Использование спутниковой навигации и автоматизированных систем сбора оплаты проезда стали ключевыми темами на конференции «Навигационно-информационные технологии на пассажирском транспорте»
Использование спутниковой навигации и автоматизированных систем сбора оплаты проезда стали ключевыми темами на конференции «Навигационно-информационные технологии на пассажирском транспорте»

Выступившие на конференции докладчики рассказали о системах мониторинга и управления транспортом, уже внедренных и разрабатываемых сейчас, а также о ключевых тенденциях в развитии систем сбора платежей, применяющихся в России и в мире. Ряд докладов был посвящен такой злободневной теме, как регулирование работы общественного транспорта и оперативных служб в условиях городских пробок.

В целом, как отметили участники конференции, в России сложились благоприятные условия для развития систем спутниковой навигации. Активное внедрение системы ГЛОНАСС (к 2012 году весь общественный и специальный транспорт в РФ должен быть оснащен соответствующей аппаратурой), повышенный интерес государственных заказчиков к использованию навигационных технологий – все это способствует росту рынка и существенно ускоряет темпы внедрения навигационного оборудования в транспортных средствах. Кроме того, как отметил руководитель направления «Беспроводные технологии» компании «Макро Групп» Алексей Танцюра, в последние несколько лет наблюдается устойчивая тенденция к снижению стоимости OEM-модулей ГЛОНАСС/GPS, и можно предположить, что к следующему году они будут стоить не более 15-20 долл., что сопоставимо с ценой на зарубежные GPS-приемники. К тому же, по словам Танцюры, в конце этого — начале следующего года на рынке появятся модули зарубежных производителей, большинство из которых уже заявили о поддержке ГЛОНАСС в своей продукции.

Помощь на дороге

Одним из важных государственных проектов, реализуемых при помощи систем спутниковой навигации, является создание системы экстренного реагирования при авариях — ЭРА-ГЛОНАСС. Проект, как рассказал Евгений Мелихов, технический директор программы ЭРА-ГЛОНАСС федерального сетевого оператора НИС ГЛОНАСС, предполагает обязательную установку спутниковых навигационных устройств на всех российских автотранспортных средствах, а основной задачей системы будет автоматическая передача по каналам сотовой связи информации о транспортном средстве, попавшем в ДТП, на диспетчерский пункт, который организует вызов служб экстренного реагирования. Предполагается, что внедрение системы позволит сократить на 30% время оказания первой помощи пострадавшим в аварии, что значительно снизит уровень смертности при ДТП.

В прошлом году, по словам Мелихова, в НИС ГЛОНАСС завершили проектирование системы, а также разработали и протестировали макеты терминалов ЭРА-ГЛОНАСС, инфраструктуру телекоммуникационной сети и подсистемы отображения оперативной информации. В этом году система будет опробована в двух пилотных зонах – Москве и Санкт-Петербурге, а к 2013 году планируется построить 12 навигационно-информационных центров, обеспечивающих прием и обработку информации во всех российских регионах.

Когда придет автобус

Немало говорилось на конференции и о решении с помощью новых технологий таких важных задач, как регулирование графика движения общественного транспорта и информирование пассажиров. Использование навигационных систем позволит реализовать принцип регулярности движения транспорта, в том числе в сложных городских условиях, подчеркнул генеральный директор компании «Вистар» Геннадий Пономарев. Устройства спутниковой навигации, установленные в пассажирском транспорте, позволяют информировать водителя и диспетчеров не только о местоположении на маршруте, но и о расстоянии до других транспортных средств, идущих тем же маршрутом, о расчетном времени прибытия на остановку с учетом текущей дорожной ситуации. Это поможет упорядочить движение транспортных средств на маршруте, контролировать качество работы водителя и в конечном счете снизить время ожидания пассажиров на остановке. Последняя тоже может быть существенно модернизирована. Так, руководитель департамента перспективных исследований и отраслевых решений группы компаний «М2М телематика» Сергей Шатунов рассказал о так называемой «умной остановке». В начальной комплектации такая остановка включает информационное табло, на которое транслируются номера маршрутов и реальное время прибытия транспортного средства, а в более полной комплектации она снабжается также видеокамерами, кнопкой экстренного вызова и терминалами для информирования пассажиров, пополнения транспортных карт и т. д. «Умные остановки» уже появились в российских городах, например в Тамбове и на пересадочном узле «Планерная» в Москве. Информация о прибытии транспортных средств, рассказал Шатунов, может передаваться и на телефон пассажира. Уже разработано соответствующее приложение для мобильных устройств на базе iOS.

Кто заплатит за проезд

Участники конференции обсудили и тему сбора платежей на общественном транспорте. На сегодняшний день, как рассказал директор по развитию бизнеса в странах СНГ компании «Симметрон» Андрей Ливинцев, использутся три основных варианта оплаты проезда: в первом оплата, как правило, производится бумажными билетами ограниченного использования, во втором поездки оплачиваются смарт-картами сезонного использования, а в третьем — при помощи многофункциональных карт длительного использования. При этом можно отметить две важные тенденции – рост популярности бесконтактных карт и развитие технологии Near Field Communication (NFC). Бесконтактные смарт-билеты, как отметил Виктор Сестрорецкий, директор по развитию бизнеса в области транспортных и банковских приложений в России и странах СНГ компании NXP Semiconductors, имеют ряд преимуществ, которые нивелируют их основной недостаток — более высокую по сравнению с бумажными билетами стоимость. Среди их достоинств в первую очередь надо отметить большую пропускную способность, а также общее сокращение затрат: полностью бесконтактная инфраструктура снижает эксплуатационные расходы, упрощает управление наличностью и сокращает операционные издержки за счет уменьшения количества персонала, точек продаж и т. д.

Технология NFC, которая дает возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 см, с развитием рынка «умных» мобильных телефонов, по словам Сестрорецкого, получила новый импульс. Своеобразной точкой перелома стал прошлый год, когда ведущие производители, такие как Google, Nokia и RIM, заявили о поддержке NFC в своих устройствах. Так, с этого года компания Nokia оснащает чипами NFC все свои смартфоны, а Google интегрировала поддержку NFC в свою платформу Android.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями