Доска, мел, парта, — возможно, вскоре все эти атрибуты школьной жизни уйдут в прошлое, как перьевые ручки и чернильницы.

Популярными и востребованными в сфере образования становятся разнообразные высокотехнологичные устройства, позволяющие не только разнообразить уроки, но и упростить сам процесс подачи материала.

Пока в верхах идут споры о внедрении в системе образования свободно распространяемого ПО и выдвигаются предложения о замене традиционных учебников «ридерами», школы активно включают в образовательный процесс всевозможные интерактивные доски, проекторы и другую технику, переходят на электронные системы контроля знаний: электронные дневники, классные журналы и т.д.

 

Компьютерный стол вместо парты

Конечно, первое, что нужно школам, – это компьютеры. Но при всем богатстве их вариантов и конфигураций оснастить ими хотя бы несколько классов оказывается недешевым удовольствием.

Причем современные ПК настолько мощны, что в учебном процессе их возможности вряд ли используются больше чем на 10%. В результате приобретение огромного числа компьютеров оказывается экономически невыгодным. Некоторые компании, например LG, предлагают удобный выход из положения – сетевые мониторы. Фактически это рабочее место, оснащенное комплектом из монитора, клавиатуры, мыши и кабеля подключения к Интернету. К одному компьютеру можно подключить 11 сетевых мониторов, что будет значительно дешевле приобретения того же количества ПК. По мнению Андрея Господынько, менеджера по стратегии IT-продуктов компании LG, применив сетевые мониторы, удастся сэкономить до 60% средств на их установке и до 70% — на обслуживании.

Можно обойтись и вовсе без системных блоков. Следующий шаг эволюции технологий — облачные мониторы. Они позволяют избавиться от настольных компьютеров, объединив пользователей в единую виртуальную вычислительную систему, работающую от одного удаленного сервера. В этом случае преимущества облачных технологий очевидны, ведь управление программным обеспечением сети ведется централизованно. В результате школа может сэкономить на ПО, поскольку купит его один раз и будет транслировать с единого сервера на всех пользователей системы.

 

Без дневника, доски и мела – школа будущего уже сегодня

 

Облачные мониторы серии P пододят для тех, кому приодится много времени проводить за компьютером

Облачные мониторы LG подходят для использования в школах – при работе с ними не утомляются глаза, что очень важно для детей, и без того проводящих много времени за компьютером. К тому же такие мониторы оснащены IPS-матрицами, обеспечивающими реалистичные цвета и высокое качество изображения независимо от угла обзора

 

Интерактивный экран вместо доски и мела

Интерактивные доски – удобный инструмент для преподавателей самых разных дисциплин. Фактически интерактивная доска – это сенсорный экран, подключенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор.

Доска работает одновременно и как монитор компьютера, и как обычная доска. Вместо того чтобы чертить мелом таблицы или схемы либо развешивать всевозможные плакаты и другие учебные пособия, можно выводить на интерактивную доску фото, видео, а также управлять приложениями, запущенными на компьютере, просто касаясь экрана. С помощью специальных маркеров легко делать отметки прямо поверх изображения на доске.

Некоторые современные проекторы позволяют превратить любую ровную однотонную поверхность в интерактивную доску и проецировать изображения даже без подключения к компьютеру. Это, например, ультракороткофокусные интерактивные проекторы Epson EB-485Wi и EB-475Wi. Кстати, компания Epson первой разработала подобные устройства. Такие проекторы располагаются непосредственно над доской и крепятся к стене на расстоянии 10 см и при этом дают не меньший размер экрана, чем обычная школьная доска. Если проектор установить максимально близко к экрану, то минимизируются тени, а свет лампы не будет слепить глаза преподавателя.

 

Без дневника, доски и мела – школа будущего уже сегодня

 

Ультракороткофокусные проекторы Epson создают изображение большого размера с очень малого расстояния, тем самым минимизируя вероятность появления тени на экране

Устройства поддерживают работу двумя интерактивными маркерами, т.е. ученик и учитель могут одновременно писать на экране. Причем совсем необязательно касаться маркером проецируемой поверхности. Благодаря высокой чувствительности и новой «парящей» функции, местоположение указателя распознается даже на небольшом расстоянии.

Вместе с проектором допустимо использовать и документ-камеры, позволяющие выводить на экран трехмерные изображения небольших предметов, отрывков текста, иллюстраций. То, что раньше «пускали по классу», теперь можно показать на экране всем ученикам одновременно. Это значительно экономит время и усилия учителя. Документ-камеры пригодятся на уроках биологии, географии и даже русского языка и математики.

Эти устройства объединяют в себе возможности графопроектора, видеокамеры, сканера и микроскопа. Изображения объектов, получаемые с помощью камеры высокой четкости, выводятся на экран компьютера или телевизора либо демонстрируются с помощью проектора.

Документ-камеры способны отображать небольшие предметы до мельчайших подробностей, вплоть до невидимых невооруженным глазом. Удобно и то, что передача изображения ведется в реальном времени, а значит, можно прямо перед камерой менять положение объектов или сами объекты.

 

Без дневника, доски и мела – школа будущего уже сегодня

 

Документ-камера Epson ELPDC11 может экранизировать изображения из микроскопа

У документ-камер есть лишь один недостаток -- они стоят довольно дорого. Но если активно включать их в процесс обучения, вложения будут вполне оправданны.

 

Вместо книжек и учебников

Незаменимы в учебном процессе и всевозможные МФУ, принтеры и сканеры. Причем к последним предъявляются особые требования – сканировать толстые книги под силу не каждому аппарату. Профессиональные устройства, предназначенные для оцифровки книг, сброшюрованных и переплетенных материалов, довольно дороги, хотя и функциональны. Они конструктивно отличаются от планшетных сканеров. В них сканирующий элемент расположен вверху. Пользователь кладет книгу под ним и просто перелистывает страницы. Это позволяет относиться к книгам (особенно к дорогим, редким, древним) достаточно бережно, не перегибать корешки и переплет. Впрочем, есть и бюджетные планшетные сканеры, доступные школам и вузам. Такие аппараты позволяют сканировать оригиналы максимально близко к переплету, избегая потери и искажения данных. Например, сканеры Plustek OpticBook ориентированы не просто на оцифровку отдельных печатных страниц, а на создание полноценной электронной книги — точной виртуальной копии исходной бумажной. Удобно и то, что подобные модели работают без подключения к компьютеру, сохраняя оцифрованные данные на флешку, причем в нескольких различных форматах.

 

Сканер вместо экзаменатора

Современные технологии полезны не только в процессе обучения, но и при проверке знаний. Речь, конечно, о ЕГЭ, точнее, об обработке результатов тестирования с помощью компьютера. Проектирование и создание системы обработки результатов велось при непосредственном участии компании ABBYY. Для этого использовался продукт ABBYY FormReader Developer Edition (теперь его название -- ABBYY FlexiCapture Engine). Кроме того, сотрудники компании участвовали в обучении региональных специалистов и в технической поддержке.

Основной проблемой при оценке результатов ЕГЭ является невнимательность верификаторов – людей, оценивающих правильность распознавания отсканированного экзаменационного бланка. Усилиями специалистов ABBYY в систему был добавлен механизм статистической оценки вероятности ошибки. Если у поля встречалось редкое значение, бланк попадал на станцию дополнительного контроля верификации. Специальным образом был спроектирован процесс первичной обработки бланков (сканирования) в школах отдаленных районов, потому что далеко не все операторы обладали нужной квалификацией.

Решения ABBYY используются не только при сканировании бланков ЕГЭ, но и для обработки результатов практически любых других тестирований. Продукт ABBYY Test Reader применяется во многих вузах и подходит для решения самого широкого круга задач: контрольные работы, экзамены и тестирования. Автоматизация процесса обработки результатов экономит время и силы, обеспечивая при этом абсолютную объективность полученных оценок.

 

Электронные дневники и журналы

В течение последних нескольких лет школы активно переходят к использованию электронных дневников. В идеале они должны быть удобнее обычных – информация об успеваемости доступна родителям в любое время. Кроме того, ученик не сможет «исправить» двойку на пятерку с помощью лезвия и красной ручки, да и учителям должно быть удобнее один раз поставить оценку в электронной системе, а не трижды – в тетрадь, в дневник и в классный журнал.

Систем электронных дневников довольно много: это и собственные небольшие разработки для одной или нескольких гимназий, и решения, созданные для отдельных регионов и городов. Пожалуй, в настоящее время самый серьезный проект – это «Дневник.ру», детище одноименной питерской компании. Данное решение представляет собой не просто систему контроля знаний, а целую школьную образовательную сеть, что позволяет не только вести электронный журнал и дневники, но и создать школьный сайт, организовать расписание в электронном виде, а также контролировать получение и выполнение домашних заданий. Также проект предлагает несколько полезных ресурсов, таких как библиотека (в которой хранятся электронные версии большинства литературных произведений из школьной программы), медиатека (коллекция мультимедийных материалов по разным предметам), словари и онлайн-переводчик.

По информации на март 2012 г., к сети «Дневник.ру» подключены более 16 тыс. образовательных учреждений, и более 3 млн. пользователей. Проект поддерживается Полномочным Представительством Президента РФ в СЗФО, региональными администрациями, министерствами, комитетами и департаментами образования.

«Дневник.ру» удостоен множества почетных наград как российских, так и зарубежных, а также отмечен премией ООН. Сейчас это крупнейшая образовательная сеть в России, предоставляющая свой функционал на бесплатной основе.

 

Что дальше

Многие эксперты сходятся во мнении, что основной тенденцией последнего времени стала доступность технологий и информации, возможность обучения в любом месте и в любое время, использование облачных сервисов и т.д.

По мнению Анны Кириченко, руководителя группы маркетинга компании Polymedia (компании-интегратора, занимающейся в числе прочего и поставками всевозможного оборудования образовательным учреждениям), в последние годы в образовании происходят колоссальные сдвиги. Новые технологии изменяют не только методику и стиль преподавания, но и самих учителей и учеников. Происходит это благодаря государственным программам и усилиям учителей-новаторов. Внедрение интерактивных технологий во многом предопределило «революцию» в образовании.

«Мы как компания-интегратор, — объясняет Анна, — вообще считаем, что к решению образовательного пространства надо подходить комплексно. Важно, чтобы оборудование решало не только задачи настоящего времени, но и не теряло своей ценности в будущем, могло достраиваться и обновляться. При комплексном подходе важно выбирать не только качественное «железо» и эффективное ПО, но и поддержку, причем как техническую, так и методическую».

Современные компании-интеграторы предлагают образовательным учреждениям конечные решения, включающие комплекты для предметных кабинетов, учебных лабораторий, мультимедийных аудиторий и т.д. Также должны обеспечиваться обязательная поддержка и разработка контента (разумеется, совместно с методической группой образовательного учреждения).

На международных выставках уже все реже можно увидеть просто интерактивную доску, теперь она становится частью комплексного решения. Сейчас в авангарде новые решения -- многофункциональные интерактивные дисплеи. В таких устройствах объединяются свойства и функционал интерактивной доски, персонального компьютера, проектора, аудиосистемы, системы видео-конференц-связи. Они экономят место и отличаются эстетичностью. Многофункциональный интерактивный дисплей прост в обращении, и не нужно изучать специальную инструкцию по его использованию — он всегда готов к работе.

Конечно, документ-камеры, лингафонные системы, интерактивные доски в ближайшие годы все еще будут востребованы в образовании, но преимущественно в составе комплексных решений.

Купить номер с этой статьей в PDF
3227