Значительная часть моей жизни проходит в дороге. Раз в месяц, а иногда и чаще, я собираю чемодан, беру рюкзак и перемещаюсь в пространстве -- когда на пару тысяч километров, а когда и на все десять. Абсолютное большинство поездок связаны с работой: как ни печально, но (пока?) в России происходит крайне мало важных IT-событий, и если хочешь увидеть одним из первых что-то действительно интересное – добро пожаловать на самолет.

Поначалу каждая из них воспринималась как увлекательное путешествие. Однако с годами, особенно с развитием Интернета, все чаще приходится напряженно работать даже в тех местах,которые в нашем сознании связаны исключительно с отдыхом. За окном может быть Париж, Лас-Вегас, Монте-Карло, а тебе с утра необходимо сбегать куда-то, сделать пару сотен снимков и потом обрабатывать их, сидя в гостиничном номере. Фото нужно подготовить к печати, снабдить описаниями, отправить в Москву для срочной публикации на DGL.ru, и только потом уже появляется возможность хотя бы задуматься об изучении окрестностей. Если, конечно, на это останутся время и силы.

Поклонницы «Мира ПК», приехавшие из Самары, чтобы помочь нам создать вдохновляющую атмосферу при подготовке праздничного номера

 

Следовательно, и в личном хозяйстве все подстраивается под дорожно-рабочие нужды. Ноутбук должен быть максимально легким и мощным (чтобы не оттягивал плечо и максимально быстро справлялся с работой). Камера – как можно более компактной (перемещаться по миру с отдельным рюкзаком под «тушку» и объективы представляется сомнительным удовольствием). Планшетный компьютер – с небольшой диагональю (в самолете тесновато даже с полноразмерным iPad). Наушники – с активным шумоподавлением, даже если оно портит качество звука (иначе гул моторов вообще все заглушит). И т.д. и т.п. За этот год вес моего рюкзака с техникой снизился примерно вдвое. И примерно во столько же раз возросла цена его содержимого.

Разумеется, этот пролог написан не для того, чтобы пожаловаться или похвастаться. Просто я хотел подчеркнуть, что постоянные перемещения в пространстве накладывают определенный отпечаток на модель потребления человека. А ведь мой график поездок у топ-менеджеров IT-компаний вызовет лишь грустную усмешку. Буквально вчера прочитал запись в соцсети о том, как одному из них пришлось сменить 10 отелей за 16 дней. При подобном ритме жизни дорога становится родным домом, а круг общения заставляет думать, словно именно так и существует большинство людей.

Но вот приходит время выбирать стратегически важные для компаний продукты. Те, которые должны кормить и поить их в течение длительного срока, предварительно переварив десятки (если не сотни) миллионов долларов на разработку. Да, есть разного рода фокус-группы, используемые для обкатки новых идей, однако же решения принимают живые люди. Те самые высокооплачиваемые путешественники поневоле. И если мы будем помнить об этом, то сможем понять причины ставок, сделанных крупными компаниями в последнее время.Так, ультрабуки – яркий пример продукта, ориентированного на состоятельных путешественников, который пытаются продвигать как массовый. Лично мне они очень нравятся, и их новое поколение, построенное на процессорах семейства Ivy Bridge, лишено ряда неприятных компромиссов, свойственных ультрабукам на базе Sandy Bridge. Однако же массовое решение не может стоить 30 тыс. руб. за самую простую модель и 40--50 тыс. за средненькую. Просто потому, что в таком случае исчезает элемент спонтанности покупки, столь важный для устройств нового класса. Его никто не приобретет из одного любопытства, чтобы лишь «попробовать», а достаточно состоятельных людей, постоянно перемещающихся в пространстве, не так уж и много. В итоге складывается странная картина: компания вкладывает немалые средства в продвижение ультрабуков, пресса пишет о них с большим энтузиазмом, а основная доля продаж приходится на куда более громоздкие устройства.

Кстати, та же история происходит и с гибридными устройствами, сочетающими в себе ноутбук с планшетным компьютером. Они также чудо как хороши для деловых поездок, но у рядового человека вызывают недоумение. Зачем это нужно, да еще за столь существенные деньги, если можно просто купить ноутбук и планшет? И снова здесь налицо немалые затраты на продвижение и восторги прессы, а об объеме продаж скромно умалчивают.

Не вызывает сомнений, что и ультрабуки, и такие «комбайны» -- устройства будущего, и года через два-три их наследники будут править бал. Но за другую цену и с другими характеристиками. К тому же со временем удастся сделать мощное и изящное устройство массой около 700 г, которое будет работать от батареи не менее 20 ч и стоить в пределах 15 тыс. руб. Вот тогда его и кинутся покупать те самые «широкие массы», заодно придумывая ему множество неожиданных вариантов применения. А пока за мощность нужно будет платить довольно значительным весом, малым временем автономной работы и внушительной ценой, из ниши выйти не получится.

Впрочем, все на свете субъективно. За любой победой и любым поражением стоят решения вполне конкретных людей. А человеку свойственно смотреть на мир со своей колокольни, и чем она выше, тем более странными кажутся нам принятые решения.

Интересного и полезного вам года, уважаемые читатели!

Купить номер с этой статьей в PDF
1492