Владислав Мартынов считает переход к аутсорсингу наиболее эффективной стратегией в борьбе с миграцией ИТ-специалистов
Владислав Мартынов считает переход к аутсорсингу наиболее эффективной стратегией в борьбе с миграцией ИТ-специалистов

Выступая на «SAP Форум 2011», Владислав Мартынов, генеральный директор ООО «САП СНГ", подчеркнул: увеличение производительности труда является одним из приоритетных факторов развития российского рынка. Существующего темпа роста (около 3% в год) недостаточно для создания конкурентоспособной экономики. Обновление производственного оборудования решает проблему только отчасти, так как обеспечивает лишь кратковременное конкурентное преимущество, а кроме того, основную роль в современной экономике играет непроизводственная сфера. На передний план выходит освоение эффективных технологий управления, тесно связанных с ИТ, а также повышение уровня квалификации персонала. И если в первом отечественным организациям доступны все основные предложения ведущих поставщиков, то второе упирается в демографические проблемы, о влиянии которых на экономику сказано уже немало.

В краткосрочной перспективе решение задачи формирования квалифицированного персонала не кажется делом сложным. Однако на горизонте планирования в пять–десять лет, когда во весь рост встанет проблема обновления кадров, ситуация уже не выглядит столь простой. Демографический спад повлечет за собой катастрофическое снижение численности выпускников высших и средних учебных заведений. Рассчитывать на естественную ротацию кадров не приходится. Выход один – максимально продлить срок службы имеющегося персонала, максимально реализовать его возможности. Сделать это можно только за счет хорошо организованной системы обучения кадров. При этом речь идет не только о формировании стратегически важных компетенций. Необходимо наличие лидеров, умение работать в команде, соответствие персонала стратегическим целям. Поэтому в системе подготовки персонала должно присутствовать как совершенствование сфер компетенции, которое охватывает большую часть работников, так и стратегическое переобучение.

Что предлагает SAP своим клиентам в этом направлении? Актуальной для отечественных предприятий темой является дистанционное образование, поскольку им трудно командировать сотрудников для повышения квалификации в крупные города, а на местах необходимые образовательные ресурсы отсутствуют. Роман Журавлев, заместитель генерального директора САП СНГ по консалтингу и обучению, отметив, что тема обучения для компании остается одной из наиболее приоритетных, вместе с тем признал: технологии удаленного обучения только начинают входить в обиход SAP, равно как и многих других ИТ-компаний.

В собственном образовательном центре SAP в течение года проходят обучение около тысячи человек. Опыт, полученный компанией за время работы центра, позволил разработать программные продукты для реализации образовательных проектов. Они, в частности, дают возможность записать лекции преподавателя и в дальнейшем предоставить их для изучения удаленно; при этом учащиеся могут не только слушать лекции, но и проходить тестирование. Этими решениями можно воспользоваться и для организации дистационных образовательных курсов с отраслевой спецификой.

В прошлом году в SAP инициировали образовательную программу CIO University, в рамках которой было проведено 17 дистанционных тренингов по направлениям ERP, BI и CRM. Задачей программы было повышение образовательного уровня этих специалистов. Обучение и тестирование в ее рамках прошло 2,5 тыс. специалистов.

Андрей Надеин, возглавляющий отраслевой сектор "САП СНГ", обратил внимание на углубляющийся разрыв между квалификационными требованиями, связанными с усложнением оборудования, и уровнем образования; особенно он заметен в фондоемких отраслях, например в нефтегазовой и горнодобывающей. Сокращению этого разрыва способствовало бы не только правильно организованное обучение, но и более рациональный подход к ИТ-поддержке. Разрешить эту проблему можно как за счет улучшения подготовки персонала, так и за счет снижения самих квалификационных требований. Хорошим решением будет, по словам Надеина, "перенос знаний из голов сотрудников в информационные системы, прописывание в них сценариев работы». Например, снижению требований к персоналу будет способствовать стандартизация вариантов ввода данных в информационную систему, в частности выбор варианта из списка вместо ручного ввода.

Эта точка зрения тесно связана с решением серьезной проблемы сохранения инвестиций в развитие персонала. Не секрет, что во многих случаях компании, вкладывающие средства в повышение квалификации сотрудников, не дожидаются возврата на свои инвестиции. Получившие дополнительную подготовку сотрудники мигрируют в другие организации с более адекватными, по их представлениям, условиями работы. Мартынов подчеркнул, что в SAP отдают себе отчет о существовании этой проблемы и, в частности, в прошлом году инвестировали более миллиона евро в бесплатное образование, что дало возможность обучить более 600 специалистов. Возможным вариантом удержать подготовленных сотрудников, с его точки зрения, является рост специализации подготовки прежде всего отраслевой специализации.

Но наиболее эффективной стратегией Мартынов считает отказ от содержания большого числа собственных ИТ-специалистов и переход к аутсорсингу. Партнеры SAP, как правило, специализируются в той или иной отрасли и имеют нишевых специалистов. К тому же в консалтинговых компаниях работают люди, которые склонны к постоянному разнообразию в своей работе. В их деятельности один проект сменяет другой, они получают разнообразные знания, что дает возможность постоянного развития, в то время как работа в корпорации неизбежно ограничивает опыт и знания специалиста. Как результат сотрудники консалтинговых компаний менее склонны к частой смене места работы, чем сотрудники корпораций.

Кроме того, по словам Мартынова, проблема миграции ИТ-персонала связана прежде всего с тем, что, как только технический специалист выходит за рамки настройки различных параметров информационной системы и начинает глубже разбираться в структуре бизнес-процессов, его стоимость на рынке труда многократно возрастает. В этой ситуации задача работодателя — обеспечить ему возможность карьерного роста; иначе потеря этого специалиста неизбежна.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями