По словам Таисии Сибгатуллиной, без систематизации процессы тестирования становились бы все более непрозрачными, а анализ их эффективности и результативности был бы крайне затруднен
По словам Таисии Сибгатуллиной, без систематизации процессы тестирования становились бы все более непрозрачными, а анализ их эффективности и результативности был бы крайне затруднен

Сложившаяся в «Райффайзенбанке" прикладная среда доставляет ИТ-службе банка немало забот. Банк использует около 200 различных приложений, постоянно идут процессы разработки и внедрения новых решений и модернизации существующих. Разработка и тестирование приложений ведутся как силами собственных специалистов, так и с привлечением аутсорсинговых команд. «Райффайзенбанк" является дочерним банком «Райффайзен Интернациональ Банк-Холдинг АГ", одной из ведущих банковских групп в странах Центральной и Восточной Европы. Банк работает в России с 1996 года и оказывает полный спектр услуг частным и корпоративным клиентам.

Около пяти лет назад в банке было принято решение систематизировать работы по тестированию приложений. Без четкой структуры и контроля процессы тестирования становились все более непрозрачными, анализ их эффективности и результативности был крайне затруднен, что оказывало негативное влияние на качество бизнес-приложений банка. Для управления тестированием и постановки процессов обеспечения качества приложений в 2006 году в банке был создан отдел контроля качества информационных технологий и начато внедрение системы Quality Center компании Hewlett-Packard, которая является фактическим стандартом автоматизации контроля качества приложений в банковской группе "Райффайзен".

HP Quality Center представляет собой линейку продуктов, поддерживающих ключевые этапы процесса управления качеством приложений в распределенных командах. Система удовлетворяла требованиям банка к функциональной полноте и масштабируемости решения. Кроме того, в Райффайзенбанке искали продукты, хорошо известные рынку. Банк активно привлекает аутсорсеров к разработке и тестированию, и налаживать работу с ними проще с использованием знакомого инструмента.

Возможности HP Quality Center были опробованы в 2006 году на разрабатываемой системе принятия решений по кредитованию. Успех пилотного проекта убедил в правильности выбора продукта, после чего в систему HP Quality Center были переведены все проекты по контролю качества приложений в банке.

Как рассказала Таисия Сибгатуллина, главный аналитик отдела контроля качества ИТ, в "Райффайзенбанке» становление процесса контроля качества и внедрение HP Quality Center шли в тесной взаимосвязи. Специалисты банка разработали методику управления качеством приложений исходя из собственного опыта тестирования, а также правил и функциональных возможностей системы HP. Решение Quality Center предоставляет стандартную модель процесса контроля качества, которая может быть изменена с учетом требований конкретной организации. В "Райффайзенбанке» было важно разграничить роли внешних и внутренних тестировщиков, для которых существуют разные права доступа к системе и различия в модели процесса. Как отмечает Сибгатуллина, четкая структура и прозрачность процесса позволили упростить сложную задачу тестирования силами смешанных команд, включающих в себя специалистов из сторонних компаний.

В банке также широко распространена практика привлечения бизнес-пользователей на финальной стадии процесса тестирования. С помощью HP Quality Center удалось структурировать и эту работу, предоставив бизнес-пользователям возможность самостоятельно создавать и выполнять тестовые сценарии.

В настоящее время с HP Quality Center в "Райффайзенбанке» работает около 700 пользователей, включая ИТ-специалистов банка, сотрудников компаний-аутсорсеров и бизнес-пользователей. Система поддерживает работу одновременно с более чем 40 проектами, связанными как с внедрением новых приложений, так и с изменениями уже существующих.

Результатом реализации системы контроля качества стала прозрачность жизненного цикла используемого в банке ПО. Кроме того, стандартный процесс контроля качества дал возможность анализа работы команд. Руководитель проекта в любой момент видит, сколько требований нуждается в доработке, сколько тестовых сценариев пройдено, сколько проблем возникло в системе, сколько из них осталось решить и т. д. Это закладывает основу для управления эффективностью команды на базе ключевых показателей эффективности (Key Productivity Indicator, KPI) разработчиков, тестировщиков, аналитиков. Данные для получения таких KPI собираются посредством HP Quality Center. С их помощью отдел контроля качества сможет также анализировать эффективность внешних команд тестировщиков и разработчиков и принимать обоснованные решения по выбору партнеров.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями