Что есть виртуализация? Имеется две полярные точки зрения — одни утверждают, что это не более чем превращение различных видов компьютерных ресурсов в интегрированные пулы с автоматизированным управлением, другие понимают под виртуализацией создание гетерогенных сервисных инфраструктур для доступа к приложениям и их доставки. Видимо, своя правда есть у приверженцев и той и другой позиции, а существующая неопределенность вызвана тем, что нам еще только предстоит до конца понять феномен, получивший название "облако". Первая точка зрения понятнее большинству специалистов, поскольку лучше адаптирована к существующим технологиям. Пример тому — превращение корпоративных ЦОД в частные облака, а, по сути, создание структур, близких к мэйнфреймам, но на иной программно-аппаратной базе. Вторая почти революционна, и Саймон Кросби — ее приверженец и активный пропагандист.

Саймон Кросби, пожалуй, один из самых интересных и ярких персонажей среди технических руководителей современной компьютерной индустрии. Показательно, что в 2007 году, еще в то время, когда он работал в английском стартапе XenSource, издание InfoWorld включило его в список Top25 CTO. После того как Citrix купила XenSource и все, что связно с Xen, заняло заметное место в производственной программе этой компании, его статус существенно повысился. Напомним, гипервизор Xen разрабатывался ассоциацией Xen.org с 2003-го по 2007 год в рамках проекта с открытом кодом, а его поддержка осуществлялась компанией XenSource, созданной сотрудниками знаменитой Кембриджской компьютерной лаборатории. Именно там в 1949 году под руководством Мориса Уилкса был разработан EDSAC (Electronic Delay Storage Automatic Calculator) — первый компьютер с хранимой в памяти программой, в котором была реализована схема Джона фон Неймана, что позволило Британии на протяжении последующих двадцати лет оставаться второй компьютерной державой.

Мэйнфреймы XXI века

Сорокалетний виток эволюции в ИТ снова привел индустрию к централизованным мэйнфреймам. Сложилось так, что современные мэйнфреймы назвали облаками, надо ли теперь ожидать передела сфер влияния в области корпоративных информационных систем?

После того как Citrix купила XenSource, руководитель этой компании и главный архитектор Ян Пратт стал вице-президентом Citrix по новым технологиям, а его ближайший помощник и основной евангелист Xen Саймон Кросби занял пост технического директора. Руководство же разработкой Xen в открытых кодах теперь перешло консорциуму Xen Project Advisory Board (Xen AB), в состав которого входят Citrix, IBM, Intel, HP, Novell, Red Hat и Oracle. Эта организация представляет собой добровольное объединение, своего рода кооператив, где каждый из участников делегирует столько разработчиков, сколько считает для себя возможным. Кросби объяснил, что баланс между взносом и потреблением складывается естественно и просто — чем больше та часть из общих результатов, которые та или иная фирма хочет использовать, тем больший штат и средства она вынуждена вложить в общее дело.

Восхождение по административной лестнице ни внешне, ни внутренне не изменило Кросби, который не потерял настроя и «драйва», присущих энтузиастам, занятым в Open Source, он все так же зол и полемичен, как в бытность CTO в XenSource. Однако при всей видимой открытости и доступности он оказался невероятно трудным собеседником. Показательно, что некоторые презентации Кросби заканчивает девизом Peeling the Onion, который буквально можно перевести "Очищая лук" (так, кстати, почему-то перевели на русский название романа Гюнтера Грасса, хотя это ошибка — в данном случае речь идет об идиоме: "углубляясь во что-то" или "копаясь в себе"). К тому же на манеру общения Кросби оказывает влияние его происхождение — Англия и Кембридж. Как истинный британец, Кросби не стремится быть понятым ни на уровне языка, ни на уровне мысли плюс к тому джентльменская агрессивность по отношению к конкурентам, этакая вежливая жесткость, недаром джентльмены придумали бокс — драку без побоев. В итоге складывается странная ситуация: рассказать о том, что именно думает об облаках и виртуализации Кросби, читателям будет интересно, но возникает вопрос — а как, чтобы сохранить нейтралитет? По всем этим причинам нынешний гость номера, Саймон Кросби, представлен не в формате интервью, чтобы некоторые его высказывания не были неправильно восприняты, а в пересказе впечатлений о трех встречах, в течение которых наш герой излагал свое видение технологических направлений своей компании.

Стандарты на облака

По какому пути пойдет развитие облаков? Что нас ждет — программные мэйнфреймы или новые открытые системы? Что будет происходить в сфере стандартизации облаков? Сегодня в дальнейшей судьбе облаков больше вопросов, чем ответов

Сегодня в фокусе внимания Citrix облака во всех их ипостасях, а нынешняя корпоративная стратегия "Три PC" предполагает обеспечение взаимодействия трех типов облаков: Personal Cloud, Private Cloud и Public Cloud. Интерпретация того, что именно является облаком, в Citrix заметно отличается от трактовки других игроков ИТ-рынка, в частности компании VMware, которая является постоянным объектом атак Кросби. Не случайно свой доклад на прошедшей в Москве 7 апреля 2011 года партнерской конференции он называл "Два облака". Точка зрения, которую выразил Кросби, возвращает нас к видению облаков в их первозданном виде, к тому, как в свое время облака представили Эрик Шмидт и Скотт Макнили. Они назвали облаками небольшое количество гигантских центров обработки данных, обеспечивающих своими сервисами глобальное присутствие. Такие в подлинном смысле слова облака невидимы и удалены от клиента в заоблачное пространство. Кросби относит к апологетам таких облаков Google, Amazon и им подобные компании. "Гибридное облако", по мнению Кросби, нонсенс, при этом он не отрицает факт справедливости существования частных облаков, но считает это направление всего лишь распространением облачных подходов на корпоративные информационные системы. Он полностью согласен с определением таких систем как "мэйнфреймы XXI века"; по его мнению, таким образом решается чрезвычайно актуальная задача автоматизации ИТ, но отнюдь не полный переход на сервисную модель.

Микросерверы для современных нагрузок

За 60 лет существования компьютеров повторялась ситуация, когда сначала для решения новой задачи используют универсальные, а затем специализированные системы. Сейчас на очереди появление специализированных серверов для поддержки интернет-приложений.

Итак, действуя по луковичному принципу, следует начать с виртуализации. По мнению Кросби, в сознании многих представление о виртуализации сводится к виртуализации процессоров, основанной на гипервизорах, но у Citrix позиция иная — гипервизоры рассматривают как ключевой, но не единственный аспект, в компании пытаются рисовать более широкую картину исходя из того, что Citrix уже много лет позиционирует себя в роли производителя, специализирующегося на доставке приложений в самой разной форме, называя себя application delivery company. В ее арсенале есть множество средств, которые, по мнению Кросби, попадают в категорию "виртуализация" и образуют стек виртуализации. Своим появлением виртуализация процессоров средствами гипервизоров обязана росту числа транзисторов в соответствии с законом Мура, а также неспособности производителей процессоров обеспечить своим изделиям достаточно высокий коэффициент полезного действия. Несовершенство процессоров x86 создало экологическую нишу для VMware, в результате на потребителя ложится двойная нагрузка: мало того, что ему приходится платить Intel или AMD за процессор, ему еще, оказывается, нужно доплатить VMware за то, чтобы этот процессор поэффективнее загрузить. В Citrix считают, что именно этот уровень, занимающий нижнюю позицию по отношению к остальным компонентам стека, не должен быть оплачиваемым. Добавленная стоимость и реальные перемены начинаются тогда, когда этот уровень встроен в общий информационно-технологический стек. Философия виртуализации Citrix противоположна концепции VMWare. В Citrix смотрят с точки зрения доставки приложений, следовательно с гипервизора все только начинается — он признается важной составляющей, первым, но среди равных. Citrix виртуализует не только его, но и презентационный уровень, виртуализует взаимодействие приложений и операционных систем, технологии поддержки пользователей и динамическую композицию виртуальных машин. То есть конечной целью является создание такой динамической композиции ИТ-стека, которая бы в максимальной степени соответствовала потребностям пользователя, тому, что именно ему нужно, какие приложения он использует и где предпочтитает их выполнять. Например, есть Provisioning Server, входящий XenServer на уровне Platinum, он способен динамически перемещать нагрузки, а где эта нагрузка будет выполняться — на физической или на виртуальной машине, поддерживаемой гипервизорами Xen, Hyper-V или VMware, — не имеет особого значения.

Таким образом можно контролировать все нагрузки любого ЦОД, и суть не в том, чтобы виртуализовать какой-то процент серверов, а чтобы обеспечить динамизм всей инфраструктуре. Кросби считает, что виртуализация не догма, а следует учитывать особенности приложений и, например, современные, которые поддерживают Web 2.0, разумнее выполнять на виртуальной машине, а другие, такие как Oracle RAC, тоже можно выполнять на ней, но это не догма — в ряде случаев имеет смысл обойтись вообще без виртуальных машин, работая на оригинальной инфраструктуре (native infrastructure), но под управлением обеспечивающего динамизм XenServer.

 

 

Саймон Кросби : «Виртуализация не догма, и всегда следует учитывать особенности приложений... С гипервизора все только начинается — он, конечно, важная составляющая, первый, но среди равных... Будущее технологии виртуализации в приложении к облакам не в серверной виртуализации и средствах управления виртуальными машинами, а в адаптированных к облачным требованиям гипервизорах, способных работать одновременно с несколькими экземплярами приложений»

 

Истинный британец и выпускник Кембриджа, Кросби позволяет себе английский юмор, сравнивая решения Citrix c аналогами от конкурентов. В частности, он расшифровывает три буквы VCE названия известного альянса как Very Costly Engineer, то есть "очень дорогие инженеры", подчеркивая таким образом высокую стоимость эксплуатации интегрированных стеков типа Vblock и их аналогов. Он признает, что такие ЦОД имеют более высокую степень автоматизации, но если число серверов измеряется десятками тысяч, то такая автоматизация, по его мнению, положение дел не спасает. Выход, как это предполагается в идеологии OpenStack, состоит в полном отказе от обслуживания и замены вышедших из строя компонентов: если что-то ломается, то такой компонент выводится из работы и отмирает, то есть по мере эксплуатации происходит плавная деградация системы. Кросби проявил себя как яростный поклонник трехкомпонентной облачной инфраструктуры "РС в кубе", образованной разнообразными устройствами доступа, снабженными приемниками. Эти приемники связывают пользователей с главным или парадным входом в систему, который поддерживает входной шлюз частного облака. Само частное облако через мост взаимодействует с публичными облаками — этот вход называют черным или, точнее, техническим. В этой схеме нет места гибридным облакам. Кросби считает, что такой вещи нет, публичные, частные и средства взаимодействия, а гибридов быть не может. Полноценная реализация триединой облачной схемы позволяет пользователю получить приложения (схема follow-me-apps) и данные (схема follow-me-data) вне зависимости от используемых устройств.

Интегрированные стеки — будущее частных облаков

Еще совсем недавно вообще не существовало понятия "интегрированный стек ИТ", а сейчас эти готовые комплекты рассматриваются в качестве главного средства для создания частных облаков.

Будущее технологии виртуализации в приложении к облакам Кросби видит не в серверной виртуализации и средствах управления виртуальными машинами, а в адаптированных к облачным требованиям гипервизорах, способных работать одновременно с несколькими экземплярами приложений (multi-tenant hypervisor), построенными на основе Xen.

Образцом облака для Кросби служит японская инициатива Internet Initiative Japan (IIJ), предполагающая сборку гигантских массивов из сотен контейнеров, наполненных серверами и системами хранения данных. Основное предназначение IIJ и подобных систем, например того, что делает известный провайдер Rackspace, — это предоставление услуг пользователю, который становится "богом» таких систем, а функция провайдера сводится к максимально возможной поддержке и предельному упрощению доступа пользователей к различного рода ресурсам.