На недавней конференции, прошедшей в США под эгидой FCC (Федеральной комиссии по телекоммуникациям), разгорелся спор о вводе государственного регулирования в сегменте VoIP. До сих пор контроль в этой отрасли был минимальным, в отличие от сферы традиционных телефонных услуг.

Многие поставщики услуг придерживаются позиции, в соответствии с которой необходимо максимальное невмешательство комиссии в бизнес провайдеров VoIP, позволяющее отрасли продолжать естественное развитие и предоставляющее потребителям возможность выбора технологии телефонного обслуживания. Правда, одни предлагают FCC вообще не вмешиваться в деятельность в сфере VoIP, а другие — оставить вне контроля только ценовую политику провайдеров.

Том Эвслин, исполнительный директор корпорации ITXC, считает, что регулирование уместно лишь тогда, когда рынок контролируется монополией (как было в случае с общенациональной телефонной сетью корпорации AT&T). По его мнению, контроль не нужен на рынке VoIP, где присутствуют десятки конкурентов. Минимальное регулирование стимулирует финансовые вложения в отрасль, и сейчас VoIP является одним из крупнейших инвестиционных направлений на телекоммуникационном рынке.

Несмотря на недовольство провайдеров, федеральная комиссия планирует выработать ряд правил для провайдеров VoIP, и с этой целью уже создана рабочая группа FCC — Internet Policy Working Group. Ее основной функцией, по словам председателя Майкла Пауэла, станет помощь комиссии в определении и постановке задач регулирования операторских служб.

Прежде всего, представители FCC предложили операторам VoIP ввести в перечень обязательных услуг расширенную службу 911. А правоохранительные органы, включая ФБР, настаивают на безусловном подчинении провайдеров VoIP требованию обеспечить прослушивание телефонных разговоров.

«Рынок VoIP в США больше не является вотчиной таких компаний, как Vonage и ITXC. Главные телекоммуникационные операторы страны Verizon Communications и SBC Communications уже анонсировали собственные предложения в этой отрасли. А MCI начала передавать голосовой трафик по IP-сетям, пообещав к 2005 году почти полностью перейти на пакетную передачу речи», — отметил Майкл Галахер, секретарь-референт Министерства торговли США.

Еще в ноябре прошлого года старший вице-президент и финансовый директор SBC назвал VoIP угрозой для телефонных услуг его компании в жилом секторе. В свою очередь, аналитик проводной связи в фирме UBS Securities Джон Ходулик предсказал, что в течение следующих пяти лет развитие VoIP приведет к значительному снижению маржи у региональных предприятий Bell . Представители региональных операторов на форуме FCC не высказывались, но, по мнению Ходулика, они будут вынуждены перевести основной трафик на VoIP-платформу независимо от решения FCC.

Большинство участников конференции согласилось с тем, что определенное регулирование, в том числе требование обеспечить расширенную службу 911 (Е911) и сервисы для инвалидов, необходимо. Однако провайдеры просили FCC воздержаться от диктатуры в сфере ценовой политики. Кроме того, не следует забывать, что службы VoIP могут включать в себя несколько доступных сервисов. Например, некоторые продукты для передачи мгновенных сообщений имеют опции голосового чата. Кевин Вербах, учредитель консультационной фирмы Supernova Group, призвал комиссию сначала решить, какие из этих сервисов она будет регулировать, чтобы компании VoIP-отрасли понимали основные правила «игры». По его словам, самая большая угроза для VoIP состоит не в действиях FCC, а в ее бездействии.

«Вводя новые правила, комиссия не должна исходить из принципа ?все или ничего?», — подчеркнул Джеймс Кроу, исполнительный директор корпорации Level 3 Communications, предоставляющей услуги связи по волоконно-оптической сети. Он согласился, что регулирование необходимо, дабы обеспечить выполнение требований по организации служб 911 и прослушивания телефонов. Но Кроу сомневается в действенности правил FCC, определяющих плату за доступ. К тому же, по его мнению, нормы FCC вряд ли будут поспевать за технологическими изменениями в отрасли.

В заключение Майкл Пауэл из FCC выразил надежду, что комиссия воздержится от интенсивного регулирования в области IP-телефонии. «Я полагаю, что услуги на основе IP должны эволюционировать в зоне, свободной от административного воздействия, — заявил он. — Ни один сторонник регулирования не должен вступать в нее без твердого основания. От этой предпосылки зависят инновации и капиталовложения».


Большинство участников конференции согласилось с тем, что определенное регулирование, в том числе требование обеспечить расширенную службу 911 (Е911) и сервисы для инвалидов, необходимо. Однако провайдеры просили FCC воздержаться от диктатуры в сфере ценовой политики

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями