Еще два-три года назад выбор технических решений видео-конференц-связи (ВКС) был невелик. Большинство проектов основывались на классических «железных» решениях, предполагающих установку сервера многоточечной конференц-связи (MCU) и терминалов (кодеков). А на рынке доминировали два производителя: Polycom и Tandberg. Сегодня число возможных вариантов реализации значительно расширилось: все чаще компании используют программные решения и интересуются облачными сервисами ВКС или арендой ресурсов MCU у сервис-провайдеров.

 

КЛАССИКА НА ПРОСТОРАХ СНГ

Типичным примером внедрения классической системы ВКС может служить проект, реализованный в компании ESAB, которая является мировым лидером в области сварки и резки металлов. Как рассказывает Алексей Квасников, менеджер по ИС-сервисам представительства ESAB в России и СНГ, главным стимулом для внедрения ВКС стал кризис 2008 года, который заставил руководство компании перевести часть очных встреч и совещаний в дистанционный «формат» ВКС.

В регионе СНГ средства ВКС начали внедряться как часть глобальной программы ESAB по созданию централизованной системы видео-конференц-связи. Сервер MCU всей системы был установлен в головном офисе в Гетеборге (Швеция), весь видеотрафик шел через него. В соответствии с корпоративным стандартом ESAB, каждый офис должен подключаться по двум каналам: основному и резервному. Имевшиеся резервные каналы было решено задействовать для интенсивного трафика ВКС.

В России систему сначала внедрили в Москве и Санкт-Петербурге. Качество видеосвязи оказалось хорошим, поэтому руководство российского офиса очень быстро приняло решение подключить к этой сети и другие города. Тогда-то и возникли проблемы с качеством. Во многом это было связано с тем, что трафик «пробрасывался» через центральный узел сети в Швеции. Для европейских городов подобная «петля» не приводит к сильному увеличению задержки трафика. Однако осуществление связи через Гетеборг между, например, Казанью и Екатеринбургом, существенно повышает задержку, что сказывается на качестве видеосвязи.

Сначала для решения этой проблемы было решено использовать функционал MCU, встроенный в терминалы ВКС (сеть ESAB построена на оборудовании Tandberg, сейчас это подразделение компании Cisco), а сервер в Швеции использовать лишь как единую адресную книгу. Однако встроенные функции MCU обеспечивали поддержку только четырех точек, тогда как требовалось больше — до восьми. Специалисты ESAB пробовали организовать каскадирование, но стабильной работы добиться не смогли (при такой схеме возникали задержки со звуком, изображение распадалось, появлялись другие искажения).

 

Рисунок 1. Фрагмент сети ВКС компании ESAB в регионе СНГ. 

Полностью проблемы были устранены после установки в начале 2011 года собственного сервера MCU, обслуживающего офисы в СНГ. Этот сервер (Codian 4205) поддерживает до 12 точек в режиме передачи видео и еще 12 точек в режиме передачи аудио. Аудиоабоненты (как внутренние, так и внешние, в том числе пользователи мобильных телефонов) могут подключаться к ВКС, благодаря сопряжению сервера MCU с УАТС компании Avaya (см. Рисунок 1). Сервер обеспечивает и поддержку программных клиентов ВКС, однако они задействуются только для общения ИТ-специалистов ESAB. По словам Алексея Квасникова, при использовании таких клиентов на ноутбуках периодически возникают проблемы (то камера «отвалится», то звука нет, то возникает эхо), поэтому он пока не рискует предлагать такое решение бизнес-пользователям.

Оценивая эффективность технологии ВКС для бизнеса, специалист ESAB выделяет два аспекта: создание новых возможностей для коммуникаций и сокращение затрат. «Хорошо работающая система ВКС дает ощутимые преимущества по сравнению с телефоном, ICQ и т. д. Особенно хочу отметить функционал проведения презентаций (Presenter Package), встроенный в терминалы Tandberg, — эта технология применяется у нас практически на каждом совещании и позволяет повысить результативность обсуждения любого вопроса», — говорит Алексей Квасников.

По его мнению, успех проекта ВКС во многом зависит от позиции руководителей компании и их готовности перенести в формат видеоконференций те встречи, которые ранее организовывались только путем командировок сотрудников. «Но для этого ВКС должна работать как часы. Сбои и плохое качество подрывают доверие к технологии и превращают инвестиции в выброшенные деньги. Об этом необходимо помнить уже на этапе проектирования системы», — заключает он.

В ESAB системы ВКС функционируют по каналам VPN, организованным через Интернет. Скорость подключения офисов варьируется от 1 до 10 Мбит/с, самый скоростной канал, на 10 Мбит/с, предоставлен московским сотрудникам компании.

 

КАК УЛОЖИТЬСЯ В МИЛЛИОН

Если ESAB сделала ставку на классическое решение ВКС, то компания «РосВодоКанал» успешно решила свои задачи с помощью программной системы. Этот крупнейший в СНГ частный оператор предоставляет услуги водоснабжения и водоотведения в восьми регионах России и Украины. На постоянном дежурстве находятся 17 тыс. сотрудников, обслуживающих 6 млн потребителей. Цели внедрения ВКС были довольно типичными — сокращение расходов на командировки и обучение, а также улучшение качества переговоров с филиалами (обычные телефонные конференции перестали удовлетворять руководство компании). Перед ИТ-отделом была поставлена задача внедрения системы ВКС, с помощью которой можно было бы проводить как симметричные видеоконференции (до 14 равноправных участников одновременно), так и ролевые — для дистанционного обучения (более 30 слушателей и один ведущий).

По словам Сергея Хольного, начальника отдела ИТ-услуг компании «РосВодоКанал», одно из основных требований состояло в обеспечении «высокого уровня мобильности»: решено было не оборудовать специальные переговорные комнаты, а реализовать систему так, чтобы любой сотрудник мог пользоваться сервисом ВКС со своего рабочего места. Это требование сразу исключило решения, основанные на использовании аппаратных кодеков, и склонило чашу весов в пользу программных систем. Поскольку компания постоянно растет и развивается, решение должно было обладать хорошей масштабируемостью, а наличие отделений компании в большом числе регионов не позволяло рассчитывать на слишком широкие каналы. Тем не менее заказчику хотелось получить высокое качество звука и видеоизображения. Перечень требований дополняли наличие дружественного пользовательского интерфейса (чтобы не тратить время на дополнительное обучение), интеграция с каталогом Active Directory (во избежание необходимости запоминать по несколько паролей), а также быстрое внедрение, хорошая техническая поддержка и невысокая стоимость — бюджет проекта был ограничен суммой в 1 млн руб.

Бесплатный сервис Skype явно не удовлетворял требованиям компании. В качестве одного из вариантов рассматривалось решение Microsoft, но оно показалось специалистам «РосВодоКанала» функционально перегруженным: «много кнопочек — не знаешь, куда тыкаться». Решение Cisco не проходило по бюджету… После анализа различных вариантов выбор был сделан в пользу системы компании «Видеопорт» (весной этого года российский разработчик сменил название на TrueConf), которая привлекла, по словам Сергея Хольного, «простотой интерфейса и хорошей картинкой».

 

Рисунок 2. Интеграция системы ВКС с УАТС в проекте компании «РосВодоКанал».

Использование в ПО VideoPort VCS 3.1 видеокодека Cyclone (собственная разработка компании «Видеопорт») позволяет добиться отличного качества изображения при низкой пропускной способности канала, что немаловажно при работе с филиалами. Продукт обеспечивает передачу изображения рабочего стола, а также интеграцию с устройствами громкой связи и IP-камерами. Помимо серверного ПО VideoPort, которое, кстати, развернуто не на физическом, а на виртуальном сервере, «РосВодоКанал» установил шлюз VideoPort Gateway для связи с системами сторонних производителей. Он применяется для взаимодействия с УАТС Avaya (см. Рисунок 2), благодаря чему в сеансах ВКС могут участвовать пользователи обычных, в том числе мобильных, телефонов.

Тестирование и внедрение системы ВКС заняло меньше месяца. С апреля 2011 года сервис ВКС стал доступен на более чем 100 терминалах, в качестве которых выступают компьютеры сотрудников компании. Каких-либо дополнительных затрат на оборудование не потребовалось — если не считать покупки недорогих IP-видеокамер. Для подключения головного офиса в Москве используется канал 10 Мбит/с, для региональных офисов — от 1 до 5 Мбит/с. Эти каналы используются для всех типов трафика, а средняя скорость видеопотока составляет обычно 100 Кбайт/с. Развернутая система обеспечивает проведение симметричных (16×16) и ролевых (50 пользователей и 3 ведущих) конференций. Передача видеотрафика осуществляется по каналам VPN через Интернет.

Поставленные цели достигнуты — сокращены затраты на командировки, проводится обучение персонала, повышено качество управления проектами (в том числе путем обеспечения видеосвязи подрядчиков с пользователями), а также осуществляются дистанционное управление и контроль за работой филиалов. Кроме прочего, зафиксировано существенное снижение расходов на междугородную телефонную связь: широко востребованные ранее аудиоконференции заменены совещаниями на основе системы ВКС.

 

БЮДЖЕТНЫЙ HD

Проект, реализованный для компании «Специализированное управление № 2», Иван Окунев, руководитель направления ВКС компании «ИМАГ», называет типичным для организаций малого и среднего бизнеса. Он отмечает, что в нем использовалось «бюджетное комплексное решение ВКС с разрешением HD». Экономия достигается во многом благодаря выбору групповой системы ВКС Radvision SCOPIA XT1000, отличительной особенностью которой является встроенный функционал MCU на девять точек, позволяющий обойтись без выделенного сервера MCU — самого дорогого элемента классических систем ВКС.

В проекте (см. Рисунок 3) решалась задача по объединению системой ВКС четырех удаленных объектов заказчика: домашнего офиса генерального директора, проживающего в Берлине, центрального офиса в Подольске, склада в том же городе и филиала компании в Москве. В доме директора, где громоздкая аппаратура была бы не к месту, установили программный клиент Radvision SCOPIA Desktop, поддерживающий разрешение до 720р и двухпотоковое видео (H.239). Такие же клиенты были установлены на компьютерах сотрудников офиса в Москве и склада в Подольске. Для их функционирования потребовался сервер SCOPIA Desktop. Руководители московского офиса и склада поставили настольные моноблоки Radvision SCOPIA VC240 с LCD-дисплеем 23,6″, тоже поддерживающие разрешение 720р и двухпотоковое видео. Кроме того, эти моноблоки могут использоваться в качестве мониторов ПК.

 

 

Рисунок 3. Подключение оборудования в центральном офисе компании «Специализированное управление № 2». 

 

В подольском офисе был установлен групповой терминал SCOPIA XT1000 с опцией MCU, а в Москве такой же терминал, но без этой опции. Для подключения оборудования использовались каналы 2 и 10 Мбит/с, что позволяет передавать видео с качеством HD.

В центральном офисе к терминалу XT1000 потребовалось подключить две разнесенные видеокамеры. Поскольку такое подключение осуществляется через интерфейс HDMI, специалистам «ИМАГ» пришлось устанавливать конвертеры для преобразования сигналов HDMI в формат, который можно передавать по обычным витопарным кабелям. Как подчеркивает Иван Окунев, такое решение позволяет размещать камеры даже в разных залах, подключая их к одному терминалу. Это обеспечивает существенную экономию, поскольку устраняет необходимость в приобретении второго терминала ВКС.

Кроме того, в данном проекте потребовалось интегрировать в систему ВКС звуковую конференц-систему на 10 абонентов, для чего был задействован специальный матричный микшер. По словам Ивана Окунева, подобное комплексное решение становится все более популярным при оснащении небольших конференц-залов и переговорных комнат.

 

ПРОЕКТ-ГИГАНТ

Компании Polycom и «Крок» представили на форуме «Бизнес видео», пожалуй, один из крупнейших ВКС-проектов не только в России, но и в мире. Построение системы ВКС одного из российских банков было начато в 2003 году, и проект продолжает развиваться до сих пор. По состоянию на апрель 2011 года в нем было задействовано 1370 кодеков ВКС (1100 кодеков Polycom HDX и 270 кодеков Polycom VSX), 77 серверов Polycom RMX 2000/4000, 42 сервера управления Polycom СМА 4000/5000, 53 сервера видеозаписи, архивирования и видеовещания Polycom RSS 2000/4000, а также более 200 видеотелефонов Polycom VVX1500!

Сеть ВКС построена в соответствии с иерархией банковских подразделений и имеет четыре уровня: от уровня отделений до уровня центрального аппарата (см. Рисунок 4). По словам Михаила Никифорова, руководителя направления ВКС компании «Крок», для этого банка система ВКС уже давно не инновационная игрушка, а реальный бизнес-инструмент, доказавший свою пользу в повседневной работе. Поэтому очень важным является высокая степень ее отказоустойчивости, что достигается за счет резервирования основных инфраструктурных элементов (серверов ВКС) в центре сети. Для экономии пропускной способности применяется каскадирование серверов.

 

 

Рисунок 4. Проект ВКС для одного из российских банков.

 

Специалисты компании «Крок» выделяют три основные группы задач, решаемых банком с помощью ВКС:

  • Проведение видеоконференций для руководства банка. При выборе соответствующих технических решений акцент делается на обеспечении высокого качества изображения и удобства использования, в частности, в качестве кодеков выбираются те, которые поддерживают HD. Сервис VIP-конференций доступен как с рабочих мест руководителей (для этого применяются персональные HD-кодеки), так и из конференц-залов (групповые HD-кодеки).
  • Обучение сотрудников. Для решения этой задачи, помимо собственно оборудования ВКС, используется широкий набор разнообразных дополнительных устройств, устанавливаемых в студиях и учебных классах: сенсорные панели, интерактивные доски, планшетные компьютеры, документ-камеры и др. По данным, которые привел Михаил Никифоров, за год с помощью ВКС было обучено несколько десятков тысяч человек из разных региональных отделений, что позволило банку сэкономить огромную сумму на командировочных и других накладных расходах.
  • Массовое внедрение ВКС для рядовых сотрудников. В данном случае важна простота и эффективность. Для более широкого охвата персонала банка сервисами ВКС применяются видеотелефоны Polycom VVX, программные приложения Polycom CMA Desktop, а также продукты Microsoft OSC/Lync, интегрированные с системой ВКС Polycom.

Одной из главных особенностей проекта Михаил Никифоров называет интеграцию «всего и вся». Помимо уже упомянутого объединения систем Polycom c программными решениями Microsoft OSC/Lync, это и обеспечение взаимодействия этих систем с оборудованием классической и IP-телефонии, и сопряжение с различными аудиовизуальными средствами и пр. По просьбе заказчика компания «Крок» разработала ряд специальных решений, в частности, администраторам и пользователям предложена упрощенная программа для управления конференциями («только необходимый функционал, ничего лишнего»), которая работает на ПК и сенсорных панелях. Система «прошу слова» позволяет избежать неразберихи при обсуждениях и поддерживать дисциплину в больших конференциях. Кроме того, реализованы нестандартные режимы многоэкранных раскладок и вывод разнообразного контента, в том числе презентаций, из сеанса ВКС на Apple iPad.

Важным слагаемым успеха столь масштабного и сложного проекта Михаил Никифоров называет единую техническую политику и ориентацию на одного производителя: «Это позволило избежать проблем с совместимостью и упростить эксплуатацию». В региональных отделениях банка были «островки» ВКС, где применялось оборудование других поставщиков, их интеграция в единую систему с сохранением максимального числа функций оказалась непростой задачей. После замены на оборудование доминирующего в этом проекте производителя качество сервиса, как отмечает специалист «Крок», повысилось, а расходы на эксплуатацию и поддержку сократились. Кроме того, он выделил ориентацию на передовые технические решения. В частности, поддержка оборудованием Polycom кодека H.264 High Profile позволяет банку существенно экономить на аренде каналов связи.

 

СКОРО НА ЭКРАНАХ

… В начале статьи в качестве альтернативных вариантов получения преимуществ ВКС было сказано о возможности использования соответствующих сервисов. Однако в представленных на конференции проектах таких примеров не было. Что ж, пока облачные сервисы ВКС только на пути к завоеванию симпатий (и кошельков) заказчиков. Но они выводятся на рынок столь стремительно, что, полагаю, уже скоро мы сможем рассказать «истории успеха», достигнутого благодаря применению и этих решений...

Александр Барсков — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: ab@lanmag.ru.