Удачным примером для России может стать опыт Финляндии, никогда прежде не входившей в число технологических лидеров, сегодня ее достижения известны каждому. В отличие от других стран, здесь велико государственное влияние, инновационная политика разрабатывается Департаментом науки и технологий при премьер-министре. Ее реализует Министерство образования, которое ответственно за образовательные учреждения и научную политику, а также за Академию наук Финляндии. А Министерство торговли и промышленности курирует промышленную и технологическую политику. Но главным действующими лицами являются Национальное технологическое агентство и Центр технологических исследований Финляндии, через которые распределяется около 80% финансирования правительственных разработок. Задача этих двух ведомств состоит в согласовании интересов научного и бизнес-сообществ.

О том, как представляет себе руководство России отечественный путь развития технологий, можно судить по новой федеральной целевой программе «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы, принятой в конце 2007 года. В ней определены параметры финансирования, а в качестве индикатора установлен технологический уровень. В 2008 году должен быть освоен уровень 0,18 мкм, в 2011-м -- 0,09 мкм, а к 2015-му -- 0,045 мкм.

Появлению программы предшествовала публикация концепции, в которой утверждалось: «Отказ от использования программно-целевого метода для создания и развития в России отечественной радиоэлектронной техники нового поколения приведет к ситуации, когда в течение шести-восьми лет практически полностью будет утрачено радиоэлектронное производство, и к полной импортозависимости в электронной и радиоэлектронной продукции. Результатом отказа от использования программно-целевого метода будет неизбежная экономическая зависимость России от иностранного производителя и капитала, снижение уровня технологической и информационной безопасности страны».

В концепции рассматриваются пять возможных вариантов решения проблемы развития электронной компонентной базы и радиоэлектроники, сравниваются риски.

Путь первый и наиболее очевидный предполагает создание условий наибольшего благоприятствования для привлечения внешних инвестиций. Достоинства – инвестиционная активность частного капитала будет направлена в основном на достижение наивысшей рентабельности выпускаемой продукции и обеспечение ее гарантированными рынками сбыта. Недостатки – важнейшие стратегические направления электроники, такие как радиационно стойкая электронная компонентная база, твердотельная и вакуумная сверхвысокочастотная электроника, останутся без инвестиционной поддержки. Работы в области космонавтики, навигации, систем управления атомными объектами, авионики и связи не получат дальнейшего развития. Следует учесть, что такого рода изделия невозможно купить на мировом рынке.

Второй вариант – традиционный путь выделения государственных кредитов на строительство современных мощностей по выпуску ограниченной номенклатуры электронной и радиоэлектронной продукции без привязки к федеральным целевым программам - может привести к неизбежному усилению роли государства в управлении и неминуемо приведет к падению активности частного капитала.

Третий вариант – бюджетное финансирование без выделения инвестиционных средств на модернизацию действующих и создание новых мощностей - поддерживает научное развитие предприятий, однако в связи с устаревшей производственной базой не обеспечивает массовое производство современных конечных изделий. Этот вариант уже испытан и привел к значительному отставанию по уровню развития электронной компонентной базы и радиоэлектроники от мирового уровня. Четвертый вариант, а скорее модифицированный третий, - создание системы бюджетного финансирования с выделением инвестиционных средств - ограничен небольшими суммами государственных средств для развития радиоэлектронного комплекса страны; кроме того, остается в стороне частный капитал, участвующий в развитии радиоэлектронной отрасли.

Остается пятый вариант – создание системы государственного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках федеральной целевой программы с выделением инвестиционных средств на реконструкцию действующих и создание новых мощностей с использованием внебюджетных средств. Эта модель развития основана на принципах тесного взаимодействия государства и бизнеса, в том числе и иностранного, и позволяет эффективно сочетать государственные возможности концентрации ресурсов и использования различных преференций бизнес-сообщества в отношении конечных результатов развития радиоэлектронной отрасли. Партнерство с иностранным бизнесом необходимо, так как именно иностранные фирмы обладают нужными технологиями и опытом организации такого производства, а также его эффективной коммерческой эксплуатации.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями