Программы по созданию собственных брендов тайваньских компаний, как правило, начинаются в самом Тайване, население которого составляет почти 23 млн человек
Программы по созданию собственных брендов тайваньских компаний, как правило, начинаются в самом Тайване, население которого составляет почти 23 млн человек

Но с 2006 года ситуация изменилась, и сегодня компания, известная во всем мире как HTC, проектирует собственные смартфоны и планшетные компьютеры, отнимая долю рынка у таких гигантов, как Apple и Nokia. За 2010 год она продала 24,67 млн смартфонов собственной марки — в два с лишним раза больше, чем за предыдущий.

Примеру HTC и компании Acer, первой на Тайване создавшей собственный мировой бренд, в последнее время стремятся следовать все больше других контрактных производителей, до этого много лет пребывавших в неизвестности. В таких компаниях осознают, что можно воспользоваться накопленным опытом, чтобы начать проектировать и продавать собственные продукты под собственными марками.

Среди таких «новичков» — гигант рынка контрактного производства персональных компьютеров Quanta Computer, которая недавно начала продавать собственные ноутбуки и смартфоны, и Micro-Star International, которая 1 июня выпустит свой первый планшетник.

Благодаря продвижению тайваньских компаний вверх по цепочке создания ценности у конечных пользователей появляется более широкий выбор менее дорогих по сравнению с признанными мировыми брендами марок ПК, смартфонов и периферийных устройств. Тайваньским компаниям удается удерживать цены на низком уровне благодаря дешевой рабочей силе, использованию фабрик в Китае и возможности быстро и гибко закупать комплектующие.

«Компании, желающие сделать себе имя, ведут конкурентную борьбу, используя такое преимущество, как низкие цены, — отмечает Джон Бребек, руководитель Yuanta Investment Consulting по исследованиям тайваньского рынка. — На Тайване всегда были более низкие цены на производство, но здесь еще и прекрасные инженеры».

Однако у тайваньских производителей есть и свои трудности. Местные компании, до этого привыкшие работать «в тени», могут долгие годы терпеть неудачи с маркетингом своей собственной продукции, прежде чем закачики узнают их и начнут доверять. У некоторых вообще нет опыта продвижения своей марки, а кто-то вкладывает в маркетинг слишком мало денег.

«Тайваньские компании не смогут добиться успеха на потребительском рынке без массированного маркетинга, — уверен Майк Кленденин, управляющий директор китайской компании RedTech Advisors. — Если не продвигать марку, то потребители по-прежнему будут доверять только привычным общеизвестным брендам вроде HP, Samsung и Apple».

Тайваньским компаниям также следует быть осторожными в конкурентной борьбе с заказчиками их собственных услуг контрактного производства. Некоторые для этого создают новые компании, не имеющие ничего общего с «родителями», кроме совета директоров, а также избегают рынков, где их основные клиенты наиболее активны.

Например, Gigabyte Technology — один из крупнейших на острове производителей системных плат — создала самостоятельное бизнес-подразделение, которое занимается выпуском ПК собственной марки компании. «Если бы мы этого не сделали, неизбежно возникли бы конфликты интересов», — полагает Ричард Ма, старший вице-президент Gigabyte.

Согласно результатам исследования, проведенного Interbrand, компания Acer, начавшая выпускать ПК под собственной маркой еще 15 лет тому назад, в 2010 году стала обладателем самого популярного бренда среди принадлежащих тайваньским высокотехнологичным компаниям. Второе место заняла HTC, а ASUSTEK, основатель мирового рынка нетбуков, — третье.

HTC сделала себе имя после того, как Microsoft заключила с нею контракт на выпуск смартфонов на основе операционной системы Windows Mobile. Сегодня тайваньским производителям стало проще и дешевле разрабатывать собственные смартфоны и планшетные ПК благодаря появлению бесплатной операционной системы Google Android.

CyWee, основанная четыре года назад тайваньская компания по выпуску домашних мультимедиаустройств и игровых контроллеров, действующих по принципу распознавания движений, 20% своих доходов сейчас получает от выпуска изделий собственной марки. Со временем в компании рассчитывают увеличить этот показатель.

«Похоже, это обычный сценарий развития для любой местной компании, — считает Пол Лиу, вице-президент по маркетингу CyWee. — Благодаря собственной торговой марке CyWee получила больше каналов выхода на конечных потребителей. Нашей целью всегда были инновации, а с появлением собственного бренда мы сможем ускорить разработку новшеств».

Прямая продажа изделий конечным потребителям может приносить производителям более высокие прибыли, но дело в том, что доходы от контрактного производства в периоды мировых экономических спадов страдают, и даже в хорошие времена прибыли уменьшаются в связи с появлением конкурентов в развивающихся странах, где труд еще дешевле.

Программы по созданию собственных брендов, как правило, начинаются в самом Тайване, население которого насчитывает около 23 млн человек. Местные изделия стоят дешевле, чем продукты зарубежных марок, и на качество продукции тайваньским потребителям жаловаться, как правило, не приходится. Следующим шагом часто становится обширный китайский рынок, у покупателей Тайвань ассоциируется с качественной электроникой, а дополнительную привлекательность создают китайскоязычные названия компаний.

После этого создатели самых успешных брендов переходят и на более развитые рынки — в Европу и Северную Америку, рассчитывая, что потребители там обратят внимание на менее известное имя благодаря более низкой цене.