Невыгодные данные? По оценке Nokia Siemens Networks, при традиционном подходе инвестиции в голосовые сети в пять раз ниже, чем в сети передачи данных, а доходы в пять раз выше. Стратегия Liquid Net должна повысить эффективность использования сетевых ресурсов, сделав сети передачи данных более выгодными.

Представив в сентябре 2011 года общую стратегию Liquid Net, компания Nokia Siemens Networks расширила область применения основных принципов, заложенных в архитектуре Liquid Radio, на пакетное ядро (Liquid Core) и транспортную инфраструктуру (Liquid Transport). Главная идея заключается в гибком перераспределении сетевых ресурсов для удовлетворения плохо предсказуемого, но неизбежно растущего спроса на услуги мобильного широкополосного доступа (ШПД).

Анализ текущих тенденций показывает, что в ближайшие 10 лет трафик в сетях мобильной связи вырастет в 1000 раз — главным образом за счет увеличения объемов передачи данных, включая пакетную телефонию и видео. При этом, по оценкам Nokia Siemens Networks, ежегодное увеличение доходов российских сотовых операторов от передачи данных в 2011–2015 годах ожидается на уровне 26%. Столь значительно опережение темпов роста трафика по сравнению с темпами роста доходов говорит о необходимости снижения стоимости передачи единицы информации.

Сегодня радиосети проектируют с запасом емкости 25–80%, опорные сети — 30–50%. Такая избыточность необходима, в частности, чтобы справиться с колебаниями нагрузки в различных географических точках в течение суток (днем ШПД больше используется в деловых районах, вечером — в спальных) и скачками в объемах потребления услуг ШПД, например в периоды проведения массовых мероприятий. В сетях, построенных «по старинке», на одних участках (радиодоступа, опорной и/или транспортной сети) ресурсы простаивают, тогда как на других участках их не хватает. Liquid Net позволяет превратить «замороженные» емкости в источник ресурсов, которые в нужный момент времени будут перенаправлены туда, где абоненты активно используют ШПД.

Как утверждает Станислав Кокорев, менеджер по стратегическому маркетингу Nokia Siemens Networks, у компании уже есть все необходимое для реализации концепции Liquid Net. На уровне радиодоступа это активные антенные системы, поддерживающие любые технологии доступа (GSM, 3G, LTE, LTE-A), технологии централизации цифровой обработки сигнала в едином пуле (baseband pooling), а также продукты для построения многоуровневых гетерогенных сетей. Последние состоят из базовых станций различного масштаба (фемто, пико, макро), поддерживающих различные технологии радиодоступа. Фемтосоты и хотспоты WiFi можно использовать, например, для разгрузки основных базовых станций в местах массового скопления абонентов.

В ядре сети (Liquid Core) компания предлагает использовать платформы ATCA, позволяющие программно менять функционал элементов, а также технологию Intelligent Broadband Management для адаптации сети с учетом ее текущей загруженности. Наконец, по мнению экспертов Nokia Siemens Networks, транспортный домен (Liquid Transport) приобретает требуемую гибкость благодаря современным оптическим интерфейсам и методам модуляции, оптимизации трафика на нескольких уровнях и применению интеллектуальной системы управления и планирования.

«Компоненты могут быть использованы по отдельности в мультивендорном окружении, но наибольший эффект достигается, когда они внедряются в комплексе, — отмечает Станислав Кокорев. — В этом случае снижение совокупной стоимости владения может составлять до 60%».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF