История взаимоотношений «Альфа-Банка» с компанией IBM началась в 2000 году с установки системы AS/400 (сейчас IBM iSeries) и развертывания на ней централизованной программной системы банка — АБС Equation компании Misys (Великобритания). Миграция на новую платформу была связана со стратегическим решением о выходе на розничный рынок, а имеющаяся банковская система не могла выдержать рост клиентской базы за счет физических лиц. После ввода Equation в промышленную эксплуатацию возникла проблема отсутствия связи с другими работающими в банке решениями. «Мы осознали, что все существующие у нас приложения — система инвестиционного бизнеса, система корпоративного бизнеса, появляющиеся наработки для поддержки розничных клиентов — функционируют отдельно, и необходима интеграция между ними и центральной АБС Equation», — объясняет Максим Азрильян, главный технический архитектор «Альфа-Банка».

Поиск решения в «Альфа-Банке» начали у своего партнера — IBM, где предложили систему межплатформной интеграции WebSphere Business Integration Server (WBI), основанной на технологии промежуточного слоя (IBM WebSphere MQ, до 2002 года известной как MQSeries), которая реализует механизм очереди сообщений и обеспечивает асинхронный гарантированный обмен данными между приложениями на разных операционных платформах, включая необходимое преобразование форматов данных. Платформа WBI была развернута в «Альфа-Банке» в 2004 году и позволила наладить взаимодействие между центральной АБС на базе OS/400 и множеством других систем, реализованных в разных операционных средах, включая Windows, Linux, HP-UX. Как поясняет Азрильян, с помощью WBI удалось решить задачу репликации между Equation и другими приложениями банка больших объемов данных, размещаемых в централизованных хранилищах, таких как справочники счетов, клиентов, отделений и др.

Через три года после развертывания WBI в ИТ-департаменте задумались о реализации сервисной архитектуры для интеграции приложений, однако SOA не подразумевала замены асинхронных механизмов интеграции на базе WBI, а планировалась как интеграционная среда для приложений, требующих взаимодействия с помощью онлайн-запросов с возможностью получения моментальных ответов на них. Необходимость в такой интеграции в полной мере проявилась с развитием розничного бизнеса банка. «Если для корпоративного пользователя услуг банка ожидание в течение дня, когда пройдет платежка, не проблема, то человек хочет пополнить счет на мобильном телефоне буквально по нажатию кнопки или без задержек оплатить услуги через интернет-банк», — поясняет Азрильян. Для поддержки соответствующих бизнес-процессов требовалась интеграция приложений, задействованных в обслуживании индивидуальных клиентов, в режиме, близком к реальному времени. Такую интеграцию могла обеспечить сервисная архитектура, организующая синхронное взаимодействие между приложениями как Web-сервисами. Опираясь на успешный опыт работы с системой WBI, специалисты «Альфа-Банка» вновь обратились за решением к IBM и развернули SOA на базе сервера приложений WebSphere Application Server (WAS).

На платформе WAS был создан пул Web-сервисов, охватывающих приложения поддержки бизнес-процессов обслуживания физических лиц в банке, начиная с центральной АБС Equation. По словам Азрильяна, интеграционные механизмы на базе WAS обеспечивают взаимодействие между Web-сервисами по протоколу SOAP с получением отклика на запрос за максимально допустимое время в 5–10 секунд. Например, обращения к системе процессинга (обработки информации, необходимой при совершении платежей) в соответствии с принятыми в этой области стандартами должны выполняться не более чем за 12 секунд на транзакцию. В «Альфа-Банке», благодаря применению Web-сервиса, время между запросом к этой системе и ответом составляет 10–20 миллисекунд.

Две идеологии интеграции

Максим Азрильян: «Идея процессной обработки, а не интеграции каждый раз между собой отдельных приложений более идеологически правильна с точки зрения развития бизнеса»
Максим Азрильян: «Идея процессной обработки, а не интеграции каждый раз между собой отдельных приложений более идеологически правильна с точки зрения развития бизнеса»

Использование в банке двух различных платформ интеграции приложений — это сознательный выбор для достижения оптимальной поддержки разных классов задач. «Мы потратили очень много времени на то, чтобы идеологически разделить задачи, решение которых является более правильным с помощью асинхронных механизмов интеграции WBI, и те, которые лучше реализовать посредством онлайн-взаимодействия между Web-сервисами на базе WAS», — объясняет Азрильян.

Асинхронное взаимодействие

Платформа WBI функционирует в банке уже восемь лет, и за это время на ее базе было реализовано около 200 интерфейсов интегрируемых приложений. Одним из первых крупных проектов на базе WBI, успех которого дал стимул к дальнейшему использованию продукта, стала система для управления рисками розничного бизнеса. Розничное кредитование требует проведения клиентского скоринга — оценки возможных рисков, связанных с конкретным клиентом, перед принятием решения о выдаче кредита. Для этого в банке использовалось несколько приложений, в том числе: система противодействия мошенничеству Hunter, составляющая черные списки неблагонадежных клиентов; система вычисления поведенческого балла клиента Behaviour score; средства для запросов в бюро кредитных историй в соответствии с требованиями российского законодательства и для поддержки внутренних правил «Альфа-Банка», позволяющие определить, можно ли выдать кредит данному лицу и в каком размере. До определенного момента, как поясняет Азрильян, все эти решения общались между собой с помощью разных интерфейсов, что не способствовало быстрому и точному выполнению клиентского скоринга. Построенная на платформе WBI система позволила унифицировать их взаимодействие, обеспечив гарантированный оперативный обмен информацией между ними и на этой основе быстрый и качественный скоринг для принятия решений по кредитованию. Клиент, пришедший в точку продаж «Альфа-Банка» за потребительским кредитом, может получить ответ практически незамедлительно. Решения по более серьезным кредитам, таким как автокредитование или ипотека, принимаются дольше, но этот процесс с внедрением системы скоринга также удалось значительно ускорить.

Хороший пример асинхронной интеграции — репликация данных различных типов между приложениями банка и центральной АБС. На базе WBI реализована, в частности, репликация клиентских данных из унаследованных систем банка. Другой вид репликации — репликация бизнес-даты, обеспечивающая своевременную доставку в различные приложения информации о смене даты в центральной АБС. Эта информация имеет большое значение для определенных банковских процессов, например начисления процента по депозиту. Системы, работающие в других часовых поясах (филиалы и отделения «Альфа-Банка» находятся по всей стране, от Калининграда до Владивостока), должны иметь актуальную информацию о бизнес-дате в Equation для правильного проведения операций. Как поясняет Азрильян, решение задачи с помощью запросов к центральной системе со стороны приложений в тот момент, когда им это может понадобиться, привело бы к валу таких запросов и вряд ли было бы эффективно. Поэтому для репликации бизнес-даты используется поддерживаемая WBI технология «публикации-подписки» (publish-subscribe), с помощью которой заинтересованные приложения подписываются на информацию о смене бизнес-даты от Equation и получают ее один раз в сутки.

Еще одна интересная разработка на платформе WBI сделана недавно для поддержки нового направления оперативной бизнес-аналитики в банке. Создание сервиса бизнес-событий представляет собой пример реализации сервисного подхода к интеграции, но на базе асинхронной технологии передачи сообщений. Сервис бизнес-событий выполняет функцию передачи информации о событиях в банковских системах, связанных с обслуживанием клиентов, в систему построения оперативной отчетности. Такое решение понадобилось, для того чтобы иметь возможность быстро реагировать на изменения в приоритетах, пристрастиях и желаниях индивидуальных клиентов банка. На динамичном розничном рынке оценка изменений на основе стандартной управленческой отчетности, которая выпускается с периодичностью примерно раз в месяц, не может быть эффективной. Быстрая интеграция в аналитические системы данных о происходящих в рознице событиях позволяет получать отчеты раз в несколько дней и оперативно принимать решения — например, о том, как скорректировать тактику продаж продукта, чтобы отреагировать на рост запросов на него через Интернет, или что изменить в определенной банковской услуге, по которой наблюдался всплеск обращений в центр обслуживания запросов.

Сервис бизнес-событий позволил банку быстро менять свои предложения в ответ на изменения потребностей клиентов, сохраняя лояльность существующих и привлекая новых. «Системы банка не должны зависеть от готовности сервиса, внешнего по отношению к бизнес-процессам, получать или передавать данные — требовалась технология, гарантирующая доставку информации не влияя на ход бизнес-процесса, из которого эта информация была извлечена, — говорит Азрильян. — Механизмы очереди сообщений MQ, которые лежат в основе WBI, как раз и обеспечивают такую гарантированную и асинхронную доставку информации, не влияя на систему-отправитель и независимо от того, была ли система-потребитель работоспособна и доступна в тот момент, когда информация появилась. Данные будут получены этой системой, как только это станет возможным».

SOA

Сервисная среда интеграции на базе WAS эксплуатируется в «Альфа-Банке» меньший срок, чем WBI, однако за пять лет работы для этой платформы было создано в два раза больше интерфейсов — порядка 500. Из них более 400 — Web-сервисы к центральной АБС Equation. Первым крупным интеграционным проектом на WAS стала организация взаимодействия посредством Web-сервисов между АБС Equation и новой фронт-системой, с которой работают операторы в отделениях «Альфа-Банка» по всей стране. Эта система не имеет собственной базы данных и работает с центральной АБС в режиме онлайн.

На основе WAS реализовано ядро системы интернет-банкинга «Альфа-клик», использующее Web-сервисы для организации взаимодействия с Equation и системами процессинга, розничного кредитования и вторичных продаж. Это обеспечивает предоставление на первом экране интернет-банка всей информации, которая актуальна для клиента или может его заинтересовать — например, об остатках на его счетах, о статусе исполнения совершенных платежей, о готовности заказанной пластиковой карты, о вариантах перекредитования и т. д.

По словам Азрильяна, в 2009 году в «Альфа-Банке» с помощью Web-сервисов сделали первый в России проект взаимодействия между интернет-банком и платежной системой. Интеграция систем «Альфа-клик» и «Яндекс.деньги» автоматизировала перевод денег со счета в банке на кошелек «Яндекса» и наоборот, а впоследствии была реализована интеграция «Альфа-клик» с другими платежными системами, такими как WebMoney, QIWI, RBKmoney. Кроме того, на платформе WAS построены адаптеры к платежным шлюзам Rapida и Cyberplat, которые «оформляют» интерфейсы этих систем в Web-сервисы. Как объясняет Азрильян, это позволяет значительно упростить взаимодействие банка с системами электронных платежей. Платежные шлюзы предоставляют собственные протоколы взаимодействия, но обеспечить их поддержку в банковских приложениях достаточно сложно, к тому же это затрудняет адаптацию банком изменений, происходящих в платежных системах. Использование универсального механизма Web-сервисов позволяет возложить на адаптер все тонкости обработки ответов платежных систем и быстро настраивать взаимодействие с ними при появлении в таких системах новых возможностей, что происходит достаточно часто. Таким образом, благодаря SOA «Альфа-Банк» обеспечивает своих клиентов дополнительным сервисом по использованию популярных систем электронных платежей.

Управление бизнес-процессами

Два интеграционных решения WBI и WAS образуют корпоративную шину данных, которая обеспечивает связь разнородных приложений с центральной АБС и между собой и позволяет автоматизировать бизнес-процессы банка. Обе платформы дополняют одна другую, и нередки ситуации, когда бизнес-процесс задействует их обе. Например, процесс выдачи ипотечного кредита начинается с онлайн-взаимодействия посредством интерфейсов WАS, затем переходит на сторону WBI для выполнения в асинхронном режиме клиентского скоринга и снова возвращается на WAS для запуска приложения оператора, работающего непосредственно с клиентом. Интеграция этого приложения с центральной АБС снова задействует Web-сервисы.

Необходимую для автоматизации бизнес-процессов интеграцию двух платформ можно реализовать, используя инструменты WAS, но в «Альфа-Банке» пошли дальше и, опираясь на успешный опыт работы с продуктами линейки IBM WebSphere, для более полной поддержки управления бизнес-процессами в 2009 году обратились к BPM-системе WebSphere Process Server (сегодня это решение, наряду с Lombardi, стало частью комплексного решения IBM Business Process Manager).

C технологической точки зрения WPS представляет собой надстройку к платформе WebSphere Application Server и сочетает гибкость онлайн-взаимодействия и присущие системам класса BPM возможности описания, гарантированного выполнения и мониторинга процесса. Важно, что WPS позволяет автоматизировать процесс, включающий в себя не только вызовы приложений, но и действия персонала (human tasks) — например, звонок клиенту, дополнительный анализ черных списков или запрос в стороннюю организацию.

