Александр Мамонов:
Александр Мамонов: «Мы заинтересованы в стандартизации медицинской отрасли в любой форме, в том числе и во внедрении информационных систем"

Автоматизация и централизация — устойчивые мировые тенденции в организации работы лабораторных служб, они повышают качество исследований и снижают затраты. Причины сложившейся ситуации обсуждались на круглом столе журнала «Директор информационной службы» (CIO.RU) и компании InterSystems. Участниками встречи были представители Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины имени А. М. Никифорова МЧС России, компаний «Бион", «Лаборатория Гемотест" и "КДЛ-Тест".

Когда количество не переходит в качество

Типичная лабораторная служба российского региона, состоящая из множества небольших лабораторий при медицинских центрах, больницах и поликлиниках, не отличается эффективностью. Для нее характерны низкое качество исследований и длительное ожидание результатов, при том что загрузка автоматизированных анализаторов составляет лишь 5-10% их мощности. Устаревшие ручные методики лабораторной диагностики часто используются даже при наличии новейшего оборудования: либо нет реагентов, либо персонал не умеет с ним работать. Результаты часто теряются, и анализы приходится проводить заново.

По расчетам, приведенным Владимиром Островским, руководителем проектов по медицинским информационным системам компании InterSystems, в типичном российском регионе с населением 1 млн человек выполняется примерно 16 млн исследований в год. Расходы на лабораторную службу, включающую в среднем 46 лабораторий при лечебно-профилактических учреждениях, составляют примерно 200 млн руб., из них 57% приходится на оплату труда. При этом если на весь регион имеется в среднем 132 анализатора, то современных из них только 5%.

В эффективно организованной лабораторной службе рутинные потоки исследований переходят в крупные лабораторные комплексы с роботизированными системами и аппаратными сортерами, способными выполнять 10-50 тыс. тестов в день. В больницах и поликлиниках должны остаться экспресс-лаборатории, выполняющие ограниченный перечень срочных исследований.

Пределы концентрации

Мешают созданию централизованных лабораторий сложная логистика и высокая стоимость доставки образцов из регионов. В этом смысле идеальны лишь городские лаборатории, а для остальных требуется сопоставление финансовых и временных затрат на транспортировку биоматериала с преимуществами централизации.

Обязательным условием для автоматизации является переход на вакуумный забор материала, так как современные анализаторы работают с пластиковыми, а не стеклянными пробирками. Технология штрихкодирования в совокупности с системой вакуумного забора крови практически полностью исключает ошибки при идентификации образцов и позволяет автоматизировать работу с анализатором: считав штрихкод с пробирки, прибор отправляет запрос в лабораторную информационную систему (ЛИС) и получает список необходимых исследований по данному образцу.

В регионах, за редким исключением, отсутствует понимание необходимости этих технологий, считающихся дорогими. По мнению Островского, переход на вакутейнеры повысит расходы на 15-20%, что несопоставимо с получаемыми преимуществами — ростом качества, скорости и безопасности работы для персонала.

Лаборатория не сможет без ИТ

Специфика крупных лабораторий состоит в том, что их деятельность неотделима от информационных технологий. Например, по словам Александра Мамонова, гендиректора "Биона", само создание компании началось с выбора информационной системы.

Как правило, ЛИС автоматизируют процессы регистрации заказа и передачи результатов по электронной почте или SMS, работают с удаленными точками забора, поддерживают многофилиальную структуру и интегрируются с системами сортировки и логистики образцов, медицинскими и финансовыми системами.

Благодаря автоматизации лабораторных процессов исследование проходит быстрее, и его результаты лечащий врач может увидеть сразу после подтверждения. Электронное хранилище результатов дает доктору возможность изучить все предыдущие анализы пациента, построить графики и выявить тенденции.

"Любое движение к информатизации нами только приветствуется, так как повышается культура медицинского сообщества, его профессионализм", — отметил Фарит Гайнетдинов, исполнительный директор "КДЛ-Тест".

Уровень квалификации специалистов, выполняющих исследования в крупных центрах, существенно выше остальных. Кроме того, частные лаборатории заботятся об обучении персонала и сами становятся хорошей школой. "Появление плеяды медицинских специалистов, которые способны работать в автоматизированных лабораториях, — заслуга коммерческих лабораторий," — утверждает Виталий Миколаускас, медицинский директор "Биона".

Список препятствий

Процессы централизации и информатизации российских лабораторий тормозятся из-за неопределенного будущего системы здравоохранения в целом и диагностической службы в частности. Структура системы здравоохранения сегодня меняется, и пока совершенно неясно, каким будет взаимодействие ее элементов (государственных и частных лабораторий, ФОМС, органов управления здравоохранением) в результате реформы. Ключевой вопрос — отсутствие организатора, заинтересованного в создании централизованной лабораторной службы, который позаботится о выделении средств, определении "правил игры» и выборе технологий.

Понимание необходимости автоматизации и централизации для выживания в период реформ уже зреет, считает Виктор Абрамов, директор по продажам InterSystems. С 2010 года некоторые регионы начали проявлять заметный интерес к построению централизованной ЛИС. Но в каждом регионе и каждом ЛПУ складывается собственное представление о ЛИС, и главные врачи ревностно оберегают свою независимость, защищают выбранные способы информатизации, даже если они не вписываются ни в какие стандарты. "Главная организационная проблема построения региональной информационной системы — это 'демократия', дающая право голоса каждой лаборатории", — считает Абрамов. Без твердого руководства Минздравсоцразвития или службы, управляющей лабораториями, из региональных проектов ничего не выйдет: невозможно будет решить проблемы даже с нормализацией справочников, не говоря уже об управлении ЛИС, ее поддержке и развитии, уверен Островский.

Отсутствие общепринятых стандартов на лабораторные исследования (номенклатуры исследований, референсных значений) — еще одно серьезное препятствие для централизации. "Мы заинтересованы в стандартизации медицинской отрасли, в том числе и во внедрении информационных систем, пациенты страдают от того, что мы и врачи-клиницисты разговариваем на разных языках", — отметил Мамонов.

По мнению Михаила Бахтина, помощника директора по медицинским информационным технологиям ВЦЭРМ МЧС России, основное препятствие для централизации — это опасения главврачей попасть в зависимость от неподконтрольной им коммерческой лаборатории, которая может неожиданно закрыться, а тем временем ее конкуренты воспользуются этим и поднимут цены. При этом многие государственные медучреждения попросту не знают себестоимости собственных исследований, а значит, не могут сопоставить их с ценами частной лаборатории. Но как только появится организатор с намерением навести порядок в управлении лабораторной службой и определит ее бюджет, централизованная лаборатория будет создана либо выбрана по конкурсу из имеющихся частных для выполнения госзаказа, считает Бахтин.

В числе задач, также требующих решения, — неготовность ЛПУ к взаимодействию с автоматизированными лабораториями и их скудное оснащение ИТ. "В районной больнице в 50 км от Москвы компьютеры стоят только в бухгалтерии и кабинете главврача", — заметил Павел Савин, начальник отдела ИТ компании "Лаборатория Гемотест». Между тем, по мнению участников круглого стола, решение многих проблем ЛИС зависит от зрелости госпитальных систем, которыми большинству медучреждений еще только предстоит обзавестись.