На состоявшемся в конце мая в Санкт-Петербурге форуме «Белые ночи САПР» результаты анализа представил Евгений Бахин, директор по стратегическому развитию АСКОН. В компании пришли к выводу, что к 2020 году российские предприятия машиностроения ждет повышение производительности труда в два-три раза и во столько же раз – снижение численности занятых, сокращение доли государственной собственности, трансформация структуры промышленности, а также изменение системы технического образования.

По словам Бахина, необходимость повышения производительности для предприятий отрасли очевидна, поскольку в среднем по этому показателю они отстают от европейских производств в три, а от американских в четыре раза. Результат – слабая конкурентоспособность, низкий уровень заработной платы, непривлекательность отрасли для молодых специалистов. Если цель роста производительности будет достигнута, появится возможность добиваться эффективных результатов производства меньшими силами, но с более высоким уровнем компенсации. Снижению численности занятых на машиностроительных производствах будут способствовать сокращение неэффективных функций, внедрение высокопроизводительного оборудования, реализация качественного управления процессами разработки и выпуска изделий.

В АСКОН отмечают, что многие государственные машиностроительные предприятия сегодня существуют без перспективного замысла развития и, как следствие, им не хватает качественного и эффективного управления, заинтересованности в долгосрочной эффективности, что приводит к торможению необходимых процессов трансформации. По прогнозам АСКОН, в ближайшее десятилетие доля оборонно-промышленного комплекса в структуре российского машиностроения будет сокращаться и активно будут развиваться производства продукции для бизнеса и для конечного потребителя.

В условиях открытого рынка, отмечают в АСКОН, в России уже существуют производители автокомпонентов, начинают работать предприятия железнодорожного машиностроения и в скором времени будет функционировать ряд секторов энергетического машиностроения. Для всех них более чем актуальными уже сегодня становятся эффективная организация производства, сокращение непроизводительных затрат, кооперация с международными производителями и, как следствие, внедрение современных ИТ-решений для управления жизненным циклом изделия.

В АСКОН также рассчитывают на трансформацию системы подготовки кадров для отечественного машиностроения. Сегодня в России более 550 технических вузов, однако менее половины (46%) их выпускников идут работать по специальности. Производства испытывают острый дефицит «синих воротничков» – квалифицированных работников со средним специальным образованием. К 2020 году, полагают в АСКОН, число технических вузов, работающих на отрасль, может значительно сократиться, но одновременно усилятся позиции наиболее дееспособных из них.