Согласно оценкам Gartner, уже в следующем году 800 предприятий из списка Fortune 1000 будут пользоваться теми или иными облачными сервисами, а 200 из них вообще откажутся от собственных ИТ-активов. С некоторым отставанием облачные услуги приобретают все большую популярность и в России: скорее всего, именно 2011-й даст старт их массовому распространению в нашей стране.

 

Двигателями перемен станут экономия за счет масштабов, выход на рынок облачных услуг новых игроков и увеличение числа предлагаемых сервисов, появление супермаркетов облачных услуг. По мнению специалистов Microsoft, облачные технологии способны предоставить коммерческому ЦОД 10- или даже 40-кратный выигрыш в себестоимости услуг в сравнении с затратами клиентов на собственную ИТ-инфраструктуру, решающую аналогичные задачи традиционными методами (см. Рисунок 1). Особенно затратна собственная ИТ-инфраструктура для малых организаций с парком машин менее 100. Для более крупных предприятий, имеющих около 1000 серверов, себестоимость эксплуатации ИТ-инфраструктуры может оказаться в 10 раз выше затрат коммерческого ЦОД на поддержание эквивалентного частного облака. Как результат, клиент облака получает привлекательные цены, определяемые в первую очередь рыночной ситуацией, а центр обработки данных— относительно большой запас устойчивости для стабильного ведения бизнеса. Как видим, облака — довольно редкая для бизнеса ситуация win-win: выигрывают все.

 

Рисунок 1. Затраты на ИТ: организации и центра обработки данных.

 

Столь значительная экономия обусловлена целым рядом причин:

  • большой масштаб ЦОД и, как следствие, снижение стоимости серверов и сопутствующих затрат;
  • уменьшение числа серверов благодаря выравниванию и балансировке нагрузки на вычислительные мощности и каналы связи при обслуживании множества заказчиков;
  • автоматическое массовое предоставление услуг на базе приложений, оптимизированных для облачных вычислений, позволяет оптимально использовать ресурсы и минимизировать операционные расходы.

Еще один фактор, влияющий на себестоимость услуг центра обработки данных: предоставление разнопрофильных услуг большому числу клиентов позволяет равномерно распределять пиковые вычислительные нагрузки (см. Таблицу 1). Так, оказание услуг только налогового учета привело бы к необходимости резервировать десятикратный, в сравнении с обычной нагрузкой, запас вычислительных мощностей. Расширяя портфель предоставляемых услуг, увеличивая число клиентов из разных сфер деятельности, можно заметно снизить влияние пиковых нагрузок и сократить непроизводительные резервы.


Таблица 1. Пиковая нагрузка может на порядок превышать типовые значения.
Отрасль Пиковая/обычная нагрузка
Налоговый учет 10х
Розничная торговля
Спорт (NFL) 2,5х
Туризм 1,5х
Новости 1,5–2,0х
Источник: Alexa Internet, Microsoft, 2010

 

Автоматическое предоставление готовых наборов услуг, ставшее доступным с переходом на облака, позволяет коммерческим центрам данных расширять спектр оказываемых услуг, наращивать клиентскую базу и ARPU (средний доход на клиента) и создавать настоящие облачные супермаркеты. Об одном из таких супермаркетов рассказал участникам конференции «Мир ЦОД 2011» Илья Федорушкин, заместитель коммерческого директора «РТКомм.РУ».

 

ПУЛ SAAS-РЕШЕНИЙ

Компания «РТКомм», предоставляющая услуги дата-центров на протяжении 5 лет, до недавнего времени позиционировала их как дополнительные сервисы для клиентов. Сегодня она делает попытку диверсифицировать бизнес и повысить привлекательность услуг ЦОД. С этой целью в июне 2011 года запущен в тестовую эксплуатацию облачный проект ОBLACOM — онлайн-супермаркет, предоставляющий широкий набор услуг, начиная от хостинга и регистрации доменных имен до аренды лицензионных программных приложений (SaaS) и инфраструктуры ИТ (IaaS). Портал OBLACOM.RU рассчитан в первую очередь на предприятия малого и среднего бизнеса, основная идея проекта — создать удобную и функциональную площадку, где небольшие компании и индивидуальные предприниматели смогли бы приобрести весь комплекс услуг, необходимых для развития бизнеса.

