Larrabee является одним из элементов исследовательской программы Intel Tera-scale Computing

По заявлению корпорации, первые процессоры Larrabee появятся в 2009-м или 2010 году и будут иметь несколько процессорных ядер архитектуры x86. Им обеспечена поддержка OpenGL и DirectX, что позволит запускать на процессоре современные игры и другие программы. Пригодится новый процессор и приложениям, требующим большой вычислительной мощности – программам для финансовых и научных расчетов.

Историческая инвестиция

Larrabee является одним из элементов исследовательской программы Intel Tera-scale Computing. Компания утверждает, что это крупнейшее за всю ее историю вложение средств в технологические исследования. Говорит о многом, если вспомнить, что только за второй квартал текущего года Intel потратила на исследования 1,47 млрд долл. Больше всей выручки за тот же период ее основного конкурента, компании AMD, у которой эта цифра составляет 1,35 млрд долл.

Перед Larrabee компания Intel ставит задачу реализации полной поддержки функций обработки графики процессором архитектуры x86, заявил главный архитектор группы графических вычислений компании Intel Ларри Сейлер. Этот процессор станет первым процессором Intel, нацеленным на игровой рынок и области, где требуются высокопроизводительные параллельные вычисления и графическая мощность – например, разведку нефти и газа.

Шестью восемь

Хотя Intel не сообщает, ни сколько ядер будет в первых процессорах Larrabee, ни других подробностей о продукте, журналистам была показана презентация, где рассказывалось, как возрастает производительность процессора при увеличении числа ядер от восьми до 48. Последняя цифра согласуется с предыдущими заявлениями руководителей компании о том, что Larrabee со временем будет иметь десятки отдельных процессорных ядер.

Конструкция ядер Larrabee основана на конструкции процессорного ядра Pentium с различными усовершенствованиями, в том числе векторного процессора с поддержкой длинных векторов, 64-битными расширениями, многопоточностью и упреждающей выборкой команд, сообщает Intel. Кроме того, в Larrabee будут выделенные сопроцессоры для работы с некоторыми графическими функциями, например, с текстурами.

Массив процессорных ядер в Larrabee объединяет возможности параллельных вычислений графического процессора с архитектурой x86, что повышает производительность работы приложений и графики, пояснил Сейлер. Процессор сможет повысить скорость рендеринга, добавил он.

Для рендеринга изображений на графическом процессоре требуется выполнить множество шагов – растеризацию, затенение пикселей (pixel shading), и так далее, а Larrabee сводит их всего к трем шагам, рассказывает Сейлер.

Intel ищет поддержку

Все это звучит многообещающе, но для раскрытия всей мощи Larrabee необходима поддержка со стороны разработчиков программ. Поскольку вокруг архитектуры x86 наработаны большой технический опыт и программная база, то потенциальное число программистов на Larrabee достаточно велико, считает инженер-программист компании Intel Том Форсайт.

Но перенос программ, написанных для Larrabee, на другие платформы, (например, на игровые приставки) может оказаться проблемой, признают представители Intel. В компании пытаются скомпенсировать этот недостаток поддержкой большего числа программных сред. Кроме того, в разработке средств параллельного программирования привлечены такие компании, как Apple и Microsoft.

Larrabee придется конкурировать с графическими процессорами nVidia и AMD.