работ. Как показал опыт прошедших месяцев, такой процесс эффективно работает и в период карантинных ограничений, поскольку изначально предусматривал возможность внутренней приемки работ (на уровне проектных команд) в режиме онлайн. В рамках этого этапа приемки, который происходит, как правило, с участием всех членов команды, включая руководителя проекта и системного архитектора, разработчик демонстрирует выполненную работу, и, таким образом, поддерживается единое информационное поле. Соответственно, каждый участник проекта четко отслеживает каждую стадию работ и может оперативно и вносить в план необходимые коррективы. Заметим, что помимо онлайн, существует и оффлайн приемка работ, за которую отвечает руководитель проекта, который, ориентируясь на внутреннюю систему, либо окончательно принимает выполненный этап, либо возвращает на доработку.

Важно, что ключевым условием эффективности бережливого производства в ALP Group является следование этой модели на всех этапах работы. Например, получение новой задачи от заказчика теперь разбито на ряд коротких и четких подэтапов: получение задачи от заказчика (как правило, через его интервьюирование и получение информации в формате «As is – To be»). Затем следует внутренний анализ задачи и передача заказчику его результатов для уточнения и корректировки. Следующим этапом является составление частного технического анализа (ЧТЗ), которое проверяется как руководителем проекта (с точки зрения затрат и ресурсов), так и архитектором (на корректность предлагаемого технического решения и соответствие его общим системным требованиям проекта). По итогам, разработчик проводит тестирование в соответствии с критериями PMI, проводится демонстрация выполненной работы всей команде, внутренняя приемка и, наконец, передача релиза и тестирование заказчиком. Поскольку собственно разработка начинается только после прохождения всех этапов этого процесса, удается существенно сократить внеплановые издержки, поскольку случаи возврата к уже решенным задачам сведены к минимуму. Так, в результате внедрения данной модели, в подавляющем большинстве случаев заказчик принимает выполненные работы с первого раза (порядка 93% работ принимаются без возврата на доработку).

Благодаря переходу к модели бережливого производства удалось решить и еще одну актуальную для многих компаний-интеграторов задачу – сделать сотрудников боле мобильными, подготовить к быстрому переключению с одного проекта на другой. Как известно, вхождение разработчика в новый проект сопровождается определенными техническими сложностями и требует времени. Бережливое производство помогает увеличить объем знаний сотрудников о ходе многих проектов. Один из перспективных способов – параллельное привлечение разработчика на небольшие, менее приоритетные задачи в другом проекте, где сотрудник получает доступ к необходимым данным и постепенно погружается в нужную проблематику. Немаловажно, что такая параллельная работа снижает психологическую усталость сотрудника, решение новых задач и приобретаемый опыт поддерживают профессиональный и личностный рост, а сама компания получает более универсального специалиста и всегда располагает резервом сотрудников, обладающих конкретной необходимой компетенцией.