В 2012 году московский аэропорт Домодедово планирует завершить целый ряд ИТ-проектов, и созданные в ходе их реализации инновационные системы станут важными инструментами для развития аэропортового бизнеса. Как рассказывает Виктор Пономаренко, директор по информационным технологиям этого крупнейшего по пассажиропотоку аэропорта Европы (за 2011 год было обслужено более 25,7 млн человек), сегодня в стадии реализации находится более 100 ИТ-проектов, которые затрагивают все объекты инфраструктуры аэропорта. Общий объем инвестиций Домодедово в ИТ-проекты за последние два года превысил 2 млрд руб.

Некоторые проекты, как утверждает Виктор Пономаренко, по своим техническим характеристикам не имеют аналогов в мире. К таковым относится проект создания цифровой системы видеонаблюдения. Он предусматривает установку 1500 камер высокой четкости, а уникальность ему придает внедрение развитых алгоритмов видеоаналитики. Система будет способна анализировать сотни различных сценариев и автоматически обнаруживать такие критические события, как, например, пересечение охраняемого периметра, наличие оставленных вещей или скопление пассажиров. При выявлении скопления пассажиров, скажем на пунктах пограничного контроля, система автоматически сгенерирует заявку на открытие дополнительных кабинок контроля.

 

ИТ на взлете
Киборги на страже безопасности. Сотрудники службы безопасности аэропорта Домодедово будут оснащены носимыми камерами для оперативной фиксации событий.

 

Ясно, что наличие самых совершенных автоматизированных систем не может исключить необходимость участия человека в обеспечении безопасности. В Домодедово решили оснастить сотрудников службы безопасности аэропорта носимыми камерами для оперативной фиксации событий (проект «Киборг»). Анализ записанной видеоинформации должен повысить как уровень безопасности, так и качество обслуживания пассажиров.

Еще один проект, Smart Fence («Умный забор»), позволяет предотвратить скрытое несанкционированное проникновение в контролируемую зону аэропорта. Уже 10 км ограждений (весь периметр аэропорта — 20 км) оснащены датчиками движения и вибрации, камерами телевизионного наблюдения и инфракрасной системой дальнего обнаружения. При срабатывании одного из датчиков на экран оператора поступает сигнал с указанием места нарушения, а также видеоизображение с камеры и тепловизора. Аналитическая система определяет степень угрозы и генерирует рекомендации по дальнейшим действиям.

С целью повышения отказо- и катастрофоустойчивости в дополнение к уже существующему центру обработки данных (ЦОД) с энергопотреблением 1,5 МВт к концу 2012 года аэропорт введет в эксплуатацию новый ЦОД. Он будет снабжаться электричеством по первой, особой, категории, что требует подведения двух линий электропередач от независимых подстанций и подключения к автономному источнику электроэнергии (дизель-генераторной установке). Кроме того, модернизация затронет два центра маршрутизации и телекоммуникационные помещения.

Наконец, в течение 2012 года московский аэропорт Домодедово намерен расширить технологическую сеть WiFi, которая охватит практически все зоны аэропорта (за исключением взлетно-посадочной полосы), развернуть усовершенствованную систему наблюдения за наземным движением (она сможет заблаговременно предупреждать диспетчера об опасных сближениях участников такого движения), систему контроля доступа на перрон, ситуационный центр и еще ряд важных ИТ-систем.