. Для себя отмечаю, что в ИТ-компаниях в последнее предзимье появилась тяга к корпоративным действам непременно в некоей культурной облатке: то спектакль своими силами поставят, то игровую «фильму» снимут на сюжет о себе любимых и с актерским составом из низов компании. И это не только созвучно движению мысли в обществе, особенно когда решают: «А зачем в России такие длительные зимние каникулы для всех?», но и отвечает на коренные вопросы бытия: «Единым ли бизнесом жив ИТ-человек?», причем твердо: «Не бизнесом единым». Проявление ИТ-инноваций в культуре на примере «сетелитературы» и разных мультимедиачудес в кинематографе, показывает, что событием в ней становятся те произведения, в которых наличествует не только использование ИТ-возможностей, но и что-то более существенное с человеческой точки зрения. Так, не столько креативность делает работу шедевром, сколько глубины мысли, передаваемых эмоций и другие творческие компоненты произведения. Имеется достойная модель бизнес-поведения, в которой рассматривается его эффективность при непременном присутствии ограничений, учитывающих этику отношений с пользователем. Это касается не только прозрачности отношений, но и подготовки документации и обучения продуктам и технологиям, которые пока выстраиваются на принципе: «Я тебя сертифицирую, а дальше как знаешь».
Здесь же уместно обратить внимание на то обстоятельство, что с этикой в ИТ-мире явные нелады (на что редактор справедливо заметил: «А где в бизнесе в целом с этикой лады?»), потому что на рынке и при разработке продуктов и технологий, похоже, учитывающий этику подход неинтересен: на знамени у этих людей легко читается: «Все во имя бизнеса». И в целом господство мнения о готовности вести себя этично, платили бы за это денежки (по своей сути неэтичного), не подтверждает претензий ИТ-мира на безоговорочный примат в человеческой культуре нашего времени.
Ну а теперь о приятных явлениях в области отношений ИТ и культуры. Перед католическим Рождеством, когда в Москве лил дождь, компания Cognitive Technologies устраивала корпоративное празднование Нового года. Приглашенных на вечере ожидал сюрприз — поставленная собственными силами комедия в одном акте, как было означено в изготовленной по случаю программке, «Блэз», автор Клод Манье. К стыду моему, мне не был известен сей французский комедиограф, страстный почитатель водевильного жанра, и я поначалу полагал: «Ах, как мило водят меня за нос Клодом Моне». Но дальше меня захватил сюжет, и я с интересом наблюдал за тем, как актеры справляются с задачами, поставленными профессиональным режиссером Сергеем Углановым.
Семь действующих лиц, все заслуживают лестных слов. И пусть главный герой, граф де Амбрие, в исполнении Максима Ралдугина излишне суетлив, но ведь граф без денег, да и откуда знать Максиму их графские манеры. Весь спектакль он провел достойно и был подлинным героем, хотя «герой водевиля», согласитесь, звучит несколько двусмысленно. Основной пружиной действия стала Мари, сыгранная Ириной Егоровой на протяжении представления в разной манере — от простушки, нанимающейся на работу к графу, до победительницы в гонке жизни, будущей графини. Уверенная игра И. Егоровой, полагаю, доставила удовольствие не мне одному. Еще один персонаж, балансирующий между двумя предметами мужского внимания, мсье Клебер Карлье, в роли которого выступил Денис Володькин, сыгран убедительно, потому что, как нам представляется, ближе остальных в водевиле к современному типу, а найденные для этого наглые краски следует признать весьма удачными.
Общаясь с режиссером спектакля, я выяснил, что на постановку удалось выкроить, урвать у бизнес-деятельности всего полтора месяца. Конечно, это сказалось и на том, как актеры двигаются по сцене, и на ведении диалога, но тем не менее труппа отменно справилась с задачей доставить радость себе и зрителям.
И остается надеяться, что данный контакт ИТ-людей и театра не станет последним, и нам, зрителям, посчастливится увидеть и другие сценические работы сотрудников Cognitive Technologies и еще доведется с удовольствием встречаться с ними не только на ИТ-выставках, где они представляют свой бизнес.

Г. Р.

596