В 38 из них щедрый подарок в виде лицензий на оказание услуг мобильного беспроводного доступа получил «Ростелеком». В Чеченской республике победу одержал близкий к местной правящей элите оператор «Вайнах Телеком», а в Томской области — СибирьТелеком», дочернее предприятие «Связьинвеста».

Результаты конкурса оказались настолько предсказуемыми, что только имя последнего обладателя лицензии вызвало некоторое удивление. Что означает уступка сибирской МРК — неловкую попытку регулятора создать видимость честной игры или чей-то хитроумный расчет? Других версий не возникает, да и победа «СибирьТелекома» в отдельно взятом регионе ничего не меняет, ведь после реорганизации «Связьинвеста» все активы достанутся будущему «национальному чемпиону». В предоставлении лицензии «Вайнах Телекому» лично я не сомневался: если следовать логике политики, а не бизнеса, то в этой северокавказской республике должен был победить именно местный оператор со столь характерным названием.

Во всех субъектах федерации, где разыгрывались конкурсные лоты, помимо «Ростелекома» на частоты претендовали местные МРК «Связьинвеста», компании «Престиж-Интернет» (торговая марка «Энфорта») и «Тривон Нетворкс», представляющая в нашей стране интересы международной группы Virgin. «Энфорта» и «Тривон Нетворкс» уже имели лицензии на оказание услуг фиксированного WiMAX в ряде регионов России, и их желание расширить бизнес еще на 40 регионов выглядело вполне объяснимым. Однако «Скартел», «Синтерра» и «Комстар» отказались от участия в данном конкурсе, хотя развитие сетей WiMAX-доступа считают одним из своих главных приоритетов. Наверное, они решили, что если о своих претензиях на частоты объявляет «Ростелеком», то другим претендентам лучше не тратить время на бесполезные ожидания.

А что же победитель? Ему теперь предстоит построить общенациональную сеть мобильного ШПД и в некоторых регионах столкнуться лоб в лоб с такими маститыми игроками этого рынка, как Yota, МТС, «Билайн»... Используемые технологии (а знающие люди поговаривают, что в диапазоне 2,3—2,4 Ггц будут развернуты сети 4G) будут иметь в конкурентной борьбе определенное значение, но перевес, скорее всего, обеспечат опыт работы на рынке и грамотный маркетинг. Как раз с этим у «национального чемпиона» — большие проблемы.

Вряд ли может быть иначе, если ключевые заказчики привлекаются не за счет лучших коммерческих предложений, а благодаря административному ресурсу. Уместно задаться вопросом, для кого «Ростелеком» собирается строить мобильные сети ШПД? Очевидно, что их пользователями станут сотрудники госструктур и крупных корпораций с государственным участием. Но пойдут ли под знамена «национального чемпиона» представители SMB и частные клиенты, зависит лишь от того, насколько эффективно он сумеет выстроить продвижение новых услуг, контроль качества и обслуживание массовых абонентов. Такую задачу флагману индустрии придется решать уже самостоятельно, не уповая на пресловутую поддержку регулятора.

Игорь Елисеев главный редактор, i_eliseev@osp.ru