По мере того, как аппаратное обеспечение становится массовым, а ключевым дифференцирующим фактором для интеллектуальных устройств все чаще оказывается программное обеспечение, разработчики традиционного оборудования сосредоточивают свои усилия на создании необходимых для его функционирования программ, которые все в большей степени определяют ценность интеллектуальной собственности (IP) на их продукты. Став действующими лицами этого эволюционного процесса, производители оборудования сталкиваются с теми же задачами, что и разработчики традиционного ПО: необходимо обеспечивать защиту интеллектуальной собственности, контролировать соблюдение лицензионных соглашений и отслеживать жизненный цикл продукции. А для управления всеми этими процессами им требуется масштабируемая внутренняя система.

Всеобщая связность Интернета вещей привела к появлению новых угроз, в связи с чем защита интеллектуальной собственности от краж, компьютерного пиратства, неправомерного использования или обратного инжиниринга (это важнейшие аспекты в монетизации программного обеспечения) становится одним из ключевых приоритетов для производителей оборудования. Однако наряду с новыми рисками Интернет вещей создает и новые возможности. В частности, поддержка средств соединения позволила реализовать инновационные бизнес-модели и предложить заказчикам сервисы самообслуживания с возможностью контроля за их использованием. Благодаря подключению устройств к сети, производители могут осуществлять доставку программного обеспечения и управлять регистрацией пользователей без необходимости делать это вручную и без дополнительных расходов на лицензирование. В итоге им удается еще быстрее и проще выводить на рынок новые продукты и представлять новые функции.

Вездесущее программное обеспечение

Пока производители оборудования примеряли на себя роль разработчиков программного обеспечения, их заказчики превратились в опытных пользователей Интернета, которые на основании личного опыта убедились в удобстве систем самообслуживания (Self-Service Software) и модели оплаты по фактическому использованию (Pay-For-What-You-Use). Теперь они хотят, чтобы все используемое ими программное обеспечение не отличалось — с точки зрения развертывания и лицензирования — от ПО потребительского класса. Производители «умных» устройств уже поняли, что практикуемая ими ранее модель лицензирования One-Size-Fits-All Licensing, когда вид использования не учитывался, утратила свою актуальность и фактически лишает их конкурентоспособности. Поэтому они начали изыскивать альтернативные возможности повышения степени удовлетворенности клиента и создания новых источников увеличения доходов.

Производители «умных» устройств могут почерпнуть немало идей у разработчиков программного обеспечения, успешно внедряющих лучшие практики монетизации ПО для защиты своей интеллектуальной собственности и увеличения доходов. Связность Интернета вещей позволяет реализовать новый потребительский опыт с использованием программного и аппаратного обеспечения, уже установленного у заказчиков. Лицензирование отдельных функций (Feature-based Licensing) и управление правами (Entitlement Management) позволяют поставлять разным категориям заказчиков один и тот же продукт с разной функциональностью и по разным ценам, а затем в удаленном режиме осуществлять модернизацию своих продуктов. Кроме того, возможность удаленного обновления уже установленного у заказчика продукта и расширения его функциональности приводит к постепенному отказу от привычки устанавливать продукты «раз и навсегда» и помогает уменьшить негативный эффект от устаревания оборудования. Вместе с тем, благодаря гибким решениям для лицензирования, реализованным программными средствами, заказчики могут подключать и отключать те функции, которые им действительно нужны, и осуществлять оплату только по факту их использования.

Предложив альтернативные модели лицензирования, многие производители интеллектуальных устройств обнаружили, что у них появилась возможность выхода на новые рынки. Рост числа подключенных к сети «умных» устройств позволил им предоставить более качественный сервис за счет оптимизации процессов регистрации и инициализации, а также реализовывать новые бизнес-модели, в том числе предусматривающие подписку и оплату по фактическому использованию. Прежние бизнес-модели с капитализацией расходов, когда производители требовали полной оплаты поставленного оборудования, уже изжили себя: теперь дорогостоящее оборудование (например, аппараты для МРТ) даже с бесплатным программным обеспечением становится все труднее продать. С ростом популярности идеи подписки большинство компаний прибегают к альтернативным бизнес-моделям, чтобы перевести капитальные издержки в меньшие операционные. В то же время наличие сетевых инструментов для мониторинга и контроля за использованием продуктов обеспечивает дополнительную прозрачность как для заказчиков, так и для производителей.

Многие компании, поначалу специализировавшиеся на разработке аппаратного обеспечения, но затем переключившиеся на программное, уже приняли этот «дивный новый мир» и активно применяют инструменты, позволяющие максимально полно использовать потенциал интеллектуальной собственности: они предлагают гибкие модели формирования пакетов и ценообразования, которые востребованы сегодня заказчиками. Но возможности этих инструментов можно реализовать в максимально полной степени только решив целый ряд задач:

  • Монетизация интеллектуальной собственности. Защита собственных разработок и ноу-хау, реализованных в виде программного кода, от кражи или обратного инжиниринга является важным условием для успешной монетизации программного обеспечения.
  • Производственный контроль. Производители должны осуществлять контроль за качеством своих продуктов при их изготовлении сторонними компаниями, не допуская ни малейших изменений в коде, продиктованных даже самыми благими намерениями.
  • Инвентаризационный учет. Поставщики должны отслеживать модели устройств, сокращать складские издержки и обес-
  • печивать доступность продукции.
  • Системная целостность. Производителям следует убедиться в том, что их устройства готовы для использования в экосистеме Интернета вещей, где они подвергаются дополнительным рискам, и что их системы устойчивы к хакерским атакам и попыткам внесения несанкционированных изменений.
  • Дешевый контрафакт. Распространение контрафактной продукции — одна из наиболее серьезных угроз для монетизации, поскольку приводит к значительному снижению доходов. Необходимо изучить варианты минимизации подобных издержек.
  • Возможности сетевого подключения устройств. Производителям надо удостовериться в том, что их оборудование, установленное у заказчиков, может быть обновлено удаленно и позволяет собирать данные об его использовании. В конечном итоге это способствует повышению удовлетворенности клиентов и помогает снизить издержки за счет внедрения инструментов автоматизации и самообслуживания.

Производителям «умных» устройств следует признать, что ключ к дифференциации их аппаратных решений заключается в программном обеспечении. Кроме того, им необходимо улучшить процессы монетизации своей интеллектуальной собственности: защищать существующие потоки поступления доходов, привлекать новых клиентов и сокращать внутренние издержки. Традиционные софтверные компании уже добились определенного успеха, используя современные решения для лицензирования и регистрации пользователей, которые помогают им справиться с теми же сложностями, с которыми сталкиваются сегодня поставщики «умных» устройств.

Наблюдая за эволюцией современной ИТ-отрасли и развитием Интернета вещей, производители оборудования вскоре поймут, что рынок постепенно отказывается от традиционных бизнес-моделей. Чтобы оставаться на плаву, они должны осваивать новые модели ведения бизнеса. Успешная монетизация Интернета вещей возможна только при условии применения исключительно гибких бизнес-моделей, удобных процессов лицензирования и регистрации пользователей, а также за счет снижения издержек на производственные испытания и хранение оборудования. Наиболее эффективными моделями окажутся те, которые способны соответствовать меняющимся требованиями заказчиков.

Омкар Мунипалле, директор по развитию бизнеса и облачных технологий Gemalto

Купить номер с этой статьей в PDF