От составления бизнес-плана до начала тестовой эксплуатации прошло полгода, ввод проекта в коммерческую эксплуатацию состоится в августе 2011-го, а с июня площадка доступна для ознакомления в сети. Судя по облаку тегов на OBLACOM.RU, наибольший интерес у посетителей сайта вызывают услуги совместной работы через Интернет (Asoft Collaboration), налаживания складского учета («Мой склад») и взаимодействия с клиентами (Asoft CRM). Уже сегодня заказчикам доступны сервисы селекторных совещаний и видеоконференций iMind и Webils (в очереди еще одно приложение для видеоконференций — «Видеомост»), система электронного документооборота «Мотив» и услуги IaaS: хостинг на Windows и Linux, реальные выделенные и виртуальные серверы, аренда виртуальной УАТС.

По словам Ильи Федорушкина, в ближайшие месяцы клиентам OBLACOM.RU станут доступны около 40 SaaS-приложений, в том числе конструктор сайтов Lact и SaaS-сервисы Microsoft.

Стремясь увеличить свои доходы, «РТКомм» привлекает к сотрудничеству максимальное число партнеров — разработчиков SaaS-приложений и дилеров, которые могут предлагать услуги OBLACOM и самостоятельно разработанных приложений на собственных интернет-площадках. Клиентам обещаны следующие преимущества:

  • нулевые капитальные затраты;
  • снижение издержек на поддержку сервисов;
  • доступ к продуктам нескольких производителей по единому имени/паролю;
  • легкость администрирования услуг;
  • простую и быструю масштабируемость;
  • высокую надежность;
  • автоматическое обновление версий;
  • разнообразные формы оплаты;
  • корректное отнесение затрат на себестоимость благодаря предоставлению документов в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета;
  • получение всех необходимых документов, включая договоры, счета-фактуры и т. д., через сеть региональных офисов «Ростелекома».

Отметим, что платформа ОBLACOM представляет собой своеобразный конструктор, пул решений сторонних разработчиков: поверх структуры традиционного ЦОД исполняется среда поддержки бизнеса облачных услуг Parallels Business Automation, обеспечивающая работу приложений SaaS и IaaS и интерфейс взаимодействия с абонентскими устройствами (см. Рисунок 2).

 

Рисунок 2. Платформа облачных услуг OBLACOM: структура и возможности.

 

МУЛЬТИВЕНДОРНОСТЬ

В «РТКомм» делают ставку на набор SaaS-продуктов сторонних разработчиков. В Orange считают, что платформа облака по определению является мультивендорным решением и партнерство с VMWare, Cisco и EMC позволит не только исключить проблемы стыковки продуктов разных производителей, но и гарантирует совместную аттестацию решения и единый контракт на все его компоненты.

Владимир Валькович, технический директор «Эквант» (Orange BS Russia), в ближайшие два года ожидает от российского рынка облачных вычислений опережающего роста в сравнении с мировым и подчеркивает, что в модели облачных вычислений заказчик платит только за используемые ресурсы. Во избежание путаницы он предлагает принять на вооружение определение облачных вычислений, данное Национальным институтом стандартов и технологий NIST: «Облачные вычисления — это модель, которая позволяет обеспечить доступ по требованию через сеть к разделяемым конфигурируемым вычислительным ресурсам (сети, серверы, хранилища, приложения, сервисы и т. д.), которые могут автоматически создаваться и освобождаться с минимальными затратами на управление и изменения на сети провайдера».

Облачным вычислениям присущи три модели доставки — SaaS, PaaS, IaaS, три модели реализации — частное, публичное и гибридное облако и шесть общих характеристик:

  • самообслуживание по запросу,
  • широкополосный доступ,
  • объединение ресурсов,
  • быстрота и гибкость,
  • измеряемость сервисов,
  • гибкое ценообразование.

Из перечисленных моделей Orange отдает предпочтение (по крайней мере на первом этапе) аренде инфраструктуры в частном облаке. Реализацию такого облака специалисты Orange начинают с консалтинга и разработки клиентского решения. Заказчики могут выбирать необходимые им услуги из обширного каталога сервисов, куда входят, в частности, интеграция облака с имеющимися системами, миграция в него приложений, техническая поддержка и т. д. Выделенное облако IaaS может размещаться как у заказчика, так и в ЦОД Orange. Более того, по требованию клиента частные облака могут быть реализованы без использования виртуальных ресурсов (с тем же интерфейсом и технологией предоставления услуг, но на физически выделенных серверах).

Как подчеркивает Владимир Валькович, сегодня происходит синергия телекоммуникаций и ИТ, и компания Orange как оператор связи, для которого облака являются приоритетным направлением, гарантирует информационную безопасность и соблюдение SLA на всех участках сети. Дополнительным преимуществом Orange является сеть распределенных дата-центров, позволяющая резервировать ЦОД и повышать общую надежность предоставления услуг.

С июня 2011 года Orange предлагает своим заказчикам услуги частного облака Flexible Computing Private, со следующего года будет доступно публичное облако Flexible Computing Express.

Основой для предоставления облачных услуг станет распределенная сеть центров обработки данных общей площадью 37 000 м2 (чуть больше общей площади всех российских ЦОД на конец прошлого года), объединяющая 310 тыс. серверов, 10 тыс. виртуальных машин и Flexible Computing Private, программно-аппаратную платформу компаний VMWare, Cisco и EMC, с которыми Orange создала альянс Flexible 4 Business.

 

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ

Доклад Сергея Довганя, технического консультанта BMC Software в России и СНГ, был посвящен решениям по управлению жизненным циклом облачных ЦОД. По оценкам Gartner, число компаний, занимающихся облачными вычислениями, за год увеличилось в два раза и на протяжении нескольких лет будет расти сопоставимыми темпами. Рынок облачных вычислений бурно развивается, постоянно появляются новые технологии, возрастает конкуренция, поэтому кому-то из производителей, возможно, придется отказаться от неперспективных направлений. Ситуация усугубляется тем, что некоторые дата-центры вводятся в эксплуатацию поэтапно, отдельными независимыми модулями. Для минимизации расходов операторы используют сетевое и вычислительное оборудование разнообразных производителей, что дополнительно увеличивает риски и усложняет задачу управления облачными средами. В связи с этим BMC разработала гетерогенную систему управления облачными вычислениями BMC Cloud Lifecycle Management, рассчитанную на работу с решениями максимально большого числа производителей и минимизирующую зависимость оператора от применяемых решений.

Система позволяет сформировать каталог услуг, открывать к ним доступ из портала самообслуживания и изменять условия их предоставления. Подключение услуги осуществляется автоматически с помощью инструментов, активирующих и связывающих между собой необходимые программные, виртуальные и физические ресурсы. Для каждого сервиса формируется контур обслуживания, мониторинга и контроля качества: жизненный цикл услуги с момента ее предоставления только начинается и должен автоматически обеспечиваться системой управления облаками.

Каталог услуг включает в себя сервисы, сервисные предложения и дополнительные опции к услугам — защиту от вирусов, обновление ОС, мониторинг приложений, резервирование данных (см. Рисунок 3). В зависимости от роли, на личном портале пользователя формируется список доступных ему услуг. С помощью BMC Dashboard оператор может получить доступ к статистике использования приложений и необходимой отчетности.

 

Рисунок 3. Автоматическое управление гибридными облаками: концепция BMC.

 

По словам Сергея Довганя, BMC Cloud Lifecycle Management позволяет одному администратору обслуживать 500 серверов (для сравнения, показатели частного ЦОД Google заметно выше — один администратор на 20 тыс. серверов), создавать достаточно сложные сенсорные среды, обновлять ПО, устанавливать заплаты и т. д. Система поддерживает аппаратное обеспечение, гипервизор и ПО разных производителей, позволяет реализовать проекты большого масштаба, в том числе для нескольких владельцев и/или центров обработки данных, и полный набор компонентов, а также предложить клиентам не только облачную технологию, но и облачный бизнес.

Теме частных облаков посвятил свое выступление Василий Маланин, менеджер по решениям для центров данных Microsoft. Сегодня под сервером имеется в виду уже не конкретная виртуальная машина или набор виртуальных машин, а сложный комплекс приложений и программного обеспечения, который надо регулярно обслуживать, диагностировать и обновлять. Автоматизация и «оркестровка» процессов с помощью карт процессов позволяют минимизировать затраты на предоставление новых услуг.

 

МИГРАЦИЯ В ОБЛАКА И УПРАВЛЕНИЕ

К 2012 году 80% предприятий из списка Fortune 1000 будут пользоваться теми или иными облачными сервисами, а 20% компаний вообще откажутся от собственных активов ИТ — такие данные со ссылкой на Gartner привел Олег Наскидаев, руководитель департамента маркетинга и развития компании DEAC (европейский оператор ЦОД). А в Microsoft утверждают, что публичные облака приносят 40-кратную экономию малому и 10-кратную — крупному бизнесу.

Уже можно говорить о становлении сервисно-ориентированной модели, но спрос на такие услуги пока невысок — потребителей смущает отсутствие у поставщиков четких планов развития, единых стандартов для облачных вычислений и даже общепринятой трактовки облачных сервисов. До сих пор нет ясного понимания получаемого эффекта, не выработаны прозрачные алгоритмы снижения расходов на ИТ и обеспечения безопасности. Однако поставщики и потребители уже начинают предметный диалог о виртуализации, стандартизации и автоматизации облаков — не за горами зрелость облачных вычислений. Поэтому в DEAC ориентируются именно на облачную модель.

По мнению Владимира Карпенко, старшего консультанта J'son & Partners, несмотря на то что в 2010 году объем рынка IaaS («инфраструктура ИТ как услуга») в России составлял только 0,7 млн долларов, к 2013 году он может вырасти до 56 млн долларов. До 14% российских компаний уже используют услуги XaaS (IaaS, SaaS или PaaS). Дальнейший рост рынка IaaS зависит от того, насколько выгодными для заказчиков окажутся условия, предлагаемые его игроками. Цена IaaS — далеко не главное для роста популярности. Заказчики в большей степени ценят гибкость и скорость предоставления сервисов.

Как считает Мукеш Шарма, директор подразделения виртуализации и частных облаков компании EMC в регионе EMEA, внимание корпоративных заказчиков к облачным вычислениям обусловлено несколькими причинами: стремлением к оптимизации ИТ, устареванием прежней модели (дороговизной, громоздкостью, сложностью, негибкостью и неэффективностью систем, на обслуживание которых уходит более 70% бюджета ИТ), а также ростом объемов данных (по прогнозам — в 44 раза с 2009 по 2020 год). Согласно опросам аналитиков, виртуализация серверов, систем хранения, десктопов, а также облачные вычисления — в числе приоритетов мирового развития ИТ. Облака требуют не просто виртуализации с созданием пула ресурсов, а автоматизации, управления высокого уровня и балансировки нагрузки приложений.

По словам Олега Наскидаева, вектор развития отрасли — переход от капитальных инвестиций (CAPEX) к низкой и прогнозируемой оплате за использованные ресурсы (OPEX), существенное сокращение применения собственного программного и аппаратного обеспечения, стремление к более оптимальной организации труда, сокращение времени внедрения проектов ИТ, делегирование непрофильных задач поставщикам облачных сервисов. В настоящее время DEAC предоставляет на базе своих ЦОД в Латвии целый ряд услуг, включая создание резервных ЦОД. По данным этой компании, их заказчику, как правило, удается получить примерно 40-процентное снижение издержек на ИТ в течение трех – пяти лет.

