«Электронная Россия" должна была обеспечить "кардинальное ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом»

При запуске программы декларировалось, что ее исполнение обеспечит "кардинальное ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, в том числе между гражданами и органами государственной власти, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления". Результатом реализации программы Илья Массух, заместитель министра, назвал появление единого портала госуслуг, который позволяет гражданам взаимодействовать с государственными органами в электронной форме. Планируется, что к концу этого года реестр федеральных госуслуг расширится до 17 тыс. наименований. На базе "центрального" решения будут созданы аналогичные реестры и в регионах.

Создание электронной инфраструктуры государства происходило в три этапа. На первом — с 2002-го по 2006 год — шла закупка оборудования и подключение ведомств к Интернету. На втором этапе, который был завершен в 2008 году, создавалась инфраструктура взаимодействия государственных органов между собой в электронной форме. А в течение последних двух лет в рамках программы создавались средства доступа граждан к госуслугам в электронной форме. Один из результатов этих работ — с 1 июля госструктурам запрещено требовать с граждан информацию, которую те уже передавали в какое-либо другое государственное ведомство. Они должны будут сами собирать эти данные с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

В рамках разработки СМЭВ с протоколами обмена данными между ведомственными информационными системами были выработаны общие форматы представления документов, протоколы их обмена и утверждения. Была создана единая система доверия государственных органов, которая позволяет использовать ЭЦП для проверки подлинности документов. Это дает возможность ведомствам запрашивать данные из смежных информационных систем без участия самих граждан. "Теперь даже квиточки об оплате госпошлины не нужно предъявлять в паспортный стол, — отметил Массух. — Эта информация есть в казначействе, и другие ведомства могут ее оттуда получить самостоятельно".

Часть денег "Электронной России" ушло на преодоление так называемого цифрового неравенства. В частности, были разработаны инфоматы, которые позволяют гражданам общаться с государством в электронной форме даже без компьютеров. Планируется к 2014 году ввести в строй 15 тыс. подобных устройств — сейчас их всего 500. Через инфомат можно зайти на сайт госуслуг и получить их в электронной форме. Однако со временем планируется расширить функциональность инфоматов, добавив в них возможность платного совершения телефонных и видеозвонков, а также подключения к Интернету по технологии Wi-Fi. Не исключено, что дальнейшее финансирование расширения сети инфоматов будет сделано из фонда универсальной услуги, поскольку инфоматы также будут предоставлять гражданам доступ к Интернету и телефонные услуги.

Элементом системы общения с государством является аутентификация на базе электронной подписи. В частности, для обращения за госуслугами на портал нужно вначале получить эту самую электронную подпись. Для ее хранения разрабатывается универсальная карта гражданина РФ. Правда, далеко не для всех услуг будет необходима квалифицированная электронная подпись — сейчас Минкомсвязи готовит список услуг, для которых можно использовать более простые варианты аутентификации, предусмотренные недавно принятым законом "Об электронной подписи". С новым законом связано и еще одно нововведение — личный кабинет юридического лица. Если в старом законе об ЭЦП подписывать документы мог только конкретный человек, то в законе "Об электронной подписи» появилась возможность выдать электронную подпись на юридическое лицо. Программа "Электронная Россия", вызвавшая так много критики со стороны профессионального сообщества, завершена, и на смену ей приходит новая — "Информационное общество».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями