Нил Мейден:
Нил Мейден: «Компании, которые ориентируются только на текущие потребности пользователей, неизбежно вылетают с рынка»

Нынешняя конференция, по данным ее организатора – учебного центра Careerlab, собрала порядка 450 человек.

Как рассказала Елена Арсеньева, заместитель руководителя Careerlab, организаторы Software People каждый раз стараются представить на конференции совсем новую для российского сообщества разработчиков тематику. В нынешнем году одним из самых ярких и неожиданных стало выступление Нила Мейдена, профессора системной инженерии, научного руководителя центра «Творчество в профессиональной практике» в City University London. Он рассказал о том, как превратить ключевой этап разработки – определение требований к программному продукту – в творческий процесс решения проблем.

Мейден сравнил аналитика, который занимается сбором требований, с натуралистом, с помощью сачка пытающимся поймать бабочек – требования, зафиксировать их раз и навсегда и уже не позволить им «летать». Требования «ловятся» путем опроса будущих пользователей разрабатываемого продукта, однако эти люди, заметил докладчик, на самом деле никогда не знают до конца, чего хотят, и плохо представляют себе, что могут дать им современные технологии. По мнению Мейдена, компании, которые ориентируются только на текущие потребности пользователей, неизбежно вылетают с рынка. Что было бы с Apple, если бы она принимала решения о разработке iPad на основе мнения пользователей о планшетах несколько лет назад, когда эта технология мало кому была известна?

Поэтому Мейден предлагает отказаться от традиционного подхода к определению требований и перейти к творческому мышлению, принципы которого за последние полвека изучались в целом ряде фундаментальных исследований. На основе созданного в 1953 году метода творческого решения проблем Мейден со своими коллегами разработали новый подход к инженерии требований. Подход включает в себя понимание проблем, генерацию идей и планирование действий. Несмотря на кажущуюся очевидность этих этапов, в проектах разработки, заметил Мейден, хорошо удается определять общие цели, но не применяется никаких действенных способов для поиска реальных проблем и формирования идей нового приложения на основе понимания этих проблем.

По методике Мейдена аналитики и пользователи собираются на двухдневные семинары, в ходе которых в свободной форме и с применением различных творческих подходов, от мозгового штурма до поиска аналогий в других областях, генерируется неограниченное число идей по будущему продукту, затем они синтезируются и фильтруются и ищутся возможные технические решения. Мейден привел пример проекта системы управления вылетами самолетов для лондонского аэропорта Хитроу. В ходе семинара для нее было изначально предложено почти полсотни идей, которые затем трансформировались в семь глобальных концепций, и на их основе построено пять сценариев работы системы. Для генерации идей использовался, в частности, принцип аналогии, когда в формировании требований к системе для авиадиспетчеров помог опыт британских специалистов по железнодорожному расписанию.

Мейден отметил, что такие семинары зарекомендовали себя как очень эффективный способ определения требований, однако они оказываются довольно затратными, поэтому было разработано специальное онлайн-приложение, которое помогает командам разработки применять творческий подход в инженерии требований.