Юрий Клочков: «Кризисный спад в производстве пошел на пользу проекту — удалось сконцентрировать на нем лучшие силы»
Юрий Клочков: «Кризисный спад в производстве пошел на пользу проекту — удалось сконцентрировать на нем лучшие силы»

«Бытует мнение, что каждое отечественное предприятие уникально, и на них невозможно использовать западные практики. Это не так. Главное — железная воля руководства», — заявил Юрий Клочков, первый заместитель генерального директора «КамАЗа» на пресс-конференции, посвященной внедрению на предприятии ERP-системы. В середине марта «КамАЗ» объявил о создании системы управления производством на базе отраслевого решения SAP for Automotive.

Когда-то предприятие одновременно могло производить не более четырех моделей грузовиков. Но даже при этом его информационная система разрослась до солидных размеров: число модулей превысило сто. После 2000 года вариативность производства резко выросла и прежняя информационная модель не смогла обеспечить требуемую управляемость планирования и производственного учета. Росли складские запасы, учащались случаи остановки конвейеров, срывались сроки выполнения заказов.

«Именно благодаря внедрению современной информационной системы появилась возможность радикально изменить производство и одновременно оптимизировать деятельность», — заявил Клочков. Во-первых, удалось сократить запасы, что для предприятия таких масштабов является огромным достижением и дает незамедлительный эффект. Недостачи товарно-материальных ценностей уменьшились на 25%, — иначе говоря, на производстве стали гораздо меньше воровать. Во-вторых, сократились простои производства и вдвое выросла производительность труда. Наконец, «КамАЗ» полностью перешел на производство под заказ. Как правило, каждый заказ — это несколько автомобилей с определенным набором опций. Это накладывает на организацию производства повышенные требования, но вместе с тем дает огромное преимущество, позволяя точнее ориентироваться на потребности клиентов.

Как известно, на многих предприятиях управление производством и логистикой является болевой точкой. Именно здесь таятся огромные возможности для оптимизации деятельности, и именно с этого направления было решено начать проект.

Реализуемый компанией «Микротест» проект состоит из четырех этапов: учет производства (в том числе оперативные данные о движении товарно-материальных ценностей), планирование производства, управление затратами и планирование межзаводских поставок. Четвертый этап будет реализован в течение 2011 года. Очень важно, что каждый этап имеет для предприятия самостоятельный бизнес-эффект.

Следует отметить, что в ходе проекта не система подстраивалась под существующие бизнес-процессы, а бизнес-процессы предприятия изменялись в соответствии с лучшими мировыми практиками. В частности, активно перенимался опыт компании Daimler: именно ее руководство настойчиво рекомендовало минимизировать доработки системы.

Кроме того, в ходе проекта были внедрены элементы бережливого производства, хотя многие эксперты и отмечают, что реализуемые в ERP-системах подходы противоречат им.

Внедрение системы совпало с началом кризиса. В 2008 году в компании была резко сокращена инвестиционная программа, однако проект было решено не замораживать. «Была уверенность, что компания должна выйти из кризиса обновленной. В конечном счете кризисный спад в производстве даже пошел на пользу проекту — удалось сконцентрировать на нем лучшие силы и отладить новые процессы», — подчеркнул Клочков.

Инвестиции в проект составили около 500 млн руб., и примерно в такую же сумму оценивается экономический эффект от создания новой системы управления производством, достигнутый по итогам 2010 года. Дальнейшие затраты будут зависеть от различных факторов, в том числе от работоспособности унаследованных систем и их способности к интеграции. До 2008 года в качестве корпоративного стандарта были приняты решения Baan, но сейчас, по признанию Клочкова, они удовлетворительно работают лишь на одном предприятии группы. Задачи полностью заменять все существующие решения на аналоги от SAP на «КамАЗе» не ставят. Более того, недавно компания завершила внедрение системы на платформе «1С» для автоматизации бухгалтерского и налогового учета.

«”КамАЗ” выделяется из других компаний не просто масштабами и глубиной использования решений SAP. Гораздо важнее, что он вносит свой вклад в дальнейшее развитие отраслевых практик», — отметил Владислав Мартынов, генеральный директор SAP СНГ. У предприятия особый статус, оно является членом международного отраслевого совета, влияющего на направления развития машиностроительных решений SAP.