Бурное развитие мирового рынка бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI), наблюдавшееся три-четыре года назад, сопровождалось его интенсивной консолидацией, и практически все заметные нишевые разработчики, специализировавшиеся на инструментах BI,  были поглощены крупными поставщиками управленческих систем. В результате сегодня основными участниками российского рынка средств бизнес-аналитики, по данным IDC, являются IBM (купившая Cognos), Oracle (Hyperion) и SAP (Business Objects). В какой-то степени развитие в этом направлении помогло ИТ-гигантам пережить экономический спад, который привел к сокращению продаж интегрированных систем управления предприятиями. Спрос на средства бизнес-аналитики оказался не только более устойчивым к финансовым катаклизмам, но и подогреваемым ими. Еще один путь, использованный вендорами для повышения стабильности, — расширение целевой аудитории за счет сектора SMB. Поставщики BI модифицируют и расширяют линейки своих продуктов, корректируют ценовую политику и создают партнерские программы, нацеленные на заказчиков из среднего и малого бизнеса.

«Интерес к BI возрос во время кризиса, и по его завершении не падает», — отметил Алексей Харитонов, руководитель отдела продвижения экономических программ фирмы «1С». По словам Константина Зимина, руководителя комитета по исследованиям российского Союза ИТ-директоров (СоДИТ), сегодня наблюдается бум BI-проектов. Замороженные в период кризиса планы автоматизации резко начали оттаивать. Согласно данным опроса, проведенного СоДИТ в 2010-2011 годах, 34% руководителей информационых служб планируют внедрение новых систем для управления по KPI и 29% — для проектирования и анализа бизнес-процессов. Еще 44% ИТ-директоров намерены развивать эти направления на базе существующих ИТ-систем. Правда, не все эти планы подкреплены соответствующими бюджетами и обеспечены специалистами, которые смогут их реализовать.

Эксперты IDC отмечают заметную положительную динамику спроса на бизнес-аналитику на российском рынке. Основные факторы, задающие спрос на эти программные средства, – желание руководства предприятий получить удобный инструмент создания отчетов, а также возможность оперативно отслеживать состояние бизнеса на основе поступающей актуальной информации.

Средства BI постепенно «врастают» в ИТ-организм предприятий наряду с прочими программными управленческими решениями. Соотношение между инструментами бизнес-аналитики, приобретаемыми отдельно, и BI в составе комплексных управленческих систем аналитики не отслеживают. Поэтому реальную востребованность этого инструментария пользователями оценить затруднительно.

К примеру, «1C» также поставляет бизнес-аналитические инструменты. Но в системе программ «1С:Предприятие» бизнес-аналитика — это не отдельные программные продукты, а функциональность, которая в той или иной степени реализована в технологической платформе и в различных прикладных решениях («1С:Консолидация», «1С:Управление торговлей», «1С:Управление производственным предприятием»).

Например, функции интеллектуального анализа данных реализованы в варианте прикладного решения «1С:Консолидация 8 ПРОФ». Интеллектуальный анализ данных использует взаимодополняющие методы обнаружения знаний, получившие наибольшее коммерческое распространение: кластеризацию, поиск ассоциаций и дерево решений. Разработчики рассчитывают, что подсистема анализа данных будет востребована для управления коммерческими рисками и ассортиментной политикой, для оптимизации процессов логистики и бюджетирования, планирования программ стимулирования персонала и маркетинговых мероприятий, а также для реинжиниринга бизнес-процессов и оптимизационного консалтинга. По мнению Зимина, «1С:Консолидация» появилась на рынке очень вовремя.

Однако при всем богатстве возможностей бизнес-аналитики в России BI используется главным образом в качестве инструмента создания разного рода отчетов. «Общемировые тенденции использования бизнес-аналитики для принятия стратегических решений в реальном времени в нашей стране пока не получили широкого распространения», — заметил Петр Городецкий, аналитик компании IDC Russia по программному обеспечению.

Между тем внедрение программных средств бизнес-аналитики — это проект по изменению культуры бизнеса, считают эксперты Gartner. При этом они выделяют три основных направления преобразований с помощью BI-инструментария, на которых следует фокусировать усилия. Во-первых, это горизонтальная перестройка потоков информации в соответствии с бизнес-процессами. На всех уровнях организации правильная информация должна вовремя попадать ко всем нужным людям для принятия ими правильных решений. Во-вторых, установку на получение большего количества информации необходимо сменить на решение самых актуальных в данный момент вопросов бизнеса. В-третьих, необходимо строить рабочие группы исходя не из того, кто обладает информацией, а из того, кому она нужна, учитывая также тех, кто может быть заинтересован в информации, создаваемой в ходе работы.

Развивая аналитические решения, поставщикам следует учитывать тенденции, которые буквально на глазах меняют картину на рынке BI. По прогнозам Gartner, к 2014 году изменится тип используемых решений, модели их приобретения, а также роль приложений в процессах принятия решений. Уже к 2013 году треть функциональности корпоративных BI-систем будет работать на мобильных устройствах, а 15% аналитических проектов будут комплексными. Программный комплекс, поддерживающий принятие решений, помимо BI, будет включать средства совместной работы и социальное ПО.

К 2014 году 30% приложений BI будет построено на резидентных вычислениях (in-memory), позволяющих радикально ускорить их работу. К этому времени около 40% бюджетов, выделяемых заказчиками на бизнес-аналитику, будет доставаться не вендорам, а системным интеграторам. Фактически эта тенденция заметна уже сейчас — крупнейшие проекты BI выполняются российскими интеграторскими компаниями («Ай-Теко», «Микротест», «Техносерв» и др.).

Добавив к этому движение к облачным вычислениям и использованию приложений BI по бизнес-модели SaaS, получим шанс получить в скором времени удобный и эффективный инструмент преобразования бизнеса. А может и начнем его использовать?

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями