Экосистема инновацийНа сайте одного из столичных вузов студентов спросили, как они чувствуют на себе влияние экономического кризиса. Практически все участники опроса высказали жалобы, и только один ответ оказался оптимистичным. Недавний выпускник, владелец собственной компании-стартапа, нуждается в специалистах и считает кризис хорошим временем для получения опыта ведения собственного бизнеса. Бизнес-инкубаторы получили сегодня прописку и в России.

На серьезных ИТ-конференциях выступающие подбадривают сейчас аудиторию, рассказывая о том, что Microsoft, Intel, Adobe или Sun Microsystems появились на свет в не самые простые для экономики времена. Возможно, в этом действительно есть некая закономерность: когда «теплые» места в банках или консалтинговых компаниях становятся слишком рискованными, больше шансов, что молодые специалисты задумаются о собственном бизнесе. Это предположение не выглядит фантастичным и в современных российских реалиях. Два года назад, когда у нас впервые возникла идея написать о возможностях создания бизнес-инкубаторов на базе университетов, мы исходили в основном из информации о подобном западном опыте, а сегодня в стране уже ряд вузов имеют свои инкубаторы, распространяется практика обучения студентов технологическому предпринимательству, проводятся конкурсы студенческих инновационных проектов, создаются альянсы компаний и финансовых институтов для поддержки стартапов, зарождающихся в том числе и в университетской среде.

Многим из этих инициатив не более двух лет?— смешной срок по сравнению с опытом западных университетов, где уже не один десяток лет венчурная индустрия проявляет пристальное внимание к вузовской среде, в которой создаются все условия для «взращивания» молодых предпринимателей. В интервью журналу «Открытые системы» профессор Слоановской школы менеджмента Массачусетского технологического института, эксперт по программному бизнесу Майкл Кузумано рассказывал, что только из МТИ с 1945 года вышло около 4 тыс. стартапов, принесших сотни миллиардов долларов прибыли. Чтобы стимулировать студентов на создание собственных ИТ-компаний, их обучение фундаментальным математическим дисциплинам и компьютерным наукам сопровождается глубокой подготовкой в области менеджмента, управления инновациями, предпринимательства, проводится конкурс по бизнес-планам, победитель которого не только получает крупную денежную премию от университета, но и, как правило, финансирование от венчурных капиталистов, благодаря чему получает возможность реализовать собственные идеи.

Как вырастить стартап

Дмитрий Репин: «Инкубатор не ставит целью взять своих подопечных за руку и провести через все этапы, которые надо пройти стартапу,?— добиться успеха в бизнесе без инициативы и определенных пробивных способностей невозможно»Классический способ помочь в коммерциализации некоторой идеи?— поместить ее в бизнес-инкубатор, структуру, которая предоставляет начинающему предпринимателю ресурсы для развития проекта и вывода его результатов на рынок. Не стоит путать бизнес-инкубатор с технопарком или кластером, что часто происходит в России. Технопарк?— это прежде всего техническая инфраструктура для размещения компаний, причем, как правило, компаний зрелых, а не начинающих. Цель бизнес-инкубатора?— «взращивание» начинающих компаний, для которых на первых шагах критически важны не квадратные метры доступной офисной площади, а развитая инфраструктура поддержки: возможности получения навыков технологического предпринимательства, общение с экспертами в той области, в которой ведется проект, помощь в поиске начального финансирования и т.д.

Университеты представляются отличным местом создания инкубаторов для технологических стартапов. Где, как не в студенческой среде, должны возникать новые идеи и желание выстроить на них свой бизнес, поверить в свои силы или, наоборот, отказаться от предпринимательской карьеры. И даже если в университете бизнес-инкубатор часто «смахивает» на игру в бизнес, она может оказаться очень полезной, поскольку вводит студентов в предпринимательскую среду, дает им необходимые знания, навыки и опыт, чтобы увереннее чувствовать себя в мире «взрослого» бизнеса.

В России уже есть несколько жизнеспособных примеров таких структур на базе университетов. Среди них?— инкубаторы на базе МФТИ, Высшей школы экономики, Томского госуниверситета, МГТУ им.?Баумана, Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР).

Созданный в 2006 году бизнес-инкубатор Государственного университета?— Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) рассматривается, по словам его руководителя Дмитрия Репина, как центр поддержки предпринимательства в вузе. Главная задача инкубатора?— создание среды общения и обучения будущих предпринимателей, позволяющей мотивировать их на разработку потенциально интересных для бизнеса проектов, дать необходимые знания для менее болезненного выхода в свободное рыночное плавание, помочь привлечь экспертные и финансовые ресурсы.

Репин отмечает, что инкубатор не ставит целью взять своих подопечных за руку и провести через все этапы, которые надо пройти стартапу,?— тепличные условия, несмотря на название, в бизнес-инкубаторе не предусматриваются, поскольку там считают, что добиться успеха в бизнесе без инициативы и определенных пробивных способностей невозможно. Бизнес-инкубатор предлагает участникам проектов программу мероприятий, каждое из которых потенциально повышает их шансы реализоваться в предпринимательской роли, включая образовательные программы по бизнесу и предпринимательству, конкурсы бизнес-планов, встречи с людьми, добившимися успеха в собственном деле, и инвесторами, заинтересованными во вложениях в начинающие компании.

Во всех проектах, которые уже прошли через инкубатор ГУ-ВШЭ и находятся там сейчас, присутствует серьезный ИТ-компонент, большой интерес начинающие предприниматели выказывают к созданию Internet-проектов. Для их реализации у «Вышки» есть собственная «ресурсная» база?— факультет бизнес-информатики, но стартапы инкубатора могут нанимать и внешних ИТ-специалистов.

У бизнес-инкубатора ГУ-ВШЭ есть одно преимущество перед другими вузами?— разнообразие специализаций, по которым учат в университете, что позволяет силами своих студентов обеспечить все потребности стартапа, от разработчиков ПО до маркетологов, экономистов и менеджеров. Обладая более сильным, чем в ГУ ВШЭ, технологическим потенциалом, открывшийся два года назад бизнес-инкубатор на базе МФТИ делает акцент на предоставление глубоких знаний в области экономики и бизнеса участникам своих проектов. Как отмечает куратор бизнес-инкубатора Виктор Сафронов, есть надежда на восполнение дефицита менеджерских кадров за счет студентов нового факультета инноваций и высоких технологий, где помимо традиционных для вуза дисциплин изучают экономику и управление в сфере технологических инноваций.

Елена Масолова: «В бизнес-инкубаторах решается важная задача по формированию сообщества людей, готовых создавать собственный бизнес, но редко формируются реальные бизнесы»Среди основных задач бизнес-инкубатора физтеха?— пропаганда технологического предпринимательства, конкурсы проектов студентов различных факультетов, обеспечение победителей начальным финансированием, помощь начинающим компаниям в решении различных юридических вопросов. Но на первом месте?— бизнес-образование, а также коучинг?— реализация бизнес-руководства проектами. Неразвитость такого руководства Сафронов считает основной проблемой зарождающихся в России вузовских бизнес-инкубаторов, поскольку очень сложно найти наставника («коуча») для стартапов, готового тратить на них силы и время почти только за один интерес, имеющего необходимый объем технических и бизнес-знаний и достаточный опыт работы с венчурными проектами. Мотивировать специалистов такого уровня отдаленной и негарантированной перспективой заработать, но прежде всего возможностью стать первопроходцами в деле формирования культуры технологического предпринимательства в университетской среде страны непросто, хотя, как отмечает Сафронов, они все-таки есть среди выпускников МФТИ.

Наиболее солидно, пожалуй, среди аналогичных инициатив выглядит Межвузовский студенческий бизнес-инкубатор (СБИ), созданный в 2004 году как подразделение Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники. СБИ имеет свое здание и предоставляет перспективным проектам 14 офисных помещений с сотней индивидуальных рабочих мест. В университете стремятся обеспечить все необходимое для реализации достаточно сложных проектов в области ИТ и радиоэлектроники, от развитой технической инфраструктуры до возможностей дополнительного образования по вопросам российского законодательства и международного права, предпринимательства, научно-технической экспертизы, инновационной деятельности, защиты промышленной и интеллектуальной собственности и др. Бизнес-инкубатор берет на себя проведение маркетинговых исследований и помогает проектам в продвижении решений. Кроме того, СБИ является методическим центром по разработке и внедрению новых образовательных технологий в учебный процесс вуза, например группового проектного обучения и дистанционного образования, а студенты?— участники проектов получают возможность заниматься по индивидуальным учебным планам, которые предусматривают, что их курсовые и дипломные работы будут частью бизнес-планов проектов.

Идеи для инноваций

Казалось бы, в вузовской среде естественным источником идей инновационных проектов, претендующих в будущем на коммерциализацию и успешную судьбу в бизнесе, должны быть научные исследования университета, однако Сафронов отмечает, что в бизнес-инкубаторе физтеха еще только стоит задача научиться максимально использовать потенциал научных баз МФТИ. В университете существует уникальный механизм взаимодействия с научно-исследовательскими институтами, где на старших курсах все студенты Физтеха в обязательном порядке проходят практику. Но, как объясняет Сафронов, руководители этих НИИ пока плохо представляют, каким образом, а главное, зачем помогать своим подопечным искать перспективные технологии, потому приходящие в инкубатор проекты зарождаются преимущественно по инициативе «снизу», от самих студентов. Тем не менее инкубатор в физтехе рассматривается как основа для реализации технологической цепочки от НИОКР к идее проекта, формированию проектной команды и разработке готового предложения инвестору для выхода на рынок.

Большинство проектов инкубатора физтеха связаны с разработкой ПО, включая создание Internet-сервисов, не требующих субсидий на закупку дорогого оборудования и способных за короткий срок достигнуть уровня работоспособного результата, под который уже можно искать финансирование.

В инкубаторе ГУ-ВШЭ вопросам креативности, генерации идей уделяется много времени на образовательных мероприятиях, а основным источником их возникновения, по словам Репина, сейчас является желание молодых людей сделать то, чего им самим недостает для реализации тех или иных потребностей. Наверно, именно так зародились идеи выращенных в инкубаторе проектов Smartkniga по формированию кратких изложений деловой литературы для занятых менеджеров или онлайн-сервиса Roomix для создания трехмерных интерьеров помещений. Как рассказал замдекана факультета бизнес-информатики по науке и международным отношениям Олег Козырев, на факультете хотят выстроить внутреннюю научную среду, в которой будут возникать идеи с потенциалом для будущей коммерциализации, а не брать их извне, как часто происходит в бизнес-инкубаторах. В результате бизнес-инкубатор должен стать неотъемлемой частью образовательного и исследовательского процессов факультета. Тематика проектов, начатых на факультете бизнес-информатики в этом учебном году, представляет исследовательский интерес для давних партнеров факультета?— компаний Microsoft и SAP, инвестирующих их на начальных этапах. Так, в рамках открытого недавно Центра инноваций Microsoft будет вестись работа в области стратегического моделирования предприятий, а при поддержке SAP реализуется проект в духе Web 3.0?— извлечение знаний из неструктурированной информации.

Специфика вуза и значительные вложения, сделанные в бизнес-инкубатор ТУСУР, объясняют более сложный, наукоемкий характер здешних проектов, например, разработка и производство малобюджетных светодиодных экранов, разработка автономных источников питания, создание сенсорных платежных терминалов с ПО собственной разработки. Кроме того, как поясняет начальник отдела международного сотрудничества ТУСУР Геннадий Кобзев, часть студенческих проектов, расположенных в СБИ,?— это «спинауты» (spin out?— преприятие, ведущее самостоятельный бизнес, но пользующееся определенными ресурсами родительской компании) крупных ИТ-компаний, заинтересованных в разработке инновационных проектов в рамках отдельно оформленного предприятия, состоящего из молодых и активных предпринимателей. В таких случаях инвестиции, научное руководство и менеджерский контроль стартапу предоставляет именно эта компания.

Предприниматели за партой

Одна из самых больших проблем технологических стартапов состоит в том, что у них, как правило, отсутствуют систематизированные знания в области экономики и менеджмента и наверняка очень слабые представления о «премудростях» вывода на рынок нового продукта и создания инновационной компании. Этому на большинстве технических специальностей в российских вузах либо совсем не учат, либо только сейчас начинают вводить подобные программы. Важной задачей бизнес-инкубаторов является восполнение этого пробела?— реализация образовательных бизнес-программ, поднимающих в том числе и такие насущные для начинающего бизнеса вопросы, как стратегии продвижения продуктов, разработка бизнес-модели, командообразование, роль инвестиций, организация процесса продаж, защита интеллектуальной собственности и т.д. Например, оригинальной разработкой российских экспертов в области программного бизнеса при участии Кузумано стала интенсивная четырехдневная образовательная программа Start in Garage для предпринимателей, занимающихся бизнесом в сфере Internet и разработки ПО.

Центры инноваций Microsoft, помимо решения задачи повышения качества обучения разработке ПО и подготовки специалистов для партнеров компании, призваны стать площадками для поддержки инициативных студентов, которые задумываются о создании собственного программного бизнеса. Для них в компании Competentum при активном участии авторов Start in Garage создается дистанционный вариант этой программы, который позволит охватить широкую аудиторию. У Microsoft в России уже открыто десять Центров инноваций (в МИФИ, МЭИ, ГУ-ВШЭ, университетах Санкт-Петербурга, Калининграда, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Казани и Томска) и планируется, что их будет не меньше двадцати.

В бизнес-инкубаторе МФТИ и на базе ряда других российских вузов происходит адаптация масштабной совместной разработки компании Intel и Университета Беркли?— образовательной программы «Технологическое предпринимательство: от теории к практике». Как поясняет руководитель программы российского представительства Intel по работе с вузами Алексей Николаев, программа, созданная на основе опыта этой компании и университета, нацелена на то, чтобы показать студенческому и преподавательскому сообществам, какой набор знаний, навыков и умений требуется от человека, намеренного заниматься технологическим предпринимательством, и предоставить образовательные методики для приобретения таких знаний.

В основе программы лежат два методических принципа. Первый?— междисциплинарность, подразумевающий, что предпринимательская команда не может ограничиваться инженерами, придумавшими идею проекта. Считается, что их образование и стиль мышления мешают сформулировать эту идею в понятных для рынка и конечного потребителя терминах, для этого команда проекта обязательно должна быть дополнена людьми с экономическим и гуманитарным образованием. Поэтому группы, проходящие обучение по программе, должны формироваться из студентов разных специализаций.

Второй принцип?— от теории к практике. На первых занятиях студенты объединяются в группы, которые предлагают некоторые идеи для реализации и в ходе обучения трансформируют их в бизнес-планы проектов. Теоретические занятия посвящены различным этапам бизнес-плана, например разработке бизнес-модели, и сразу подкрепляются практикой по созданию данного компонента бизнес-плана для проекта каждой команды.

Будущие предприниматели учатся работать в условиях высокой неопределенности, всегда сопровождающей зарождение новых компаний и выпуск инновационной продукции. В сочетании теории и практики они нащупывают пути для продвижения своей идеи на рынок. Студентам помогают лекции экспертов ИТ-индустрии, которые также являются обязательным компонентом программы Intel и Университета Беркли. Завершает программу конкурс бизнес-планов команд.

Сейчас Intel пропагандирует программу в России, организуя семинары специалистов Университета Беркли для преподавателей российских вузов. Удачным примером реализации программы стал проект InnovationStudio в МГУ, в рамках которого для групп, объединивших студентов факультетов ВМиК, экономического, физического и химического, в течение учебного года проводились занятия в полном соответствии с методикой программы и с учетом опыта преподавания по инновационному предпринимательству экономического факультета МГУ. Получившиеся в результате бизнес-планы были вынесены на университетский конкурс «Формула успеха». Его победителем стала команда студентов ВМиК с проектом Second You разработки Internet-сервиса создания по фотографиям трехмерных цифровых образов для среды виртуальной реальности Second Life. Проект базируется на научной работе, которая уже некоторое время велась в лаборатории компьютерной графики и мультимедиа ВМиК, а участие в программе Intel-Беркли позволило команде предложить бизнес-модель для своей идеи. В текущем учебном году в InnovationStudio участвуют студенты не только МГУ, но и других московских вузов.

Ярмарка бизнес-планов

Заявить о себе, представить идею и то, как она, по замыслу авторов, может завоевать рынок, и в конечном итоге найти источник для финансирования проекта начинающим предпринимателям помогают конкурсы инновационных проектов и бизнес-планов. Их в России уже немало, а бизнес-инкубаторы и сотрудничество вузов с заинтересованными ИТ-компаниями помогают вовлекать в их орбиту студенческие команды.

Microsoft и Intel проявляют, пожалуй, наибольшую активность в отношении поддержки инновационных и предпринимательских идей российской молодежи. Команды российских вузов традиционно попадают в число лауреатов международного конкурса технологических проектов Microsoft Imagine Cup. А конкурсный отбор по программе «Майкрософт-бизнес-первый шаг» позволяет проекту по разработке ПО на базе технологий Microsoft в случае, если его создатели сумеют убедить экспертное жюри в продуманности своего бизнес-плана, получить начальное финансирование от государственного Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-практической сфере в рамках его программы поддержки инновационных бизнес-проектов «Старт». Свои вузовские центры инноваций компания планирует сделать площадкой для помощи командам в подготовке к конкурсам и привлечения экспертов для оценки проектов из научной и преподавательской среды.

Intel поддерживает образовательные программы и конкурсы в рамках так называемой стратегической благотворительности?— компания не накладывает на участников никаких обязательств по использованию своих технологий, но рассчитывает на то, что такая поддержка стимулирует будущее развитие ИТ-рынка. В России Intel поддерживает популярный конкурс бизнес-планов БИТ («Бизнес инновационных технологий»), созданный по аналогии с предпринимательским конкурсом МТИ MIT100K. Победители конкурса представляют Россию в международном чемпионате бизнес-планов IBTEC, который проводят Intel и Университет Беркли. По словам Николаева, выступление в Калифорнии для российских команд?— колоссальный опыт. Они получают представление о широчайшем спектре инновационных идей со всего мира, а оценка экспертного жюри этого состязания, включающего профессоров Беркли и ИТ-специалистов ведущих компаний Кремниевой долины, очень часто помогает по-новому взглянуть на бизнес-перспективы проекта. В 2008 году участником IBTEC стала команда из Томска?— «резидент» бизнес-инкубатора ТУСУР.

«Умные» инвестиции

На конкурсах инновационных проектов и бизнес-планов, как правило, присутствуют представители компаний?— потенциальных инвесторов для стартапов, и у успешно выступивших на конкурсе команд есть шанс получить приз, грант государственного фонда и инвестиции финансовых институтов. Начало всякой новой деятельности неизбежно связано с риском, поэтому стартапы не могут рассчитывать на традиционные банковские кредиты?— их финансированием занимается особая каста инвесторов, так называемых венчурных капиталистов. Но чтобы заинтересовать венчурного инвестора, начинающая компания уже должна пройти несколько обязательных стадий своего развития, чтобы представить некоторый промежуточный, но убеждающий в их бизнессостоятельности результат.

Алексей Николаев: «Программа, созданная на основе опыта Intel и Университета Беркли, нацелена на то, чтобы показать студенческому и преподавательскому сообществам, какой набор знаний, навыков и умений требуется от человека, намеренного заниматься технологическим предпринимательством»В профессиональной среде этот начальный этап становления компании иногда называют «долиной смерти»?— он наиболее сложен и больше всего связан с риском закончиться гибелью компании. Как поясняет директор по инвестициям фонда AddVenture Елена Масолова, преодолевая эту «долину», стартап еще только ищет пути трансформации идеи в продукт, не имеет никакой репутации на рынке, не умеет продавать и не имеет клиентов. Вложения в настолько «сырой» бизнес слишком рискованны даже для венчурных капиталистов. В этот период должны работать, по терминологии Microsoft, так называемые «умные» инвестиции?— инвесторы, готовые не просто вложить некоторую сумму в проект, но «возиться» с его командой, передавая собственный предпринимательский опыт, помогая сформировать эффективную команду, способствуя в поиске клиентов и партнеров.

В развитых странах предпринимателей, берущих на себя такую роль, называют «бизнес-ангелами». В России институт бизнес-ангелов только начинает формироваться, их пока считанные единицы (для сравнения, только в Кремниевой долине работает порядка 50 тыс. бизнес-ангелов). Созданный в середине 2008 года фонд бизнес-ангелов AddVenture в определенной степени берет на себя функции бизнес-инкубатора в экспресс-форме, противопоставляя свой стиль работы традиционным бизнес-инкубаторам. По словам Масоловой, в бизнес-инкубаторах, в том числе вузовских, решается важная задача по формированию сообщества людей, готовых создавать собственный бизнес, но редко формируются реальные бизнесы. Для этого, убеждена Масолова, разработчиков перспективных проектов надо погружать в среду интенсивной работы над прототипом или бета-версией продукта, создавать условия для представления проекта потенциальным клиентам и добиваться первых продаж, стимулировать их динамичное развитие для большей убедительности перед потенциальными инвесторами.

В модели AddVenture несколько программных и Internet-проектов (среди них «выпускник» бизнес-инкубатора ГУ-ВШЭ, компания Roomix) в течение трех месяцев были подготовлены и представлены венчурным инвесторам, в результате к концу 2008 года закрыты две сделки и остальные команды находятся в стадии переговоров, что, по словам Масоловой, можно считать успешным итогом для нынешних экономических условий. Во многом схожую задачу решает Инвестиционно-технологический альянс (ИТ-альянс)?— совместная инициатива компаний Microsoft, Intel и Национального содружества бизнес-ангелов (СБАР). ИТ-альянс также «инкубирует» проекты в области разработки ПО и ИТ, предоставляя им условия для трансформации из состояния идеи в статус инвестиционно привлекательного проекта, после чего они представляются инвесторам. С марта прошлого года школу ИТ-альянса прошли 20 проектов, три из них уже получили финансирование.

Идеальная среда для инноваций

Российские эксперты в области технологического предпринимательства сходятся на том, что в стране пока не сложилось условий, в которых инновации востребованы экономикой, даже несмотря на то что государство декларирует заинтересованность в смене вектора экономики с сырьевого на инновационный. Хотя внешне ситуация меняется, и об этом свидетельствует, например, прошедший в конце 2008 года молодежный инновационный форум, одной из обсуждавшихся тем на котором была идеальная экосистема для инноваций в области высоких технологий в России.

Поддержка стартапов в университетской среде сейчас осложняется отсутствием государственного финансирования для создания и поддержки бизнес-инкубаторов. Как отмечает Николаев, не существует законодательной основы для участия вуза в создаваемой на его базе компании, и у него нет коммерческого интереса способствовать выходу технологических инициатив на рынок. Кроме того, технарей по-прежнему не учат экономике и предпринимательству, а для будущих экономистов и менеджеров мало стимулов делать карьеру в технологической сфере. Решение проблемы невозможно без совместного поиска форм взаимодействия образовательного сообщества, ИТ-индустрии и государства. Успешные примеры университетских бизнес-инкубаторов и других инициатив по поддержке технологического предпринимательства в вузах могут стать хорошим стартом на этом пути.


Start in Garage

В основу Start in Garage легли учебные программы Гарвардского университета и Калифорнийского университета в Беркли, а также опыт успешных российских ИТ-компаний. Программа рассчитана на стартапы и на сложившихся бизнесменов, запускающих новые продукты или услуги либо решивших перейти на другую бизнес-модель. Уникальность программе придают ее инструкторы: директор по инвестициям венчурного фонда ABRT Николай Митюшин, руководитель бизнес-инкубатора ГУ-ВШЭ Дмитрий Репин и соучредитель компаний RUSSEE Consulting и ТЕКАМА, эксперт в области совершенствования процессов и модели CMMI Илья Антипов. Компания Microsoft, при поддержке которой создавалась программа, инициировала разработку облегченной версии Start in Garage для реализации в Центрах инноваций, которые компания сейчас открывает в российских вузах.

Полная версия программы Start in Garage?— это 40 часов интенсивных занятий, во время которых поднимаются вопросы разработки и выбора успешных стратегий, грамотного маркетингового позиционирования и построения системы продаж, необходимости и своевременности инвестиций, защиты интеллектуальной собственности, работы с персоналом и многие другие. Особенностью программы является большой объем практической работы слушателей, которые, объединившись в команды, разбирают примеры реального бизнеса, готовят презентации для инвесторов, делают упражнения на формулирование и проверку бизнес-гипотез, проектирование программного продукта.

Наряду с этим программа дает возможность слушателям общаться с коллегами по индустрии, увидеть и обсудить актуальные проблемы программного бизнеса, обменяться опытом, а также наладить отношения с потенциальными партнерами.


Советы мэтра