Михаил Бондаренко:
Михаил Бондаренко: «Программные разработки — основной генератор выручки и маржи в СТС"

Об итогах года и бизнес-стратегии СТС рассказывает генеральный директор компании Михаил Бондаренко.

Вы пришли в компанию около года назад. А на должности генерального директора находитесь 10 месяцев. Каковы впечатления от работы на новом месте? Что удалось реализовать?

За прошедший период удалось довольно много сделать. Мы наладили основные производственные процессы, повысили качество наших продуктов и решений. Безусловно, это сказалось на уровне удовлетворенности клиентов. А качественные перемены отразились и на количественных показателях: компания перевыполнила финансовый план. Сокращение штата прекратилось – наоборот, мы начали набирать персонал.

В этом году выручка телекоммуникационного направления ОАО "Ситроникс" в целом сократилась на 9%. А ваша компания, наоборот, перевыполнила план?

У "Ситроникса" два главных телекоммуникационных актива: «Ситроникс Телеком Солюшнc», куда входят «СТС Россия», «СТС Чехия» и значительное количество филиалов и дочерних компаний в разных странах и СНГ, а также греческая компания Intracom Telecom. Экономический кризис в Греции стал причиной общего снижения выручки по нашему бизнес-направлению. У нас, наоборот, по выручке, показателю OIBDA и чистой прибыли зафиксирован рост на уровне 10%.

Из чего складывается доход СТС? Какова структура выручки по продуктовым направлениям?

Около 70% выручки нашей компании приносит продажа биллинговых решений (семейство FORIS), OSS/BSS (Operation Support System/Business Support System), CRM и других систем для учета услуг и обслуживания клиентов. Порядка 20% выручки приходится на направление Network Solutions – мы производим шлюзы MSCP и STP, шлюзовые центры коммутации мобильной связи и другое оборудование, разрабатываемое в наших центрах R&D. Наконец, третье направление (около 10% общей выручки) – фабрика в Войтицах, недалеко от Праги. Там производятся комплектующие для наших собственных продуктов – платы и другие компоненты. Налаживаем выпуск абонентских приставок для мультисервисных кабельных сетей стандарта DVB-C.

70% выручки компании приходится на одно продуктовое направление. Задумываетесь над диверсификацией бизнеса?

Программные разработки — основной генератор выручки и маржи в СТС. В этом сегменте мы занимаем лидирующие позиции в Восточной Европе. Поэтому СТС продолжит развивать это направление, в том числе по пути диверсификации и расширения продуктового портфеля. Например, мы стремимся выйти на рынок систем учета услуг ЖКХ с собственным биллинговым решением, разработанным на базе FORIS OSS. Мы считаем, что у этого продукта большое будущее. Правда, в России соответствующая рыночная ниша еще не сформировалась – отечественные сбытовые компании еще не готовы к внедрению тотального учета услуг и ресурсов. Но за рубежом уже наметилось стремление к максимальному упорядочению учета услуг ЖКХ, и мы рассчитываем, что в ближайшее время спрос на такие решения значительно возрастет.

В 2012 году "Ситроникс" начнет выпуск микросхем для навигационного оборудования ГЛОНАСС. Какие возможности это откроет для СТС?

Появление в России подобного производства, а также выпуск микросхем для приемников ГЛОНАСС создает очень радужные перспективы в развитии бизнеса. Например, на базе ГЛОНАСС строятся различные системы контроля, сбора информации и оповещения. С помощью этих технологий операторы могут реализовывать сервисы класса «интерактивный маркетинг», основанные на информации о местоположении абонентов. Такие услуги тоже должны обрабатываться биллинговой системой, что потребует новых разработок, а также, в связи с ростом клиентской базы операторов, — расширения уже существующих систем.

Чипы, которые будут использоваться в паспортах, водительских удостоверениях и социальных картах, будут привязаны к новым крупномасштабным ИТ-системам, где велика роль телекоммуникационного обеспечения. Операторам потребуются новые средства автоматизации рабочих процессов. Соответственно вырастут инвестиции в R&D, появятся новые компетенции в сегменте высокомаржинальных продуктов и услуг. То есть развитие ГЛОНАСС и выпуск микросхем с топологическим размером 90 нм в ближайшие годы станут одними из главных стимулов развития высокотехнологичного рынка в России, что отразится и на работе СТС.

Нередко в крупных компаниях обмен информацией между разными департаментами недостаточен. Как организовано взаимодействие вашего подразделения с другими бизнес-направлениями "Ситроникса"? Участвуют ли компании холдинга в совместных проектах?

В "Ситрониксе» процессы продаж, маркетинга и развития новых продуктов централизованы на уровне управляющей компании. Это необходимо для достижения максимальной синергии. Мы совместно прорабатываем различные вопросы участия в комплексных проектах. Например, какому-то заказчику поставляется программно-аппаратный комплекс для конкретных целей; при этом «Ситроникс Информационные Технологии» поставляет аппаратную часть, а мы — программную. Таким образом, мы, с одной стороны, снижаем расходы на продвижение товаров и услуг, а с другой — предоставляем заказчику комплексное решение от одного поставщика по конкурентной цене.

СТС — софтверная компания, и ее главный ресурс — люди. Испытывает ли компания дефицит в квалифицированных специалистах?

СТС — компания с европейскими корнями, созданная в Чехии и лишь потом вышедшая на российский рынок. Во время финансового кризиса стало очевидно, что Европа проигрывает в конкуренции на рынке трудовых ресурсов — использовать их стало дорого и неэффективно. Начался вывод производства в страны, где трудовые ресурсы дешевле. Этот путь пришлось пройти и нам. Правда, мы в отличие от многих европейских компаний не увольняли сотрудников сотнями. Тем не менее определенные реорганизационные меры были предприняты. Сейчас в Праге в центре R&D работает около 500 человек: мы перенесли значительную часть разработок в Россию, оставив в Чехии лишь наиболее ликвидные интеллектуальные ресурсы. А теперь и Москва становится довольно дорогим местом. Персонал найти все тяжелее, поэтому мы приняли решение развивать исследования и разработки там, где хороших специалистов можно привлечь за приемлемые деньги. Такие места есть и в России, и за ее пределами. Запускаем центр R&D в Санкт-Петербурге и уже набрали более 100 сотрудников. Создан центр разработок в Индии. Если рост мировой экономики продолжится, поиск доступных трудовых ресурсов будет смещаться сначала в регионы России, а затем и за рубеж, уже не в Индию и Китай, а скорее во Вьетнам и другие страны.

Каковы перспективы СТС в освоении новых региональных рынков?

Мы очень активно работаем в Индии, в том числе с оператором Sistema Shyam TeleServices (он работает под брендом MTS). С помощью нашей системы FORIS OSS компания стремительно увеличивает абонентскую базу и запускает сети в новых регионах. Также мы сейчас тесно взаимодействуем с Telekom Srbija, Vodafone в Чехии, с группой компаний Warid в Пакистане и Уганде. Продолжается и поиск новых клиентов, в частности в Южной Америке и СНГ.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями