Карло Вайти: «За последние шесть месяцев значительная часть наших аппаратных платформ была поставлена заказчикам Oracle, которые ранее не использовали продукцию Sun»
Карло Вайти: «За последние шесть месяцев значительная часть наших аппаратных платформ была поставлена заказчикам Oracle, которые ранее не использовали продукцию Sun»

Завершившаяся интеграция Sun Microsystems в структуру Oracle заметно изменила позиционирование последней на мировом рынке ИТ. О взглядах корпорации на будущее центров обработки данных и о тенденциях рынка серверов старший директор по продажам серверных систем подразделения Oracle Hardware в регионе EMEA Карло Вайти рассказал научному редактору журнала «Сети» Павлу Иванову.

На форуме «Мир ЦОД 2011», проведенном нашим издательством 31 мая – 1 июня, вы говорили о центрах обработки данных следующего поколения. Каковы их основные отличия от ЦОД, с которыми мы имеем дело сегодня?

Назову две ключевые характеристики ЦОД следующего поколения. Первая связана с гибкостью и адаптивностью инфраструктуры. В нынешних условиях многие заказчики располагают ИТ-бюджетом, который явно недостаточен для решения стоящих перед ними задач. Выход из сложившегося положения может состоять в развертывании ЦОД с максимально гибкой инфраструктурой. Вторая особенность, вытекающая из первой, — это высокая эффективность. Заказчики, инициирующие проекты в области оптимизации или консолидации инфраструктуры, не ощущают их реальной ценности, а возврат на инвестиции не соответствует ожидаемому. Отсюда – потребность в максимальном упрощении инфраструктуры ЦОД и ускорении ее развертывания. Устранение сложности, присущей современным ЦОД, автоматически влечет за собой максимизацию ROI.

А как эти характеристики поддерживаются на уровне технологий?

Технологическую основу ИТ-инфраструктуры будущих ЦОД сформируют InfiniBand, системы хранения на флэш-памяти, которые уже сегодня могут применяться в ЦОД, заметно ускоряя функционирование СУБД и связующего ПО, и, наконец, технология гибридных архитектур хранения, означающая комбинацию сервера и системы хранения и существенно убыстряющая выполнение операций ввода-вывода. Если вы посмотрите на аппаратную часть решения Oracle Exadata, то в основе ее инфраструктуры – серверы баз данных, но помимо них имеется узел систем хранения, который отвечает за все операции ввода-вывода, относящиеся к базе данных. Тем самым снимается значительная часть нагрузки с центральных процессоров серверов баз данных, которые получают возможность обрабатывать транзакции, не связанные с вводом-выводом. Мы называем эту технологию интеллектуальной grid-сетью хранения. На мой взгляд, в перечисленных технологиях – основное отличие ЦОД будущего поколения от современных центров обработки данных.

Конечно, помимо этого существует ряд иных разработок, используемых в программных продуктах Oracle. К ним относятся, например, Hybrid Columnar Compression, позволяющая примерно на порядок уменьшить размер таблиц хранилищ данных, или Oracle Smart Flash Cash, заметно повышающая скорость операций с базами данных.

Сегодня довольно много пишут о месте ЦОД в парадигме облачных вычилений. Порой складывается впечатление, что через какое-то время все ЦОД переместятся в облака – частные либо публичные. Так ли это неизбежно или в будущем мы по-прежнему сможем наблюдать различные варианты использования ЦОД?

Мы считаем, что будут клиенты, которые переведут свои ЦОД в облако. Но найдутся и другие, которые никогда не перейдут на облачную архитектуру и продолжат использовать ЦОД в соответствии с традиционным сценарием. Причина здесь сугубо экономическая: переход на новую парадигму оправдан, если он позволяет максимизировать возврат инвестиций. В противном случае внедрение облачной парадигмы теряет всякий смысл. Повышение эффективности, которое сегодня заботит заказчиков в первую очередь, не обязательно соответствует облачной архитектуре. Идеи, лежащие в основе облачных концепций IaaS, SaaS или PaaS, прекрасны, однако далеко не все организации перейдут на соответствующие модели. Кому-то подойдут совершенно иные сценарии, не связанные ни с концепцией динамичности (agility), ни с облачными центрами обработки данных. Их может заинтересовать сценарий SaaS, где у Oracle есть довольно привлекательные предложения. Но и по этому пути пойдут не все: найдутся организации, которые предпочтут иметь ИТ-активы в собственности. Кто-то из них будет стремиться просто стандартизовать и оптимизировать свои ИТ-инфраструктуры. Их будет интересовать не архитектура ЦОД, адаптированная к облакам, а предельно упрощенный подход к архитектуре, позволяющий максимизировать производительность и сократить эксплуатационные расходы.

Теперь позвольте обратиться к рынку серверов. Какие тенденции наиболее ярко проявились здесь в последнее время? Видите ли вы изменения в потребностях заказчиков, в том числе в регионе EMEA?

Основная тенденция рынка серверов в нашем регионе – стандартизация ИТ-инфраструктуры в целях снижения издержек. Все большее число организаций разворачивают ключевые информационные системы на базе стандартизованной ИТ-инфраструктуры. Заметьте, что при этом речь не обязательно идет об процессорной архитектуре x86. Это могут быть другие решения, обеспечивающие приемлемые сроки возврата инвестиций.

Другая тендеция – использование сравнительно небольших серверов. Заказчики все чаще используют горизонтально масштабируемые решения, основанные на платформах с четырьмя или восемью сокетами. В Oracle мы называем такой подход диагональной масштабируемостью: вместо 2- или 4-сокетовых систем, подключенных к сети 10 Gigabit Ethernet, можно поставить 8-сокетовую машину класса midrange с интерфейсом InfiniBand и встроенными средствами Flash. Таким образом, диагонально масштабируемая архитектура сводится к замене лучших в своем классе платформ на системы midrange, которые немного сложнее, но зато обеспечивают более высокий уровень надежности и доступности, и к тому же проще в обслуживании. Именно такой подход реализован в комплексах Oracle Exadata и Exalogic.

Итак, основная тендеция, наблюдаемая в регионе EMEA, заключается в стандартизации ИТ-инфраструктуры, в снижении издержек и в отказе от систем с симметричной многопроцессорной обработкой, которые доминировали четыре-пять лет назад. Наши современные предложения вполне соответствуют этой тенденции.

Согласно последнему отчету IDC о состоянии мирового рынка Unix-серверов, после падения продаж, наблюдавшегося на протяжении тринадцати предыдущих кварталов подряд, в первом квартале нынешнего года Oracle вернула серверный бизнес в фазу роста. Какие факторы этому способствовали?

Основная причина нашего успеха в том, что заказчики начали осознавать преимущества специализированных систем на базе архитектуры Sun SPARC. Они стали активнее переходить на оптимизированные решения, и это привело к увеличению наших серверных продаж.

Другой фактор связан с интегрированным стеком: все больше клиентов стремятся покупать у нашей компании и аппаратные, и программные средства. Еще год назад этого не наблюдалось. Тогда только начался процесс объединения Sun Microsystems с Oracle. Сегодня оно полностью завершено, продукты Sun полностью интегрированы в портфель решений Oracle. Теперь покупатели СУБД, связующего ПО и приложений Oracle стремятся приобрести у нас и аппаратные платформы, поскольку именно на них достигается максимальное быстродействие нашего ПО. К примеру, за последние шесть месяцев значительная часть наших аппаратных платформ была поставлена заказчикам Oracle, которые ранее не использовали продукцию Sun. Этот процесс заметно увеличивает нашу рыночную долю.

Но пока она составляет 6,5%...

Да, но мы активно растем, и в этом отношении ближайший финансовый год будет для нас особенно важным. Мы стремимся укрепить свои рыночные позиции не только в сегменте систем с архитектурой x86, но и в классе решений на базе систем SPARC, таких как SPARC Supercluster. Наша цель – за ближайшие два-три года в несколько раз увеличить нашу долю на мировом рынке серверов, поэтому мы активно инвестируем в серверное направление.