Александр Михайлов: «На планирование, включая стратегическое, имеет смысл потратить 5-15% всех ожидаемых затрат на выполнение работ — это многократно окупится»
Александр Михайлов: «На планирование, включая стратегическое, имеет смысл потратить 5-15% всех ожидаемых затрат на выполнение работ — это многократно окупится»

По оценкам Standish Group, лишь около 30% ИТ-проектов успешны, примерно 20% терпят полный крах, а остальные являются «проблемными», не реализуя ряд ожиданий бизнеса. При этом за всю историю наблюдений аналитиков, ведущихся десятилетиями, сколько-нибудь заметных изменений в этих пропорциях не наблюдается, хотя отчет 2011 года и говорит о небольших позитивных сдвигах. Gartner, со своей стороны, оценивает ежегодные потери компаний от неудачных ИТ-проектов в 600 млрд долл.

Важность ИТ сомнению подвергать трудно – они вплетаются в деятельность современных организаций. Однако зачастую выводы бизнес-руководителей парадоксальны: они полагают, что ИТ – слишком важная область, чтобы доверять управление ею исключительно «айтишникам». Именно с этим связана тенденция, согласно которой самостоятельность ИТ-директоров в корпоративной иерархии постепенно снижается.

В частности, за последний год при принятии ИТ-решений выросла роль финансовых директоров. По данным CIO Magazine, в условиях кризиса увеличилась доля ИТ-подразделений, курируемых финансовым директором, но с улучшением экономической ситуации она не собирается снижаться. Непосредственно генеральному директору компании подчиняется лишь 43% ИТ-директоров; а в России их доля, вероятно, значительно меньше. Первые лица организаций в большинстве либо не желают, либо не видят смысла лично курировать работу ИТ.

Однако еще большая проблема кроется в том, что бизнес зачастую не верит в способность ИТ-руководителей к эффективному управлению. Как признали участники форума «Стратегическое управление ИТ», проведенного агентством маркетинговых коммуникаций OSP-Con и журналом «Открытые системы», до сих пор для многих открытым остается вопрос о необходимости формирования и поддержания в актуальном состоянии ИТ-стратегии (подробнее о конференции см. в статье «От ITSM — к стратегии ИТ», Computerworld Россия, № 14, 2011).

«За несколько последних лет разница между Россией и Западом по различным направлениям ИТ существенно уменьшилась. При этом наиболее заметный разрыв наблюдается именно в управлении ИТ, так как сами технологии при наличии достаточных средств можно быстро приобрести», — признает Александр Михайлов, старший консультант корпорации IBM по стратегическому менеджменту.

Более того, с точки зрения стратегического управления большинство компаний находится лишь в самом начале пути. Оперативное управление присутствует почти во всех компаниях, годовые планы развития также разрабатываются почти везде. А вот о формировании ИТ-стратегии на несколько лет вперед и ее регулярном пересмотре с адаптацией под потребности бизнеса речь идет далеко не всегда.

Отсутствие управленческой зрелости вовсе не означает недостаточную квалификацию ИТ-руководителей. «Суть проблемы чрезвычайно проста: огромное число поручений руководителей не исполняется – либо полностью игнорируется, либо исполняется не должным образом и с нарушенными сроками», — объясняет Максим Григорьев, заместитель генерального директора компании IT Expert. Ситуация не является специфичной для ИТ – она характерна даже на самом высшем уровне, когда не исполняются прямые поручения президента РФ. В результате руководители «в ручном режиме» контролируют исполнение своих поручений, и тут им уже не до стратегии – справиться бы с операционной деятельностью.

«На планирование, включая стратегическое, имеет смысл потратить 5-15% всех ожидаемых – как временных, так и финансовых – затрат на выполнение работ. Это многократно окупится», — уверен Михайлов.

Ответ на вопрос, зачем нужна ИТ-стратегия, хорошо описывается фразой Конфуция: «Того, кто не задумывается о далеких трудностях, ожидают близкие неприятности». ИТ-стратегия нужна всегда, когда ИТ-департаментом ведутся активные действия. При этом отсутствие у компании формальной бизнес-стратегии не означает полного отсутствия необходимости построения стратегии ИТ. У бизнеса может не быть стратегии (по крайней мере, в четко сформулированном виде), но у него, безусловно, есть свое видение целей организации. Согласовать бизнес-цели с деятельностью ИТ-подразделения помогут рекомендации COBIT. Эта платформа служит своеобразным буфером для конструктивного диалога между ИТ и бизнесом, являясь фактическим мировым стандартом в области управления ИТ.

Есть ли российская национальная специфика в разработке ИТ-стратегии? Как уверен Михайлов, есть. В отечественных компаниях необходимо учитывать человеческий фактор — амбиции бизнес- и ИТ-руководителей.