«Сегодня Россия не является главным рынком для большинства крупнейших производителей электроники, — заявил Александр Онищук, президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). — Это подтверждается уже тем, что Apple начинает поставки своей продукции в Россию позже, чем в остальные страны, а техника Motorola, по сути, и вовсе не представлена на территории нашей страны». Несмотря на это, по его мнению, Россию наряду с Казахстаном многие компании считают перспективной с точки зрения благоприятных условий для развития бизнеса. (С прошлого года вступил в силу закон о таможенном союзе с Белоруссией и Казахстаном, в рамках которого на границах союзных государств отменяются любые пошлины. Это повлекло за собой изменение правил ввоза техники на территорию страны.)

В нашей стране практически не работают международные торговые сети, кроме, разве что, «МедиаМаркт». Мобильный рынок в основном представлен небольшими компаниями, но их процент с каждым годом становится меньше, а на смену приходят операторы. Причем для последних, как правило, связь первична, а телефон вторичен. В связи с этим быстро растет интерес компаний-продавцов к продаже контента.

«Продав, например, электронную книгу единожды, можно бесконечно получать деньги от продажи контента», — заметил Онищук.

Немало эмоций вызвал вопрос авторских отчислений с производителей и импортеров записывающей аппаратуры, а также с продаж чистых аудио- и видеоносителей, так называемый «налог Михалкова». В соответствии с этой идеей наличие кнопки «запись» на аппарате автоматически подводит его под категорию товаров, с реализации которых будет взиматься этот налог. Но не всегда техника используется для копирования. Онищук уточнил, что этот налог, пока еще не принятый на государственном уровне, подразумевает именно «право делать копии», что, по мнению правообладателей, является компенсацией за возможные убытки. Но, как показывает практика, потребителей не спрашивают, будут ли они пользоваться этим правом, а просто начисляют этот налог.

Как указала Наталья Моржова, руководитель отдела исследований розничной торговли GfK Rus, за последние десять лет в Европе количество независимых компаний-продавцов упало на 40% и сегодня составляет 20% общего числа, в то время как сетевые магазины заняли долю в 80%. Также, по ее словам, в России сильно упало количество «серой» продукции (менее 5%), поскольку сегодня ее реализация стала невыгодной.

Продолжается рост популярности смартфонов (продажи увеличились за прошлый год более чем вдвое, как в денежном, так и в количественном исчислении), при том что фактическое использование функционала подобных аппаратов по-прежнему не превышает 10%. «Потребителя прежде всего интересуют внешние качества телефона, такие как размер экрана или его сенсорность, — полагает Моржова. — Чрезвычайно популярны смартфоны с наличием Wi-Fi и GPS». Смартфоны с сенсорными экранами выбирают 20% покупателей, GPS интересует 15%, а в Bluetooth заинтересовано 40% потребителей. Больше половины из них предпочитают диагональ экрана свыше пяти дюймов, такая же ситуация наблюдается с пользователями фотокамер. На потребительском рынке доля недорогих камер (до 3,5 тыс. руб.) за прошлый год увеличилась с 16 до 30%. Спрос на системы автомобильной навигации тоже вырос более чем вдвое.

Дмитрий Приемов, начальник отдела разработки для мобильных устройств РИА "Новости", отмечает все большую популярность, которую приобретают мобильные приложения.

«Мы ведем разработки приложения нашего новостного агентства для платформ iOS, Android и Symbian, — заявил он. — Apple совершила революцию в смартфонах, изменив структуру потребления контента». Ведутся в агентстве и разработки для Android; они, по словам Приемова, в два раза более затратны, чем для iOS. А скачивают версию для продуктов Apple вдвое чаще. Вскоре, пообещал Приемов, будет разработано приложение и для Windows Phone 7.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями