Кто в доме хозяин?
Ящик Пандоры
Техническая сторона вопроса
Централизованное обеспечение безопасности
Как заставить систему работать
Защита данных административными методами
Симметричная модель информационной безопасности
Производители средств информационной безопасности
Десять шагов к обеспечению безопасности Web-узла
Распознавание пользователей: от паролей до сетчатки
Мудрые советы "короля" безопасности из Citibank
Чаша святого Грааля систем с единой регистрацией

Корпоративная сеть предприятия непрерывно меняется; через три года она будет сильно отличаться от теперешней, а через пять лет ее просто нельзя будет узнать. Поэтому, какие бы планы ни рисовались нам в данный момент, система обеспечения информационной безопасности предприятия должна быть в состоянии подстраиваться под возможные изменения в топологии сети. При этом крупная сеть масштаба предприятия обычно имеет большие географические размеры, она физически неоднородна, а ее логическая структура напоминает мешанину лондонских улочек. Короче говоря, это - хаос технологий.

Так что же делать слегка обезумевшей, перегруженной заботами, сокращенной до предела организации, ориентирующейся в своей работе на современные информационные системы? Тем, кто питает надежды найти некую панацею, которая защитит от всех напастей, этакий Священный Грааль Информационной Безопасности, нужно набраться смелости, прежде чем прочесть следующую фразу. Деньги и ресурсы следует в первую очередь тратить отнюдь не на приобретение новых технологий; дело защиты данных не сводится к применению правильных технических решений. Стивен Кац, руководитель службы защиты информации Citibank, говорит: "Не давайте себя одурачить болтовней о технологиях. Решение проблемы кроется в обеспечении адекватного управления".

Кто в доме хозяин?

Д-р Юджин Шульц, менеджер по программам информационной безопасности консалтинговой компании SRI International (Менло-Парк, шт. Калифорния), советует: "В первую очередь следует разработать глубоко продуманную политику". Формулировать политику в области информационной защиты должно высшее руководство компании - президент или совет директоров. Уровня вице-президента по информационным технологиям тут недостаточно. Цель не может быть достигнута, пока на самом высоком уровне не будет сказано, чего следует добиваться, и не будут выделены ресурсы, которые позволят должным образом защитить информационную инфраструктуру и обеспечить управление ею.

Формулировка политических целей полностью находится в ведении руководства компании. Возможно, кому-то покажется разумным сосредоточиться на обеспечении бесперебойной работы сети или на борьбе с угрозой вирусного заражения, не обращая при этом внимания на попытки хакеров вторгнуться в сеть. Какая бы политика ни была избрана и какие бы цели ни были установлены, следует убедиться, что все сотрудники организации правильно их поняли и приняли к исполнению.

Ящик Пандоры

Далее следует разобраться в том, из чего состоит сеть предприятия. Карл Аллен, президент консалтинговой компании Infocore (Хайлэнд, шт. Юта), говорит: "Кто-то должен знать, как обстоят дела - какова схема сети, где расположены точки входа, в чем эта сеть уязвима - и на ком лежит ответственность за все происходящее". Кроме того, следует оценить, какие информационные ресурсы настолько важны, что их следует защищать, и где они расположены. Стефен Кобб, руководитель специальных проектов Национальной ассоциации компьютерной безопасности (National Computer Security Association - NCSA), отмечает: "Сам процесс оценки помогает определить, насколько те или иные данные важны для организации. В результате повышается уровень сознания сотрудников; люди начинают задумываться о защите информации".

Не подлежит сомнению, что все сотрудники компании, на каком бы уровне они ни работали, должны обучаться приемам защиты информации и всячески сотрудничать с ответственными за информационную безопасность; тем не менее очень многие фирмы упускают это из виду. Необходимо, чтобы все, кто занимается обеспечением информационной безопасности, в каком бы подразделении они ни работали, помогали друг другу. Надо также, чтобы конечные пользователи поддерживали усилия по защите информации, понимали важность таких усилий и строго соблюдали все предписанные правила. Процесс постоянного обучения сотрудников должен быть подстроен под запросы конкретных групп и отделов. "В противном случае работники будут искать средства обойти защиту, отключить ее или игнорировать соответствующие правила. А это еще хуже, чем если бы системы защиты не было вовсе", - считает г-н Кац из Citibank.

Техническая сторона вопроса

Итак, политика предприятия сформулирована, уточнена структура сети и все работники готовы к сотрудничеству. Каким образом можно реализовать план обеспечения информационной безопасности? Как заставить всю эту схему работать без сучка и задоринки? Как обеспечить защиту данных, не мешая пользователю заниматься его повседневными задачами?

Имеется несколько подходов к решению данной проблемы; все они опираются на правильную архитектуру системы защиты. Следует иметь в виду, что идеального решения не существует, ни один из производителей не в состоянии удовлетворить все запросы организации на всех уровнях, однако многие фирмы близко подошли к решению этой проблемы.

Один из вариантов (он много лет используется в правительственных организациях) - многоуровневая система защиты (multilevel security - MLS). Основная идея MLS состоит в том, что с некоторыми данными могут знакомиться только сотрудники, имеющие определенный уровень допуска. В соответствии с системой MLS под названием Read Down/Write Up каждый документ снабжается ярлыком, где указывается степень его конфиденциальности и уровень допуска лица, создавшего этот документ. Таким образом, сотрудник с невысоким уровнем допуска может писать фрагменты документов уровней Top Secret и Secret и не имеет возможности создавать документы уровня Unclassified. Точно так же лицо, имеющее допуск уровня Secret, может читать секретные, конфиденциальные и несекретные документы и не может - документы уровня Top Secret.

Другой подход в рамках MLS, используемый, например, в Netlock (продукте, выпускаемом подразделением компании Hughes Electronic с таким же названием), - ограничение доступа к информации путем использования шифров. При таком подходе все документы, направляемые с рабочей станции для дальнейшей передачи или на хранение, подлежат обязательному шифрованию. Суть в том, что на каждом уровне секретности используется свой шифровальный алгоритм и/или ключ шифра. Таким образом, открыть документы уровня Secret, зашифрованные с помощью алгоритма уровня Secret, можно только ключом уровня Secret. Однако инфраструктуру управления всеми этими ключами приходится защищать дополнительно, поскольку она оказывается "ахиллесовой пятой" системы в целом.

В результате такие системы часто получаются громоздкими, дорогими, трудными в управлении, а кроме того, быстро устаревают. Проверка работоспособности системы занимает столько времени, что к моменту ее внедрения все программное обеспечение и сама система устаревают на целое поколение, а то и два. Дон Сонтор, специалист по информационной безопасности крупной многонациональной компании, высказывается по этому поводу так: "MLS? Ее время уже ушло. Кого она сейчас интересует?". Возможно, от MLS готовы отказаться даже правительственные организации, постепенно переходящие на новые модели защиты информации, обнаружения возможных вторжений и реакции на них. Эта система оказалась слишком дорогой; она накладывает неоправданно строгие ограничения на обмен информацией.

Централизованное обеспечение безопасности

В большинстве компаний имеется децентрализованная инфраструктура обеспечения информационной безопасности; в данном контексте "децентрализованный" - синоним слов "дезорганизованный" и "неустойчивый". При этом понятие обеспечения защиты систем часто путают с ответственностью за систему определенного лица, выбранного по географическому признаку, - например, все функции защиты информации и управления сетью в Нью-Йорке поручены некоему Биллу. Другой принцип назначения ответственного лица - по приложениям (например, всем, что связано с обработкой транзакций, занимается Сью). И наконец - исходя из функций системы (все линии связи сосредоточены в руках у Боба).

С конца 80-х гг. компании пытались найти более рациональный подход к обеспечению информационной безопасности; похоже, что в настоящее время он наконец появляется. К поставщикам продуктов обеспечения безопасности сетей масштаба предприятия приходит понимание того, что основная проблема состоит в управлении сетью. Один из привлекательных технических подходов к обеспечению безопасности распределенных сетей предприятия - создание централизованной схемы управления на базе защитного сервера.

Чтобы лучше разобраться в том, как работает централизованная система обеспечения безопасности, представим себе на минуту, что сеть предприятия устроена в строгом соответствии с желаниями ее администратора. Каждый пользователь может обмениваться информацией с любым другим пользователем, каналы связи работают, маршрутизаторы маршрутизируют, мосты передают сообщения по мостовой связи ровно так, как они должны это делать. Удаленным доступом через коммутируемую сеть можно пользоваться из любой точки земного шара; TCP/IP, SNA и NETBEUI чувствуют себя вполне комфортно и обеспечивают свободный обмен информацией.

А теперь введем в эту идиллическую картину службу безопасности. Для обеспечения безопасности и управляемости сети предприятия к ней надо добавить несколько основных элементов, ни один из которых не является волшебным эликсиром безопасности, однако в совокупности, при правильной дозировке, они могут излечить сеть от многих недомоганий.

1. Уполномоченные администраторы сети должны иметь возможность добавлять, менять и уничтожать параметры учетных записей пользователей для самых разных платформ, операционных систем и приложений. Такой подход, называемый "единой точкой регистрации" (single point of registration - SPR), позволит администратору системы безопасности хранить информацию о пользователях в централизованной базе данных. Тут уместна аналогия с моделью X.500, если к ней еще добавить атрибуты ресурсов. Таким образом, пользователю A или группе пользователей Z можно присваивать пароли, идентификационные имена и права доступа к приложениям и ресурсам в соответствии со служебными обязанностями, должностью, а также текущими потребностями.

Управление информационной безопасностью системы из единой точки позволяет объединить усилия примерно десятка людей, у которых может хватить или не хватить времени на то, чтобы включить Генри в базу данных контроля доступа к ресурсам (Resource Access Control Facility - RACF). SPR облегчает эту задачу. Реализовать такой подход не так-то просто, на пути желанного объединения может встретиться немало ухабов. Очень важным, особенно для крупной организации, может оказаться решение о том, с чего начать переход на новую схему управления. В компании Axent Technologies, например, исповедуют идею постепенного (одна технологическая область за другой) перехода на новую технологию, а не одномоментного скачка. Выпускаемые этой компанией продукты централизованной защиты под названием OmniGuard предназначены для работы под Unix, Netscape Navigator, NetWare и Windows NT.

2. Как бы ни выглядела сеть организации - будь она однородным рядом платформ или неоднородным набором подсетей, - крайне желательно, чтобы в ней обеспечивался унифицированный вход в систему (single sign-on, SSO).

Когда каждый пользователь имеет по 10-20 паролей и учетных имен, то о безопасности системы говорить не приходится. Пользователю надо делать свое дело, а не тратить все силы на запоминание паролей, поэтому он их записывает на бумажку. А вот при работе по SSO пользователь просто входит в систему с клиентской станции, указывая свои учетное имя и пароль. После этого он автоматически получает доступ (аутентификацию) к любому приложению или ресурсу. Такой способен очень удобен и "чист", однако и с ним связан ряд проблем. "Сегодня очень трудно обойтись без автоматической аутентификации на всех узлах и ресурсах, поскольку в наши дни не существует понятий "моя сеть" и "твоя сеть", - говорит г-н Аллен (Infocore). - Если уж ты вошел в сеть, то имеешь доступ ко всем ресурсам". Набор защитных продуктов для среды "клиент-сервер", в частности, предлагает компания Unisys.

3. Хороший защитный сервер предприятия должен обеспечивать прозрачное представление информации обо всех доступных пользователю ресурсах - без этого он просто не справится со своей задачей. Какую бы операционную систему клиент ни использовал (Windows 3.X, NT или 95, Unix или Macintosh), графическая информация о доступных ему приложениях, системах и ресурсах должна предоставляться с учетом соображений безопасности. Проще говоря, незачем показывать пользователю то, к чему он не имеет доступа.

Ричард Джилл, начальник отдела маркетинга компании ICL North America, придерживается идеи централизованного защитного сервера по целому ряду причин. По его словам, такой подход означает, что "пользователю не придется проходить дорогостоящие курсы переквалификации каждый раз, когда происходит техническая реорганизация или отдел информационных технологий вносит какие-то изменения в структуру сети". Информация на защитном сервере периодически обновляется, при этом с точки зрения пользователя ничего не меняется - для доступа к ресурсам он должен щелкнуть мышью на том же графическом значке. AccessManager компании ICL был первым коммерческим продуктом, который предоставил пользователю возможность единообразного просмотра всех ресурсов и приложений глобальной сети. В настоящее время имеется множество способов достижения этой цели, и каждый производитель - например, компания Computer Associates, выпускающая набор программных продуктов Unicenter, - крайне рад любой возможности рассказать пользователю, почему следует придерживаться подхода, используемого в изделиях именно этой компании. Однако единая терминология в данной области пока не устоялась, поэтому следует всякий раз проверять, правильно ли вы понимаете слова производителя.

4. Идеальная система информационной безопасности предприятия должна выявлять подозрительные действия со стороны как внутренних, так и внешних пользователей. В наши дни, что в первую очередь связано с распространением Internet, проблема обнаружения внешних злоумышленников очень широко обсуждается в прессе. Впрочем, эту проблему не следует переоценивать. Дэн Вули, вице-президент по развитию бизнеса компании - производителя защитных средств Memco Software, предупреждает: "Наибольшая угроза для системы по-прежнему исходит от внутренних пользователей. Примерно 50% компьютерных преступлений совершаются самими сотрудниками компаний (нынешними или бывшими)". Не пытался ли какой-нибудь пользователь несколько раз подряд получить доступ к ресурсу, задавая при этом неправильный пароль? А может быть, кто-нибудь одновременно пытался войти в систему с трех разных терминалов, расположенных... на разных континентах?

Компания Internet Security Tools выпускает средства для проверки внешней оборонительной системы (perimeter security). Компания Wheel Group разрабатывает средства ответа на попытку вторжения. Пользователей все больше и больше интересуют продукты, позволяющие дать отпор злоумышленнику, а не просто возводящие высокую стену вокруг сети.

Системы обнаружения злоумышленников становятся все интеллектуальнее, а для их описания производители все чаще используют разнообразные причудливые эпитеты. Одни говорят о системах, в которых используется нестрогая логика. Другие что-то рассказывают об агентах на базе искусственного интеллекта, однако нам не известно ни одной по-настоящему успешной разработки такого рода. С моей точки зрения, для описания самообучающейся системы больше подходит термин "эвристическая", т. е. имеющая возможность изменять с течением времени свои правила поведения. Слово "параметризация" означает, что формулируется некоторый набор особых условий, на которые система должна реагировать определенным образом. Однако если "запредельные" ситуации каждый день порождаются действиями примерно тысячи сотрудников, это означает, что на самом деле такой режим работы является нормальным. Компаниям PRC и Hughes Aircraft, занимающимся системной интеграцией, пришлось подыскивать для себя решения, исходя из предпосылки, что обнаружение действий злоумышленника должно производиться в динамическом, а не статическом режиме.

5. Большим шагом вперед стало бы получение системы, которая может автоматически реагировать на возникновение проблем. Такие продукты, однако, находятся в зачаточном состоянии. Некоторые программы страдают этаким "благодушием" - например, просто посылают сообщение о вторжении администратору системы информационной безопасности. Другие программы отправляют сообщение по электронной почте. Более совершенные механизмы реагирования предполагают запуск какого-то заранее заданного процесса. Пока системы не научатся в качестве реакции на вторжения выполнять какие-то осмысленные действия (например, перекрывать путь проникновения злоумышленника или идентифицировать "обидчика"), пользы от их применения будет немного.

Новых событий в этой области рынка, по-видимому, придется некоторое время подождать; можно лишь порекомендовать покупателям всегда сообщать поставщикам, что упомянутая проблема представляется весьма важной.

Все эти соображения уходят корнями в фундаментальные вопросы обеспечения информационной безопасности. Г-н Вули (Memco) говорит: "Следует нарисовать себе обобщенную картину потенциальных опасностей, выявить реальные потребности защиты, а затем добиться от системы их удовлетворения. Защита сети предприятия складывается из системы внешней защиты, обеспечения безопасности транзакций и целостности данных и систем, а также административного контроля, оповещения и реакции на вторжение".

"Такие системы обеспечивают не просто безопасность, - утверждает г-н Джилл (ICL). - От их использования можно получить реальную экономическую выгоду; в частности, они позволяют снизить эксплуатационные расходы, упростить управление онлайновыми системами, уменьшить ненужную избыточность и взаимное перекрытие функций, а также снизить затраты на работу справочного стола. Все это повышает окупаемость вложений в систему информационной безопасности сети".

Г-н Сортор, специалист по защите сетей, утверждает: "То, какие элементы должны входить в систему защиты сети, зависит от реальных запросов организации. Действительно ли вам необходим Kerberos? Всю ли информацию надо шифровать? Насколько сильные средства аутентификации вам нужны?". Следует проанализировать потенциальные опасности и выявить области возможного возникновения проблем; затем необходимо отобрать технологии для решения этих проблем. Итогом наших рассуждений могут стать слова Кобба: "Надо сфокусировать внимание на уязвимых местах и точках входа".

Как заставить систему работать

Мы видели, что никакого волшебного эликсира безопасности не существует и ни один производитель не может удовлетворить все запросы организации. Поэтому потребуются усилия по системной интеграции. Решение никоим образом не будет дешевым, однако ради повышения управляемости предприятия и защиты его ценностей стоит потратиться.

Решить эту задачу не так-то просто, поэтому мы рекомендуем воспользоваться советом Дэна Вули, имеющего богатый опыт в данной области: "Что бы вы ни делали, начинайте с малого. Начинайте с пилотной версии". После отладки система должна легко масштабироваться по размеру и сложности сети и по охватываемым сетью расстояниям. Начните с одной, максимум двух платформ и постарайтесь прочувствовать, как работает система. Договоритесь с производителем о 30-, 60- или 90-дневном испытательном сроке и будьте готовы платить за первоначальное обучение. И помните, что проблему далеко не всегда можно решить только техническими средствами.

Один наш клиент, занимающийся финансовыми операциями, испытывал беспокойство в связи с подключением к Internet. Нам удалось быстро выяснить, что главные опасения вызывала защита данных отдела кадров; при его переводе на онлайновую работу могла пострадать кон-

фиденциальность информации. Компания рассматривала вопрос об установке какого-нибудь технического средства, например брандмауэра интрасети, чтобы остальную часть компании можно было подключить к Сети. В течение нескольких минут мы определили, что из 5000 сотрудников компании осуществлять доступ к компьютерам отдела кадров должны всего шестеро, и как раз им-то нужны только самые простые Internet-функции для доступа к корпоративной почтовой системе.

Мы предложили простое, дешевое и эффективное решение: воздушный зазор. Отсоедините компьютеры отдела кадров от корпоративной сети и Internet. Дайте каждому из шести сотрудников по дополнительному персональному компьютеру младшего класса (которые пылятся на складе безо всякого использования) для доступа к корпоративной почтовой системе. Цена данного решения составляет сотую долю от стоимости того, которое компания изначально предполагала реализовать, а проблемы с управлением сводятся на нет. Не всегда техника может сделать все то, чего от нее ожидают.


Уинн Швартау (Winn Schwartau) - президент Interpact, Inc., международной консалтинговой компании, занимающейся вопросами безопасности. С ним можно связаться через Internet по адресу Winn@infowar.com или http://www.infowar.com.

Защита данных административными методами

Ниже перечислен ряд весьма простых действий, которые могут значительно повысить степень защиты корпоративной сети без больших финансовых вливаний.

  • Более тщательный контроль за персоналом, в особенности за самыми низкооплачиваемыми работниками, например уборщиками и охранниками.
  • Аккуратная незаметная проверка послужного списка нанимаемого работника, которая поможет избежать возникновения проблем в будущем.
  • Ознакомление нанимаемого сотрудника с документами, описывающими политику компании в области информационной безопасности, и получение от него соответствующей расписки.
  • Изменение содержимого всех экранов для входа в систему таким образом, чтобы они отражали политику компании в области защиты данных (эта мера настоятельно рекомендуется Министерством юстиции США).
  • Повышение уровня физической защиты путем использования документоуничтожителей и бумагосжигающих машин.
  • Блокировка всех дисководов гибких дисков в организациях, в которых установлена сеть, - это позволит минимизировать риск компьютерных краж и заражения вирусами.
  • Признание за сотрудниками определенных прав при работе с компьютерами, например организация досок объявлений, соблюдение конфиденциальности электронной почты, разрешение использовать определенные компьютерные игры. Сотрудники компании должны быть союзниками, а не противниками администратора системы в борьбе за безопасность данных.
  • Симметричная модель информационной безопасности

    До недавнего времени обеспечить безопасность было довольно просто, однако появление технологий Internet/intranet заставило отказаться от старых подходов к решению этой проблемы.

    В эру мэйнфреймов десятки тысяч терминалов (один "тупее" другого) были подключены к огромным и необыкновенно интеллектуальным машинам. Однако обеспечить защиту было совсем несложно. Единственное, что надо было сделать, - обеспечить неприкосновенность путей передачи данных к хранилищам информации.

    И тут появились персональные компьютеры и локальные сети. Использование офлайновой обработки резко усложнило проблему информационной безопасности. Данные перемещались по дороге с двусторонним движением (от мэйнфрейма к серверу и обратно), а затем тысячами тропинок расходились к клиентским станциям. Как обеспечить безопасность в таких условиях? Поначалу на эту проблему просто никто не обращал внимания, поскольку значительное большинство пользователей работало в самой организации, а удаленный доступ как средство обработки данных еще не приобрел широкого распространения.

    Однако вскоре возникли Internet, интрасети и колоссальное количество удаленных серверов. "Хорошие ребята" со стороны теперь могут заходить в нашу сеть - это упрощает ведение с ними дел. Однако появилась необходимость давать отпор негодяям-злоумышленникам, промышляющим на электронной большой дороге.

    В наши дни эффективным может считаться только защитное средство, работающее в симметричном режиме. Два десятилетия все мы пользовались моделями защиты данных при их передаче в одном направлении. Теперь надо приспосабливать эти модели к работе с хитросплетениями двунаправленного трафика. Поэтому давайте проанализируем некоторые аспекты защиты данных, которая должна быть организована таким образом, чтобы не мешать работе сети. В компании, как правило, работают разные сотрудники, у них разные запросы в отношении доступа к данным, а кроме того, к сети обращаются и деловые партнеры компании, интересы которых могут также иметь определенную специфику. Необходимо решить, каким образом пользователи смогут обращаться к конкретным ресурсам - как в пределах организации, так и вне ее. Восприятие сети ее администратором приобретает все более серьезное значение по мере развития самого понятия сети; кроме того, совершенно новое значение приобретают виртуальные частные сети. Мы все связаны между собой тем или иным способом, и надо обеспечить правильное управление этими линиями связи.

    Два критически важных правила обеспечения информационной безопасности таковы.

  • Правильная идентификация и аутентификация пользователей. Не зная, с кем имеешь дело, невозможно обеспечить реальное управление системой.
  • Установка таких правил управления доступом в симметричном режиме, которые отражали бы политику корпорации и позволяли выявить, кто запрашивает доступ к информации.
  • Приведенная нами таблица станет отправной точкой для понимания и реализации симметричной модели защиты сети предприятия и управления ею. Из приведенных вариантов можно выбрать тот, который лучше всего подходит для удовлетворения конкретных запросов.

    Симметричная модель защиты данных: возможные аспекты

    Пользователи
    Доступ к внутренним ресурсам
    Доступ в Internet
    Загрузка в сеть
    Загрузка из сети
    Электронная почта
    Сотрудники в офисе
    · Ограничение доступа (по необходимости)
    · Кому необходимо шифрование?
    · Кому необходимы дискеты?
    · Ограничение доступа к жесткому диску (осуществляется только с рабочих станций?)
    · Ограничение по
    IP-адресу
    · Доступ ко всей
    информации компании
    · Ограничение по
    IP-адресу
    · Ограничение по
    содержанию
    · Загрузка любой
    информации
    · Ничего нельзя
    загружать
    · Ограничение по IP-адресу
    · Ограничение по содержанию
    · Ограничение по
    содержанию (входящей и исходящей
    корреспонденции)
    · Ограничение по
    IP-адресу (адресата
    и источника)
    Сотрудники вне офиса (в других офисах компании)
    · Аутентификация удаленного пользователя перед осуществлением доступа
    · Ограничение доступа по IP-адресу
    · Доступ ко всей
    информации компании
    · Ограничение по
    IP-адресу
    · Ограничение
    по содержанию
    · Загрузка любой информации
    · Ничего нельзя загружать
    · Ограничение по IP-адресу
    · Ограничение по содержанию
    · Ограничение по
    содержанию (входящей и исходящей
    корреспонденции)
    · Ограничение по
    IP-адресу (адресата
    и источника)
    Удаленные рабочие места
    · Идентификация удаленного пользователя
    · Ограничение доступа
    · Ограничение доступа по IP-адресу (доступ только с IP-адресов компании)
    · Доступ ко всей информации компании
    · Ограничение по IP-адресу
    · Ограничение по содержанию
    · Ограничение по IP-адресу
    · Ограничение по содержанию
    · Ограничение по
    содержанию (входящей и исходящей
    корреспонденции)
    · Ограничение по
    IP-адресу (адресата
    и источника)
    Поставщики, деловые партнеры, клиенты
    · Доступ только к специально отведенным областям для производителей, партнеров и клиентов
    Н/п
    · Загрузка любой
    информации
    · Ничего нельзя
    загружать
    · Фильтрация
    · Загрузка любой информации
    · Ничего нельзя загружать
    · Фильтрация
    · Ограничение по
    содержанию (входящей и исходящей
    корреспонденции)
    · Ограничение по
    IP-адресу (адресата
    и источника)
    Потенциальные клиенты
    · При открытом доступе интрасеть должна быть изолирована
    · Идентификация пользователя не требуется
    Н/п
    · Загрузка любой
    информации
    · Ничего нельзя
    загружать
    · Фильтрация
    · Загрузка любой
    информации
    · Ничего нельзя
    загружать
    · Фильтрация
    · Ограничение по содержанию (входящей и исходящей корреспонденции)
    · Ограничение по
    IP-адресу (адресата
    и источника)
    Примечание:
    Н/п - неприменимо

    Производители средств информационной безопасности

    Компания
    Продукт
    Телефон
    ЕДИНЫЙ ВХОД В СИСТЕМУ И ЕДИНАЯ ТОЧКА РЕГИСТРАЦИИ
    Axent Technologies
    Семейство продуктов Omniguard
    (301) 258-5043
    CyberSafe
    CyberSafe Challenger
    (206) 391-6000
    Computer Associates
    CA-Unicenter
    (516) 342-5224
    CKS North America
    CKS MyNet
    (800) 321-9004
    Cygnus Support
    Kerb*Net
    (415) 903-1400
    LJK Software
    LJK/Login
    (617) 558-3278
    IBM
    Secure Single Sign-On
    (800) 426-3333
    International Computers
    AccessManager
    (703) 648-3300
    Millennium Computer
    First Step Single Sign-On
    (716) 248-0510
    Memco Software
    SeOS Loginworks
    (800) 862-2602
    Mergent International
    Logon Guard и SSO/DACS
    (860) 257-4223
    New Dimension Software
    Multi-Platform CONTROL-SA
    (714) 757-4300
    Proginet
    SecurePass
    (516) 248-2000
    ИДЕНТИФИКАЦИЯ И АУТЕНТИФИКАЦИЯ
    Baseline Software
    Password Coach
    (415) 332-7763
    Security Dynamics
    Интеллектуальная карта SecurID
    (617) 87-7000
    Secure Computing
    Системы Softtoken ID и брандмауэры
    (612) 628-2700
    Smart Disk Security
    Семейство Smart Disk
    (941) 263-3475
    EyeDentify
    Устройство Model 2001 для идентификации пользователя по рисунку на сетчатке глаза
    (504) 927-4290
    LeeMah Data
    Защита удаленного доступа и идентификация пользователя с использованием специальной дискеты
    (510) 786-0790
    AssureNet PathWays
    Аутентификация пользователя с использованием аппаратных и программных жетонов
    (415) 964-0707
    Talos Technologies
    Системы биологической идентификации по рисунку линий на руке
    (503) 292-8682
    Recognition Systems
    Системы биологической идентификации по рисунку линий на руке
    (408) 364-6960
    ТЕСТИРОВАНИЕ И МОНИТОРИНГ ЗАЩИТНЫХ СИСТЕМ
    Internet Security Systems
    Несколько продуктов
    (770) 395-0150
    WheelGroup
    Несколько продуктов
    (210) 494-3383

    Десять шагов к обеспечению безопасности Web-узла

    Никто не хочет, чтобы Web-узел его компании, в который были вложены миллионы долларов, пал следующей жертвой хакера Graffiti Man, который переписал начальные страницы Web-узлов ЦРУ, Министерства юстиции и Лейбористской партии Британии. Ниже перечислены десять основных правил, выполнение которых поможет вам превратить свой Web-узел в зону безопасного бизнеса.

    1. Проведите полную оценку всех опасностей, грозящих вашей компьютерной среде. Выясните все возможные уязвимые места системы в целом, которые могут негативно повлиять на работу Web-узла, и наоборот. Узнайте, какие системы есть в сети, каким образом серверные части систем соединены с Web-сервером и насколько такое соединение необходимо. Убедитесь в том, что невозможен несанкционированный доступ к закрытым файлам и приложениям. Подумайте об использовании на этом этапе имеющихся в вашей организации штатных контролеров (аудиторов).

    2. Избегайте конфликта обязанностей. Во многих организациях администратор Web-узла отвечает еще и за безопасность, модификацию систем, тестирование, программирование и кучу других вещей, которые не вяжутся с правильной политикой в области безопасности. Если вашим Web-узлом будут заниматься в качестве дополнительных обязанностей, ничего хорошего не ждите.

    3. Создайте группу обеспечения информационной безопасности. Туда должны войти представители отдела безопасности, контрольного отдела и администрации Web-узла. Группа должна периодически изучать содержимое системных журналов, сигналы тревоги для компьютерной группы немедленного реагирования, а также информацию производителей о модификациях программного обеспечения и программных "заплатках".

    4. Используйте брандмауэры и маршрутизаторы для фильтрации протоколов, которые не требуются для выполнения служебных обязанностей. Журналы фильтрации должны содержаться в защищенной директории на сервере или на защищенном сервере, не подключенном напрямую к Web-серверу. Время от времени просматривайте журналы и не давайте к ним доступа администратору системы.

    5. Время от времени анализируйте сценарии и программы Common Gateway Interface, а также клиентские модули, чтобы убедиться, что они не выполняют ненужных или рискованных действий, без которых можно было бы обойтись при выполнении служебных заданий.

    6. Установите на Web-узле защиту от повреждения системы Domain Name System (DNS); для этого можно использовать криптографическую систему аутентификации. Другой подход: проверяйте все IP-адреса источников вызовов, прежде чем предоставить доступ к системе.

    7. При установке нового аппаратного или программного обеспечения смените все пароли по умолчанию и параметры операционной системы. Продолжайте менять пароли не реже одного раза в 30 дней. Пароль системного администратора должен меняться автоматически при назначении на эту должность нового человека.

    8. Документируйте все имеющиеся на узле сервисы. Отдельные сервисы требуют особой защиты, поскольку об их существовании (а соответственно, об уязвимых местах) знают многие хакеры. Это относится к File Transfer Protocol, telnet, Simple Mail Transfer Protocol, Network File System, Trivial FTP и Network Information System.

    9. Убедитесь, что ваш Web-узел защищен от злонамеренных аплетов Java. Вот парочка самых общих советов, которые помогут избежать опасностей, связанных с аплетами:

  • в браузерах, обеспечивающих поддержку Java (например, Netscape Navigator), можно в меню предпочтений системы защиты запретить загрузку аплетов;
  • нужно обеспечить защиту от попыток модификации файлов, оперативной памяти или процессов операционной системы, закрыв аплетам доступ к соответствующей информации. При работе с программой просмотра аплетов, например, можно скрыть имя операционной системы, изменив ее свойства. Это делается так: os.name=null.
  • 10. Разработайте план резервного копирования и восстановления коммерческих операций. Предложите группе защиты разработать, протестировать и затем поддерживать список сценариев событий, которые могут привести к прекращению работы Web-узла. Разработайте планы реакций на все перечисленные случаи. Вносите в план изменения при поступлении новых сигналов тревоги.

    Кевин Стивенс, Уинн Швартау

    Распознавание пользователей: от паролей до сетчатки

    Для защиты компьютерной информации сейчас широко применяются три способа распознавания пользователей, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны.

    Первый способ можно назвать "Нечто такое, что вы знаете". Это наиболее простой и наименее надежный изо всех способов, поскольку идентификация осуществляется на основе таких сведений, которые пользователь может легко держать в памяти, например его личного номера в системе социального страхования. Понятно, что если эти сведения несложно запомнить, их столь же легко и разгадать. Если же пароль достаточно сложен и успешно противостоит попыткам разгадать его, то его трудно запомнить. Кроме того, каждый из нас имеет столько разных паролей, что приходится их записывать. А это - лучший способ их рассекретить.

    Хорошим выходом может оказаться использование ключевых фраз. Их гораздо труднее разгадать, а запоминаются они легче. Например, фраза "В гостях хорошо, а дома лучше" содержит (с точки зрения компьютера) 31 символ; такой пароль легко запомнить и очень сложно угадать. Для еще большего усложнения фразу можно записать различными способами - прописными, строчными буквами или сочетанием тех и других. Можно также использовать необычную пунктуацию. Главное - побольше воображения.

    Второй, более надежный, способ защиты, условно назовем "Нечто такое, чем вы владеете". Основанные на нем системы идентификации требуют наличия у пользователя какого-либо устройства или опознавательного знака, вроде карточки с магнитной полоской, которая используется в банкоматах. Смарт-карточки играют ту же роль, обладая большей универсальностью и более широкими возможностями. Как для магнитных, так и для смарт-карточек нужны специальные считывающие устройства, которые довольно дороги и не слишком надежны. Однако смарт-карты стандарта PCMCIA оказались надежнее в использовании, и их популярность в качестве идентификатора пользователя в последнее время стала расти.

    Разновидностью второго способа защиты является "Нечто такое, чем вы владеете, и такое, что вы знаете"; здесь используются аппаратные жетоны, которые генерируют одноразовые пароли. К этому типу относится карточка SecureID Card, выпускаемая компанией Security Dynamic Technologies. Компания Secure Computing предлагает пакет, в который, кроме аппаратного жетона, входит программа LOCKout. Она вводит пароль в компьютер, освобождая пользователя от необходимости постоянно иметь карточку при себе.

    Третий способ защиты, который можно назвать "Нечто ваше личное", предполагает использование для защиты данных в компьютере некоторых биометрических характеристик, уникальных у каждого человека. Этот способ наиболее надежен при идентификации пользователя и защите информации.

    Каждый человек имеет неповторимый рисунок отпечатков пальцев, а устройства их распознавания становятся с каждым днем все дешевле (сейчас они стоят менее 300 дол.). Можно ожидать, что лет через пять на кредитных карточках, которые принимаются во всех магазинах, будет фигурировать именно рисунок отпечатков ваших пальцев.

    Узор сетчатки глаза у каждого из нас тоже уникален, но методика его распознавания пока слишком дорога, да и некоторые люди не соглашаются подставлять свои глаза под луч лазера для считывания этого узора. Так что с будущим этой методики пока нет полной ясности.

    Есть еще способ распознавания человека по инфракрасной картине, создаваемой его внешними капиллярными сосудами. Регистрирующие системы могут прочесть узор метров за 50 и работают надежно даже в тех случаях, когда лицо человека подвергалось пластическим операциям, как-нибудь замаскировано или человек нездоров. Обмануть такую систему невозможно.

    Тембр человеческого голоса тоже неповторим, и некоторые телефонные компании используют это обстоятельство в качестве одного из способов гарантии конфиденциальности при обслуживании телефонной линии. Однако наиболее универсальным средством идентификации человека является его формула ДНК. Да, это неприятный, но вместе с тем абсолютно надежный метод. Еще одним способом, приобретающим все большую популярность, становится сравнение почерков.

    Нет необходимости еще раз повторять, что пароли - слишком слабое средство защиты, если относиться к ней серьезно (хотя я, кажется, все-таки повторился). Просто не следует забывать, что надежная идентификация пользователя - это наиболее важное средство защиты информации в наших компьютерах.


    Мудрые советы "короля" безопасности из Citibank

    Стивен Кац, руководитель службы информационной безопасности Citibank, уже много лет занимается разработкой систем защиты данных. Вот некоторые из советов этого умудренного опытом специалиста.

    Прежде всего, очень важно научиться правильно мыслить. Попробуйте задать себе такие вопросы: Как я могу узнать, кто использует вверенную мне сеть и ее информационные ресурсы? Почему это для меня важно? К какой категории - локальных или удаленных - относятся пользователи? Как я могу заставить пользователей, сообщивших мне свои имена, доказать их подлинность? Не стоит тратить время на системы и технологии, которые не помогают вам ответить на все эти вопросы.

    После того как пользователи доказали подлинность своих имен, задайте себе новую группу вопросов: Каким образом я могу управлять действиями пользователей? Важно ли это для меня? Должен ли быть ограничен доступ пользователей ко всему объему информации? Если ограничения есть, то кто их устанавливает и следит за их соблюдением?

