Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как сложно и одновременно важно для творца завершить свое произведение на высокой ноте, чтобы у публики хотя бы на мгновение екнуло сердце? Это называется катарсисом: финал представления -- и в воздухе повисает звенящая тишина, в следующую секунду взрывающаяся криками восторга, оглушительными аплодисментами и слезами. Ведь ради таких моментов и живет любой автор или исполнитель, а умение вызывать подобные эмоции у зрителей есть показатель его высочайшего мастерства в своем деле.
Вот почему Mass Effect 3 (ME3) изначально была обречена на ажиотажный интерес: как-то BioWare закончит эпическую историю борьбы Шепарда и его команды со Жнецами?! Не то чтобы мы все сомневались в талантах канадских разработчиков, но… им ведь раньше никогда не приходилось делать трилогию, пронизанную единой сюжетной линией. Поэтому сомнения все же оставались, хотя рейтинги ожидания игры и зашкаливали за 90%.
Недоигранная пьеса
Основная сюжетная фабула ME3 была известна задолго до релиза: несмотря на усилия, приложенные Шепардом в первых двух частях, Жнецы вторглись в Галактику, сметая все на своем пути. Теперь бравому капитану предстоит потрудиться, сколачивая в альянс против захватчиков уже не отдельные личности, а военизированные организации, целые расы и звездные системы.
Шепард палит из-за укрытия
Но вовсе не в заведомой предопределенности сюжета заключается главная беда игры, а в том, чем она завершается, как именно разработчики ставят точку в Истории! Что толку от нескольких вариантов концовки, если не возникает того самого ощущения катарсиса -- грандиозного финала эпического повествования?! И не думайте, что это только я страдаю таким глубоким эстетизмом и чувством прекрасного: опрос, проведенный на официальном форуме игры, показал, что того же мнения придерживаются 89% (!) игроков, прошедших ME3 до конца. Вдумайтесь в эту цифру хорошенько: 9 из 10 игравших считают, что история капитана Шепарда должна была завершиться как-то по- другому. В ответ в BioWare лишь пожимают плечами, оправдываются и обещают выпустить дополнения, «проясняющие события и финал игры». Что там нужно «прояснять», не пойму, хоть убейте, лучше уж сразу переделать концовку, представив ее в очередном исправлении. Но что-то подсказывает мне: ждать этого мы будем и после второго пришествия…
Шепард в рукопашной
Итак, душераздирающей и слезовыжимающей развязки не получилось, поставить жирную точку и красиво закончить историю Шепарда & Co не удалось. Однако, если рассматривать игру как «последовательность интересных выборов»**, нужно признать, что сценаристы BioWare свое дело знают на пять с плюсом. Неожиданные сюжетные повороты, сложные моральные дилеммы, мастерски выписанные взаимоотношения как главных, так и второстепенных героев -- все это и еще немного больше ждет вас в ME3! И конечно, для истинных фанатов серии Mass Effect третья часть станет настоящим бенефисом, ведь они вновь встретятся со ВСЕМИ персонажами, пережившими события первых двух игр, и на собственной шкуре ощутят последствия ВСЕХ решений, принятых в ME1/2. Да-да, я нисколько не преувеличиваю, отыщите свои файлы сохранения и убедитесь в этом сами. Я же только отмечу, что такой углубленной «подстройки» сюжета под конкретного игрока мы, кажется, еще никогда не видели в компьютерных играх.
Улучшая самого себя
Есть такая пословица, которую я очень люблю вспоминать, когда речь заходит о геймплее: «Не пытайся исправить то, что не сломалось». Не уверен, что в BioWare каждое утро начинается с повторения этой мудрости, но то, что маститые разработчики неуклонно следуют ей, -- непреложный факт, достаточно посмотреть на игровой процесс ME3. Для перечисления изменений хватит пальцев на одной руке, а сами изменения -- на 100% из разряда «улучшений и усовершенствований», ничего революционного и радикального. И это по большому счету правильно: завершающая часть трилогии -- не время и не место для экспериментов. Перед нами все тот же хорошо знакомый по ME2 «сплав» из ролевой игры и шутера от третьего лица с системой укрытий. Наиболее заметные отличия -- Шепард теперь умеет не только «прилипать» к укрытиям, но и перекатываться между ними, чисто Адам Дженсен из последней Deus Ex.
Любая ветка прокачки умений
Каждая способность персонажа на высоких уровнях развития делится на две «ветви», причем, как правило, с командными или личными бонусами в каждой. К тому же врагам существенно -- и это видно в первых же боях! -- подкрутили искусственный интеллект, так что они уже не пытаются тупо взять игрока и его спутников нахрапом, а умело прячутся, прикрывают друг друга огнем и т.п. Да, и еще наш суперкэптен обучился рукопашному бою, а значит, при случае может изрядно поколотить противника в ближнем бою.
Кадры из пролога, где Жнецы атакуют Землю
В принципе этими четырьмя изменениями все и ограничивается, в остальном перед нами старая-добрая Mass Effect 2, с полным набором ее особенностей и условностей. Помните, например, как в промо-интервью разработчики обещали, что в третьей части игры Шепард непременно выучится длинным прыжкам с разбега? И они не обманули: он действительно теперь прыгает, парит наш бравый капитан над пропастью аки птица. Но только там, где это заранее предусмотрено дизайнерами уровней, в других местах даже на полуметровый уступ вскарабкаться не удастся -- не положено! Вот вам и заявленная «большая свобода перемещения по игровому уровню». Только поймите меня правильно, не то чтобы мне чем-то не нравился игровой процесс ME2, просто я хочу еще раз подчеркнуть, что различия между геймплеем второй и третьей части минимальны. Однако в этом есть и свои плюсы: «ветеранам» Mass Effect не придется тратить время на «прикладку» к игре, ничто не будет отвлекать их от повествования, а это важно, с учетом того, что ME3 -- все-таки завершающая часть эпической трилогии, а не отдельная игра «сама по себе».
Навязчивый сервис
Вот за что канадским разработчикам надо в буквальном смысле надавать по рукам, так это за насильно -- другого слова не подберешь! -- пришитый к игре сетевой режим. По сути, это абсолютный клон знаменитой «Орды» (The Horde) из Gears of War 2: команда из четырех игроков-людей сражается против пребывающих волн врагов-ботов под управлением искусственного интеллекта.
Шепард и кореша
Но зло здесь не во вторичности: зачем же BioWare ТАК связала онлайн-режим с одиночной кампанией, грубо и неприкрыто загоняя игроков в мультиплеер?! А попробуй его пропусти, если только в сетевых сражениях можно заработать так называемые очки «галактической сплоченности», от наличия либо отсутствия которых зависит исход финальной битвы со Жнецами и доступность той или иной концовки игры. Как-то, знаете, очень уж по-совковому получилось у BioWare: «А не будут брать -- отключим газ!..»
Что-нибудь из мультиплеера
В итоге то, что могло бы стать приятным дополнением, интересным экспериментом или даже… пробным камнем для будущей Mass Effect MMORPG, превратилось в источник раздражения и ярости для всех ожидавших ME3. Вам же советую и к этому относится философски: поиграли столько, сколько нужно для достижения 100%-ной «сплоченности», и забыли про сетевой режим, как будто его и не было.
Exent omnes***
Так что же, спросите вы, ME3, скорее, плоха, чем хороша, и не понравилась автору статьи? Нет и еще раз нет: игра просто великолепна, в ней есть все, за что мы так любили предыдущие части Mass Effect, и даже больше! Просто проблема в том, что преданные поклонники серии ожидали не такого завершения саги, отсюда и ощущение обманутых надежд, и «послевкусие недосказанной истории»… Но не будем слишком строги к BioWare. Во-первых, никто до этого не делал RPG-трилогию, пронизанную и связанную единым сюжетом, так что вправе ли мы упрекать разработчиков за то, что они не смогли оправдать завышенных ожиданий игроков?! И, во-вторых, -- хотя это и кажется невероятным в наше время циничного маркетинга, бесконечных сиквелов и выжимания последних соков из ошметков легендарных франшиз -- разработчики все-таки решились расстаться с героем. Какой бы ни была следующая Mass Effect, Шепарда на главных ролях мы там уже не увидим. Все. Одиссея капитана завершилась. Точка в Истории поставлена -- пусть даже не такая четкая и выразительная, как нам бы хотелось…
* «Люди N», потому что код воинской специальности Шепарда в войсках Альянса -- N7.
** Определение известного разработчика компьютерных игр Сида Мейера (создателя «Цивилизации»).
*** «Все уходят» (лат.) Так в тексте театральной пьесы обозначают момент, когда все актеры покидают сцену.
Системные требования: Intel Core 2 Duo-1800/AMD Athlon 64 X2 3600+ (рекомендуется Intel Core 2 Duo-2400/AMD Athlon 64 X2 5200+), 1-Гбайт ОЗУ (рекомендуется 2 Гбайт), видеоплата nVidia GeForce 7900/ATI Radeon X1800 (рекомендуется nVidia GeForce 9800 GTX/ATI Radeon HD 4850), 15 Гбайт свободного дискового пространства, совместимая с DirectX 9.с звуковая плата, 8Х-дисковод DVD. Программа работает в среде Windows XP/Vista/7.Внимание: для завершения установки, активации и запуска игры необходим действующий аккаунт в системе EA Origin, т.е. при отсутствии подключения к Интернету игра запускаться не будет!
Разработка: BioWare Corporation
Издание: Electronic Arts