Ключ к рискам

Для страховой компании информация о клиентах, продуктах и рынках имеет особую ценность — как показывает опыт группы «АльфаСтрахование», чем более эффективен такой аналитический инструмент, тем ближе достижение бизнес-целей.

Ольга Ревякина

К сегодняшнему дню с помощью системы WPS в банке реализовано 25 бизнес-процессов разного уровня сложности, это позволило сократить число операций, которые и при наличии развитых средств интеграции приложений продолжали выполняться в полуручном режиме. К простым процессам на базе WPS можно отнести, например, авторасторжение кредитного договора или персонификацию пластиковых карт, автоматизация которых сводится к простой цепочке взаимодействий между разными системами. Примером более сложного процесса может служить выставление счетов (инвойсинг) для оплаты клиентами услуг интернет-банка — у «Альфа-Банка» есть договоренность с рядом организаций о возможности оплаты их услуг с помощью системы «Альфа-клик». Например, клиент компании «АльфаСтрахование» для покупки полиса ОСАГО или туристической страховки может оставить все необходимые данные на сайте компании, после чего ему будет выставлен счет в системе «Альфа-клик», который он сможет оплатить через Интернет. Простая для пользователя процедура реализуется с помощью сложного разветвленного процесса, подключающего системы как банка, так и поставщика услуг, и может длиться до нескольких дней. Реализация на базе WPS такой процедуры позволяет банку подключать к «Альфа-клик» новых получателей платежей.

Еще один интересный процесс — обновление информации о клиентах. Встроенный в WPS механизм, так называемая матрица принятия решений (decision table), позволяет на основе заданных бизнес-подразделениями правил определять, должна ли новая информация о клиенте, с которым в банке уже работали раньше, полностью заменить старую или быть отложена в спорном статусе для возможного использования в дальнейшем. Например, если данные поступают от клиента лично через оператора в отделении банка, то можно не сомневаться в их подлинности, а если через оператора, принимающего телефонные звонки в центре удаленного обслуживания, то есть риск, что данные недостоверны. Если специалисты банка решат поменять заданные правила, изменения в выполнении процесса реализуются путем настройки матрицы принятия решений.

Автоматизация бизнес-процессов позволила подразделению ИТ «Альфа-Банка» выйти на новый уровень зрелости. «Идея процессной обработки, а не интеграции каждый раз между собой отдельных приложений идеологически более правильна с точки зрения развития бизнеса, — объясняет Азрильян. — Когда бизнесу нужно добавить новые шаги или ветвления в существующий процесс, мы оперативно меняем нужную часть решения на базе WebSphere Process Server и запускаем измененный процесс без необходимости регрессионного тестирования». Для банка очень важно, что при внесении изменений в процесс, если, конечно, это не полная смена идеологии, не требуется проводить сложное и ресурсоемкое регрессионное тестирование, задействующее не только ИТ-персонал, но и бизнес-специалистов. Модульность, прозрачность и гибкость внесения изменений, которую обеспечивает автоматизация процессов на базе WPS, помогают бизнесу развиваться в нужных ему направлениях и нужными темпами.

Тем не менее не все процессы в «Альфа-Банке» поддерживаются этой системой IBM — как объясняет Азрильян, поскольку в банке сложился сильный контингент ИТ-специалистов, в ряде случаев эффективней оказывается разработка процесса собственными силами, а не использование готового продукта. «Фактически WPS предлагает нам универсальный “строительный набор” для автоматизации процесса, который не учитывает особенностей работы в банке, и потому, как правило, требует определенной настройки, — отмечает Азрильян. — Если эти настройки оказываются значительными, то нам бывает проще разработать собственные “кубики” и с их помощью построить процесс». При этом разработка ведется на той же платформе WAS, и все процессы унифицированы с точки зрения принципов выполнения и поддержки.

 

Сфера интеграции

Технологии интеграции приложений, данных и управления бизнес-процессами компания IBM консолидирует в семействе продуктов WebSphere. Сюда входят и один из ветеранов интеграционного рынка, система передачи сообщений MQ, выпущенная IBM 20 лет назад и до 2002 года носившая название MQSeries, и новейшие системы, такие как Worklight для интеграции мобильных приложений или Operational Decision Manager для поддержки принятия решений на базе событий и бизнес-правил. Под крылом WebSphere объединились не только программные продукты, но и программно-аппаратные комплексы, например устройства DataPower для быстрого развертывания инфраструктуры SOA и DataPower CastIron для интеграции локальных и облачных приложений.

Фундаментом для интеграции приложений в концепции сервисной архитектуры в семействе WebSphere является сервер приложений WebSphere Application Server, который поставляется в нескольких редакциях, отвечающих потребностям бизнеса разных масштабов и с разными базовыми инфраструктурами. WAS представляет собой реализацию платформы Java Platform, Enterprise Edition (Java EE). Последняя версия WAS 8.5 соответствует спецификациям Java EE 6. Сервер WAS реализует инфраструктуру для разработки, развертывания и интеграции приложений по принципам SOA, предоставляя инструменты для создания многократно используемых прикладных сервисов и их исполнения в безопасной, масштабируемой и надежной среде.

Верхний уровень в иерархии интеграционных решений занимают программные комплексы управления бизнес-процессами, которые объединяют средства моделирования, выполнения и мониторинга процессов. Решения IBM в области BPM за последнее время сильно эволюционировали — выпущенный в 2011 году комплекс IBM Business Process Manager интегрировал собственное решение IBM WebSphere Process Server (см. рисунок) и приобретенный продукт компании Lombardi. Система WPS, в свою очередь, пришла на смену решению WebSphere Business Integration Server, которое IBM продвигала в середине 2000-х годов.

 

Архитектура WebSphere Process Server
Архитектура WebSphere Process Server

 

IBM BPM предоставляет среду для работы разных категорий участников создания и выполнения процессов, унифицированную на основе единой нотации BPMN. Сегодня в портфеле IBM есть также облачная реализация управления бизнес-процессами — продукт BlueWorks Live.

 

Выгоды промышленной платформы

В бизнесе “Альфа-Банка”, как и любой крупной финансовой организации, ИТ-решения играют важную роль, и от качества поддержки критичных для бизнеса операций может напрямую зависеть благополучие банка, поэтому, подчеркивает Азрильян, так важно реализовать интеграцию приложений и автоматизацию процессов на промышленной платформе. «Можно взять любое решение и написать на его базе код или сделать разработку целиком своими силами, и это, возможно, будет нормально работать, если к такой системе происходит тысяча обращений в день, — поясняет Азрильян. — Но когда речь идет о тысячах вызовов в час, такой подход обернется постоянными срывами в работе бизнеса». Решение, сделанное «на коленке», не позволяет учесть все необходимые факторы, влияющие на работоспособность системы, включая использование процессорных ресурсов, памяти, оптимизацию производительности при высоких нагрузках, и не обеспечивает механизмов быстрого восстановления в случае сбоев.

Именно поэтому в «Альфа-Банке» сделали выбор в пользу промышленной платформы IBM WebSphere для интеграции приложений и бизнес-процессов. «Если идеология интеграции изначально продумывается и реализуется на такой платформе, проблемы с нагрузкой и производительностью решения либо в принципе не возникают, потому что разработчик понимает, что он делает и как будут использоваться память, диски, процессоры, либо эти проблемы очень быстро устраняются», — замечает Азрильян. Скорость устранения ошибок обеспечивается как продуманностью решения, так и возможностью привлечения ресурсов производителя (техподдержка, документация и т. п.). В этом, отмечает Азрильян, еще одно преимущество работы, по сравнению с использованием, например, решений с открытым кодом. И хотя вложения в системы промышленного уровня будут, безусловно, несравнимо выше затрат на открытые или менее комплексные решения, возможные потери для бизнеса из-за применения последних могут нивелировать всю изначальную выгоду.

При этом в «Альфа-Банке» не ограничиваются платформой IBM, используя для интеграции в том числе и решения OpenSource. Поскольку проблемы с приложениями для офисной работы не окажут разрушительного влияния на бизнес банка, для их интеграции используется сервер с открытым кодом Jboss. Значительная часть системы интернет-банкинга «Альфа-клик» реализована с помощью механизмов интеграции Oracle Webcenter, которые, по словам Азрильяна, на момент выбора решения предоставляли для этой задачи более широкие возможности, чем продукты IBM. При этом данные разнородные платформы успешно сочетаются друг с другом.

Сейчас в «Альфа-Банке» завершается миграция на версию WebSphere Application Server 7 и ведется разработка решения для повышения надежности взаимодействия программных комплексов посредством Web-сервисов, что позволит исключить влияние временной недоступности систем-источников.