Беспилотные автомобили уже довольно давно испытываются по всему миру. Правда, до недавнего времени за рулем, как правило, для подстраховки находился человек, готовый в любой момент взять на себя управление. Однако недавно беспилотники «Яндекса» успешно проехали по улицам Лас-Вегаса в общей сложности 7 тыс. км в полностью автономном режиме, без водителя в салоне. При этом они совершали сложные повороты со встречным разъездом, проезжали пешеходные переходы, двигались по многополосным участкам дорог.
«Разумеется, с точки зрения технологий можно ожидать массового распространения беспилотников на дорогах уже через пять-семь лет, – отмечает руководитель отдела разработки ПО «СКАУТ-Корпоративные решения» Владимир Шадчнев. – Однако, даже если по статистике такие авто будут намного безопаснее традиционных машин, избежать аварий с их участием полностью будет сложно. Ведь и самые совершенные системы могут давать сбои, и отреагировать на действия других участников дорожного движения получается не всегда. И здесь мы сталкиваемся с проблемой не только технологического, но и морально-этического характера. Проще говоря, кто будет в ответе за ошибку беспилотника, ставшую причиной аварии?».
На сегодняшний день автономные транспортные средства уже «отметились» в ряде происшествий по всему миру, причем некоторые из них закончились печально. Так, в марте 2018 в городе Темпе (США, штат Аризона) беспилотник Uber сбил 49-летнюю женщину, которая в итоге скончалась в больнице от полученных травм. Еще одна серьезная авария произошла годом ранее в том же городе Темпе и, опять-таки, с участием самоуправляемого авто Uber, врезавшегося в другую машину и опрокинувшегося на бок. К счастью, тогда обошлось без жертв. Также в разных странах зафиксированы случаи нарушения беспилотнитниками ПДД, проезда на красный сигнал светофора, превышения скоростных лимитов.
Как убеждены многие эксперты, в целях безопасности необходимо выработать эффективные инструменты контроля за работой беспилотников, и в этом деле помогут телематические решения, применяемые в том числе в корпоративных автопарках.
«Например, на базе телематических систем создаются специализированные ситуационные центры, которые позволяют удаленно реагировать на различные нештатные ситуации, – рассказывает Владимир Шадчнев. – В ПО настраиваются соответствующие уведомления, сообщающие о превышениях скорости, авариях, слишком резких торможениях, ускорениях и других отклонениях. Получив такое сообщение, диспетчер центра быстро принимает необходимые меры: вызывает скорую, техпомощь или другие экстренные службы, связывается с водителем, чтобы призвать его соблюдать скоростной режим. Подобные решения могут быть модернизированы в целях контроля беспилотников. На первом этапе будет необходимо обеспечить человеку возможность вмешаться в процесс, даже если за рулем никого нет. Конечно, потребуются определенные доработки и расширение функционала систем. Не исключено, что в перспективе диспетчеры смогут, скажем, удаленно затормозить автомобиль или снизить скорость передвижения. Создание таких центров, скорее всего, станет важным шагом к принятию нами нового будущего, в котором мы сможем перейти к полностью автономному транспорту».