Мукеш Шарма делит «путешествие в облако» на несколько этапов. Первый связан с переносом в облачную среду приложений ИТ для снижения затрат, второй предполагает перенос бизнес-приложений (Microsoft, Oracle, SAP), третий — переход к гибкой модели «ИТ как услуга». Как показывает пример самой EMC, у которой имеется пять ЦОД, СХД общей емкостью 7 Пбайт и 48 тыс. «внутренних» пользователей, работающих с более чем 400 приложениями, сокращение затрат за счет перехода к частному облаку может составить (по расчетам специалистов компании) 12 (OPEX) и 13 (CAPEX) млн долларов. При этом время подготовки инфраструктуры ИТ для нового проекта уменьшилось с нескольких месяцев до двух часов. Программное и аппаратное обеспечение EMC (VMware, Ionix, RSA, VPLEX, VNX, VMAX, Isilon, Atmos, Greenplum) заказчики могут использовать на разных этапах миграции в облако, а заранее интегрированное и сертифицированное решение vBlock (см. Рисунок 4) обеспечивает высокую скорость развертывания, простоту управления, предсказуемую производительность и соответствие нормативным требованиям.

 

 

Рисунок 4. Облачную платформу VBlock (совместную разработку EMC, Cisco и VMware) EMC представляет в качестве нового подхода к ИТ, позволяющего получить быстрые результаты и добиться сокращения издержек.

 

По словам Василия Маланина, менеджера по продуктам для ЦОД компании Micrisoft, частное облако — это переход к модели «ИТ как услуга» через консолидацию активов, стандартизацию сервисов и автоматизацию обслуживания. Стоимость частного облака можно снизить за счет глубокого понимания особенностей работы приложений и управления сервисами, а не просто за счет использования виртуальных машин. Операционные системы Microsoft оптимизированы для средств виртуализации Hyper-V, что дает хорошую горизонтальную масштабируемость за относительно небольшие деньги, к тому же для частных облаков предлагается специальная схема лицензирования ПО. В следующем году функции управления частным облаком будут встроены в систему управления System Center, для частных и публичных облаков планируется реализовать единое управление и перенос приложений между ними.

Андрей Самойлов, директор по работе с корпоративными заказчиками компании «Инфосистемы Джет», сравнил две модели построения и эксплуатации ЦОД — «классическую» и «перспективную». Если в первой основное внимание сконцентрировано на нескольких корпоративных бизнес-системах, а наивысший приоритет имеют дорогостоящее надежное оборудование и его поддержка, то во второй, облачной, модели наиважнейшей становится задача управления сложной распределенной инфраструктурой ИТ, а серверный комплекс упрощается. В такой модели используются консолидация, виртуализация, облачные и Web-сервисы, сначала внутренние, а затем и внешние ресурсы. Более актуальными оказываются задачи автоматизации процессов управления и эксплуатации.

Как и другие структуры организации, отдел ИТ должен работать над автоматизацией, снижающей объем ручного труда, чтобы удовлетворить возрастающие потребности своей компании, считают аналитики Gartner. По словам Евгения Кривоносова, генерального директора представительства BMC Software в России, цели автоматизации ЦОД заключаются в управлении большим количеством изменений за меньшее время, во внедрении политик и средств управления, урегулировании рабочих нагрузок на разных платформах, более раннем выявлении проблем и автоматическом реагировании на них.

 

 

В качестве примера внедрения решений Microsoft Василий Маланин привел частное облако группы «Связной». Количество ИТ-сервисов в компании, насчитывающей 15 тыс. сотрудников, постоянно росло, что требовало закупок новых серверов и усложняло администрирование серверного парка. Для исправления ситуации было построено частное облако на базе технологии Microsoft Hyper-V R2, в которое были переведены система управления бизнесом и другие прикладные решения. Кроме того, облако применяется для выделения тестовых инфраструктур разработчикам, которые теперь пользуются порталом самообслуживания, входящим в решение для управления виртуальными машинами Microsoft System Center Virtual Machine Manager.

В результате компании «Связной» удалось на 30% сократить время простоя для серверов приложений системы управления бизнесом, обеспечить масштабирование ряда сервисов, уменьшив время введения в эксплуатацию новых серверов с 3–4 ч до 20–30 мин., снизить нагрузку на сотрудников ИТ-отдела, сэкономить финансовые средства, выделяемые на приобретение новых серверов и их эксплуатацию, а также уменьшить на 15% потребление электроэнергии.

Георгий Башилов — научный редактор «Журнала сетевых решений/LAN».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF