Эта фотография — один из многих тысяч снимков, опубликованных в печатных изданиях и социальных СМИ после потрясших Лондон трехдневных массовых беспорядков
Эта фотография — один из многих тысяч снимков, опубликованных в печатных изданиях и социальных СМИ после потрясших Лондон трехдневных массовых беспорядков

Волнения начались вечером 7 августа после мирного марша, прошедшего в знак протеста против убийства 29-летнего мужчины полицией.

Этот снимок был опубликован в сервисе блогов Tumbler на странице, озаглавленной «Поймайте мародера», которая была создана в рамках стихийной инициативы помощи правоохранительным органам в выявлении активных участников беспорядков, — тех, кто поджигал автобусы, грабил магазины и провоцировал столкновения с полицией.

В блоге также публиковались видеоролики, некоторые — жуткого содержания. В одной из видеозаписей был показан подросток, который сидел на асфальте, истекая кровью. Его обобрали два мерзавца: в то время как один отвлекал жертву, якобы предлагая ему помощь, второй украл вещи из его рюкзака. Тот затем ковыляет прочь, оставляя кровавые следы на дороге.

Анонимный создатель сайта сообщает, что хотел «сделать хоть что-то, чтобы помочь в борьбе против беспринципных воров и отморозков, походя разрушающих жизни людей исключительно ради минутной выгоды».

«Моя цель — не устраивать 'охоту на ведьм' или суды Линча, а лишь собрать все снимки в одном месте для простоты доступа», — добавляет он.

Британские правоохранители и государственные чиновники тверды в намерении разыскать и наказать людей, подозреваемых в участии в бесчинствах. Важная роль при этом отводится социальным сетям и СМИ.

С прошлого вторника лондонская полиция начала публиковать на Flickr снимки с камер наблюдения людей, подозреваемых в мародерстве. «Весь вечер понедельника мы проводили аресты, а затем всю ночь специальная команда изучала снимки с камер наблюдения», — сообщили в полицейской пресс-службе.

Это лишь одна, более светлая грань применения современных технологий в условиях лондонских волнений. Как и в случае с любым крупным информационным поводом, Twitter пестрил тематическими сообщениями, многие из которых были помечены специальным тегом #londonriots. Программист Бен Фиршман написал на Python приложение, которое помещает сообщения Twitter, посвященые беспорядкам, на карту Google.

«Склады Sony еще дымятся», — написал вечером в понедельник один из пользователей Twitter. Главный британский склад оптических дисков Sony оказался охвачен колоссальным пожаром, однако, осталось невыясненным, была ли его причина как-то связана с лондонскими беспорядками.

Естественно, социальные СМИ использовались и во вред: с помощью Twitter провокаторы привлекали внимание хулиганов к определенным местам. Но одна из самых популярных тем в Twitter во вторник была позитивной — это были сообщения под тегом #riotcleanup, касающиеся очистки районов, пострадавших в результате беспорядков. Действует также специальный сайт, посвященный уборке территорий.

Не обошлось и без инцидентов участием Facebook. Полиция Глазго сообщила о задержании шестнадцатилетнего подростка, опубликовавшего в социальной сети сообщение, «побуждавшее людей к совершению актов беспорядка». «Это задержание должно стать свидетельством того, что мы пристально следим за ситуацией», — заявили полицейские.

Беспорядки сделали «черный пиар» компании Research in Motion. В многочисленных новостях говорилось о том, что для организации беспорядков хулиганы пользовались сервисом мгновенных сообщений BlackBerry Messenger.

По оценкам самой RIM, количество пользователей BlackBerry насчитывает около 7 млн. Хотя этот смартфон ассоциируется с деловыми применениями, устройства популярны среди британской молодежи благодаря бесплатному BlackBerry Messenger, который широко используется вместо SMS.

Сообщения в сервисе передаются в зашифрованном виде по закрытому алгоритму, поэтому британским властям пришлось просить RIM о помощи с расследованиями.

«Мы связались с правоохранительными органами, чтобы оказать всю возможную помощь, — сообщил Патрик Спенс, управляющий директор по глобальным продажам и региональному маркетингу RIM. — Как и во всех странах, где продается BlackBerry, в Великобритании мы сотрудничаем с местными телекоммуникационными операторами, правоохранительными органами и законодательными властями».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями