Хотя проектов внедрения новой версии в России пока не было представлено, участники смогли обменяться опытом использования продуктов НР для тестирования приложений и процессов.

По словам Андрея Кутукова, директора департамента программных решений НР в России, НР принадлежит около 50% рынка программных средств в области управления ИТ. Если же выделить продукты для управления качеством ПО, то здесь НР далеко впереди конкурентов и продолжает укреплять свои позиции – за последний год приобретено три компании, Fortify, Arcsight и Stratavia, чьи продукты сформируют новый портфель решений для обеспечения безопасности.

Модное сейчас понятие инновационности, которое, по мнению Кутукова, определяет конкурентоспособность компании на рынке, требует активного задействования ИТ как для разработки новых продуктов и услуг, так и для формирования для них новых каналов доставки. С точки зрения НР критериями инновационности служат скорость и эффективность внедрения новых приложений и трансформации существующих решений. Эти задачи заставляют уделять большее внимание безопасности, снижению рисков, а также управлению качеством разработок – на решение этих задач и нацелен ALM 11.

Условно продукты, входящие в состав ALM 11, можно разделить на три части, считает Андрей Кощеев, директор направления ALM компании НР в Центральной и Восточной Европе. Во-первых, это решения для управления портфелем программных продуктов. В современной компании используются десятки различных ИТ-систем, автоматизирующих множество взаимосвязанных бизнес-процессов. При изменении одного из процессов необходимо понимать, сквозь какие ИТ-системы он проходит и какие еще процессы задействует. Эта информация должна быть достоверна и актуальна, однако часто собрать и формализовать ее бывает настолько сложно, что в ходе анализа данные успевают устареть. Поэтому необходимы решения для динамического построения исчерпывающей карты бизнес-процессов с привязкой к информационным системам и объектам ИТ-инфраструктуры. Модуль Performance Center отображает топологию ИТ-инфраструктуры, опираясь на данные мониторинга от SiteScope и взаимосвязи, выстраиваемые с помощью Systinet.

Второй блок отвечает за управление жизненным циклом ПО. Одновременно поддерживая активность по десяткам проектов, контролируя выполнение десятков тысяч требований, ИТ-директор нуждается в инструментах для распределения общего пула ресурсов, планирования сроков, а также для определения тех проектов, которые позволят эффективно поддерживать выполнение бизнес-задач. HP Project Portfolio Management хоть и не позиционируется как полноценный инструмент управления проектами, но позволяет контролировать прохождение ключевых вех проекта. И наконец, третий блок продуктов обеспечивает управление производительностью, позволяет сохранить информацию и эффективно использовать ее, обеспечивает обратную связь от сопровождения готовых продуктов к разработке новых версий. К примеру, новый продукт Sprinter передает информацию от тестировщика к разработчику, сохраняя максимально полный контекст и сопровождая его дополнительными пояснениями. Все такие решения связаны между собой посредством единого центра управления требованиями Quality Center.

В НР уверены, что предложенная и реализованная ими методология применима для тестирования практически любых бизнес-процессов, приложений и устройств. Ее можно использовать на производстве, в строительстве, энергетике, медицине – везде, где постоянное появление инноваций и изменение бизнес-процесов требует непрерывной модификации информационных систем. Эту универсальность подтвердили и презентации трех крупных клиентов НР.

Чешское отделение T-Mobile работает на рынке телекоммуникаций с 1996 года. Начав с GSM, компания постепенно расширяла спектр услуг к концу 2010 года обслуживала уже 5,5 млн клиентов. Группа T-Mobile, занимающаяся тестированием, насчитывает 25 собственных специалистов и еще 15, привлекаемых извне. В год они выпускают около 60 проектов. В каждом проекте проверяется от 500 до 1000 изменений, на тестирование которых отводится примерно 100 человеко-дней. В основном компания занимается интеграционным тестированием, и для отработки взаимодействия систем и процессов используется единая тестовая среда, состоящая из 150 приложений.

В прошлом году T-Mobile стала развивать направление спутникового телевидения, предоставляемого как сервис. Всестороннее тестирование новой услуги стало для отдела управления качеством очередной масштабной задачей. Проект интересен тем, что с помощью Quality Center и Quick Test Professional компания смогла протестировать как функционирование ПО, так и работу оборудования и конечных устройств, и даже правильность постановки бизнес-процессов (таких, как открытие счета, продление договора, активация оборудования и пр.).

По словам Петра Кунстата, руководителя отдела управления качеством T-Mobile, в компании практически не используют регрессивного тестирования – информационная среда настолько сложна и изменчива, что на результаты прежних тестов полагаться невозможно. Некоторые процессы (например, активация счета) изменяются дважды в неделю! Но заказчиками тестирования в T-Mobile выступают не только разработчики: по заказу группы, занимающейся сопровождением сервисов, отдел управления качеством еженедельно проводит специально разработанные тесты для проверки работоспособности основных систем, находящихся продуктивной эксплуатации. Расходы на эти регулярные проверки, по утверждению Кунстата, изначально закладываются в бюджет проектов.

Еще одной крупной телекоммуникационной компанией, рассказавшей о своем опыте, стал «ВымпелКом». Поскольку акции компании обращаются на Нью-Йоркской фондовой бирже, качество информационных систем подвергается ежегодному международному аудиту. Все тесты должны быть обоснованы, и продукты НР помогают обеспечить полную трассировку требований и тестов от бизнес-заказчика до продуктивной эксплуатации.

«ВымпелКом» обслуживает 345 млн человек, поэтому цена ошибки очень высока. Решения НР автоматизируют процессы разработки и поддержки ПО — подготовку данных, регрессионное тестирование, нагрузочное тестирование, проверку функционирования интерфейсов. По мнению Михаила Мериина, руководителя департамента тестирования «ВымпелКома», ценность Quality Center, который применяется для управления процессами тестирования, в том, что решение заставляет ИТ-специалистов неукоснительно соблюдать принятый в компании регламент тестирования.

С 2006 года тестированием информационных систем для группы ЛУКОЙЛ занимается подразделение компании, «ЛУКОЙЛ-Информ». Как утверждает Виктор Ематин, руководитель отдела тестирования «ЛУКОЙЛ-Информ», выбор платформы НР обусловлен, среди прочих причин, широким покрытием технологий и платформ и интеграцией со многими системами — в группе используются решения на базе SAP, IBM Lotus, Microsoft Sharepoint, «1С:Предприятие» и др. Тестировщики решают не только рутинные, но и уникальные задачи, среди них проверка ширины спутникового канала для удаленных филиалов, анализ длительно формирующихся отчетов на SAP BW, подбор оптимальной конфигурации оборудования для поддержки ERP, оптимизация сайтов SharePoint. В планах подразделения – переход на методологию Канбан для оперативного планирования и распределения задач по сопровождению информационных систем.

Участники форума смогли задать интересующие их вопросы и обсудить тонкости тестирования приложений с докладчиками и специалистами НР. Организаторы рассчитывают, что форум станет для пользователей систем управления качеством ПО привычной площадкой для обмена практическим опытом.