    "Защищенных линий связи не бывает. Сети, по определению, имеют очень невысокий уровень безопасности или вовсе не защищены", - утверждает г-н Кац. Если вы собираетесь передавать информацию по линиям связи, определите, какая ее часть должна иметь закрытый, конфиденциальный характер. Подумайте о том, как вы можете добиться конфиденциальности при передаче данных. Может быть, позаботиться, чтобы содержимое ваших посланий не могло быть искажено? "Сегодня конфиденциальность электронных сообщений не выше, чем у почтовых открыток", - считает Кац.

    Он отмечает, что при передаче банковской информации нужно тщательно следить за правильностью передачи реквизитов перечисляемых денежных сумм. "Кроме того, - говорит Кац, - мы уделяем большое внимание отказам: что вы сделаете, если кто-либо станет отрицать факт получения сообщения, а вы точно знаете, что его отослали?"

    "Достоинства любой системы безопасности нельзя по-настоящему оценить, пока не возникла реальная угроза, - утверждает Кац. - Если систем безопасности слишком много, то они могут наградить вас 500-страничным отчетом о том, что случилось часов 18 назад. А это почти то же самое, что посылать по почте сообщение в полицию, о происходящем на ваших глазах ограблении". Он считает, что сутью проблемы безопасности является обеспечение работоспособности информационной системы в угрожающих и критических ситуациях. Две разные организации никогда не придут к одинаковому решению в вопросе защиты информации. Г-н Кац говорит: "Воспроизведите свои текущие или старые бумажные процессы и постарайтесь найти способ использовать их в качестве составного элемента системы управления электронной информацией и ее безопасностью".


    Чаша святого Грааля систем с единой регистрацией

    Множество усовершенствований, обещанных технологией "клиент-сервер", так и оказались нереализованными, поскольку пользователи, администраторы сетей и информационных систем продолжают использовать многочисленные идентификаторы пользователей, пароли и процедуры регистрации.

    Вот пример для тех, кто сомневается в значимости этой проблемы. Ассоциация аэрокосмических промышленников (Aerospace Industry Association) отмечает, что организация, насчитывающая 5 тыс. сотрудников, только из-за недостаточно эффективной работы пользователей в компьютерной сети может расходовать в год до 3,5 млн дол.

    Сейчас существует громадное количество продуктов, обеспечивающих единую регистрацию (single sign-on, SSO), которые претендуют на решение данной проблемы. При работе многих из этих продуктов традиционно не уделялось никакого внимания вопросам безопасности и интеграции с другими приложениями, но ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Сейчас производители продуктов SSO предлагают вполне развитые программы и технологии, вполне отвечающие довольно жестким требованиям, связанным с условиями работы в крупных коммерческих предприятиях.

    Главными задачами пользователей теперь становятся правильная формулировка своих требований и выбор такого продукта SSO, который наилучшим образом подходит для решения их задач. Чтобы помочь вам сориентироваться, мы предлагаем следующие общие правила.

    Система SSO не должна:

  • модифицировать ядра операционных систем в инфраструктуре вашей сети;
  • вносить в систему новые слабые элементы путем использования агрессивных программ типа Satan;
  • использовать нестандартные алгоритмы шифрования, протоколы и интерфейсы прикладного программирования;
  • нарушать работу или вытеснять действующие в вашей системе механизмы безопасности, например брандмауэры;
  • требовать крупномасштабных изменений в организации инфраструктуры системы;
  • представлять собой единую точку возможного сбоя всей корпоративной сети.
  • Система SSO должна:

  • иметь возможность поддержки других - помимо распознавания пользователей - средств безопасности, например обеспечения конфиденциальности и целостности сообщений;
  • хорошо масштабироваться в сетевой среде всего предприятия;
  • эффективно использовать сетевые ресурсы, такие как пропускная способность;
  • обладать достаточным набором возможностей управления, чтобы успешно обслуживать всех членов разнообразного и рассредоточенного по предприятию пользовательского сообщества;
  • использовать хорошо известные, повсеместно принятые и основанные на стандартах алгоритмы шифрования, протоколы и интерфейсы прикладного программирования;
  • иметь возможность в любой момент восстановить идентификатор или пароль пользователя;
  • позволять быстро и эффективно подключать к работе большое количество новых пользователей;
  • иметь возможность поддерживать, помимо рабочих станций и серверов, такие элементы инфраструктуры, как маршрутизаторы, брандмауэры и системы управления сетью.
  • Поставщик системы SSO должен:

  • быть искренним в отношении ограничений предлагаемой им технологии, возможностей данного продукта и самой компании;
  • иметь опыт разработки, создания и установки подобных продуктов;
  • обладать обширным и глубоким опытом в области обеспечения безопасности сетевых систем;
  • обеспечивать должный уровень служб технической поддержки и консультаций;
  • понимать ваши потребности и обладать способностью удовлетворить их;
  • иметь хорошие отзывы;
  • вникать в проблему оценки полного объема затрат и изменений, которые придется внести в вашу систему при установке его продукта;
  • быть способным помочь поставщикам вашей системы и прикладных программ интегрировать систему SSO с их программами;
  • быть готовым внести небольшие переделки в свой продукт в соответствии с указанными вами специальными требованиями;
  • придерживаться такой стратегии, которая позволит вам развивать вашу систему, реализуя в ней новые идеи по мере их возникновения.
  • Рей Каплан, Уинн Швартау