Как отметили специалисты BP (ранее British Petroleum), именно цифровые технологии сегодня являются главным драйвером снижения расходов и оптимизации производственного процесса в отрасли. По их оценке, к 2030 году «цифра» позволит экономить порядка 30% расходов нефтегазовых компаний.
При этом уже сегодня нефтегазовый сектор выступает одним из флагманов внедрения IT-технологий. К примеру, специалисты австралийского производителя сжиженного углеводородного газа Woodside оцифровали данные по 64 годам деятельности компании. Это дало возможность корректировать технологические режимы буквально в течение 10 минут, а любую информацию по бизнес-процессам сотрудники могут найти за считанные секунды. Вместе с тем в компании Aker BP, занимающейся нефтедобычей на норвежском шельфе, все без исключения единицы оборудования описаны в цифровой среде в виде ML-модели (ML – machine learning). Таким образом, данные о работе инфраструктуры доступны соответствующим специалистам в круглосуточном режиме с любого мобильного устройства.
Не обошла цифровизация стороной и российский нефтегазовый сектор. При этом большое внимание уделяется безопасности дорожного движения (БДД) и работы автопарков, для чего все более широкое применяются системы телематики. Так, на многих объектах ПАО «Газпром нефть», включая Омский НПЗ, использование таких решений обязательно даже для представителей подрядных организаций.
«К слову, рост инвестиций российского бизнеса в сферу охраны труда составил 20% в период с 2016 по 2018 года, и тенденция сохраняется, – отмечает руководитель коммерческого отдела «СКАУТ-Корпоративные решения» Наталья Артеменко. – Притом значительная часть этих вложений была направлена именно на повышение БДД. Разумеется, для нефтегазовой сферы, связанной с транспортировкой легковоспламеняющихся грузов и другими опасностями, это особенно актуально. И телематика служит в отрасли не только для решения транспортной логистики, но в первую очередь для обеспечения промышленной безопасности. Например, многие месторождения Заполярья настолько труднодоступны, что сообщение с ними осуществляется в том числе по временным зимникам. Как правило, такие сезонные «дороги» частично или полностью не охвачены мобильной связью. Между тем, даже не столь опасная в обычных условиях авария, когда водитель отделывается легким испугом и страдает исключительно транспортное средство, грозит обернуться трагедией на зимнике. Ведь там нет никакой инфраструктуры, и неделями может не проехать ни одной другой машины. В таких ситуациях только системы телематики, использующие спутниковые каналы передачи данных, способны обеспечить охрану труда».
Еще одним IT-трендом российской нефтегазовой отрасли стало внедрение технологий цифровых двойников. В частности, специалистам «Татнефть» при помощи виртуальных моделей скважин удалось более эффективно выстроить процессы и дополнительно добыть порядка 150 т нефти. В свою очередь, в ПАО «Газпром нефть» цифровые двойники оборудования и производственных объектов используются для оценки рисков и достижения цели нулевого травматизма. Как отмечают представители нефтегазовой компании, в ходе трансформации системы управления персоналом запланирована даже разработка виртуальной модели сотрудника.
«Наверняка технология продолжит набирать обороты в отрасли, не будет забыт и транспорт нефтегазовых компаний, как на месторождениях, так и на объектах переработки, – продолжает эксперт «СКАУТ-Корпоративные решения». – Вполне возможно, уже в обозримом будущем появятся цифровые двойники целых автопарков. Они позволят прогнозировать опасные ситуации, просчитывать риски аварийности и поломок транспортных средств, моделировать работу транспорта в зависимости от внешних факторов: запуска новых мощностей, увеличения объемов добычи, погодных условий и прочих. А системы телематики выступят одним из важных каналов сбора оперативных данных, таких как маршруты ТС и манера вождения сотрудников, для создания таких цифровых моделей».