По словам Сергея Нуралиева, одна из важнейших черт новой версии платформы «1С:Пред?при?ятие» — масштабируемостьВторая международная конференция «Решения ‘1С’ для корпоративных клиентов», прошедшая в июне в Турции, собрала представителей 118 компаний-клиентов. С ними прибыли сотрудники 56 партнерских фирм из сети «1С:Консалтинг», а также агентств KPMG и PriceWaterhouse Coopers.

По сравнению с 2007 годом состав участников оказался еще более разнороден: если на прошлой конференции были представлены организации с парком не более 30 тыс. ПК, то теперь верхняя планка поднялась до 100 тыс. Почти половину всех компаний составили торговые и энергетические предприятия. 46% участников конференции составили ИТ-директора, 32% — финансовые директора, 10% — генеральные директора и только 13% — главные бухгалтеры.

В соответствии с этим было организовано две крупные секции: одна для ИТ-директоров и другая — для генеральных и финансовых. На последней центром внимания стало приложение для автоматизации внутрикорпоративной отчетности холдинговых структур «1С:Консолидация». С докладами о его использовании выступили представители компаний ЛСР, «Энергопром менеджмент», «Синергия». Для ИТ-директоров главным выступлением был рассказ руководителя отдела разработки экономических программ «1С» Сергея Нуралиева о новом шаге в развитии платформы «1С:Предприятие».

«Шаг в далекое будущее»

Бета-версия платформы 8.2, получившей название «управляемое приложение», будет представлена этим летом. Одно из ее самых ожидаемых нововведений — это появление тонкого клиента. Вследствие глубокой переработки конфигуратора «1С:Предприятия» появилась возможность автоматически создавать формы управляемого клиента на основе привычных объектов дерева метаданных. Правда, платой за это стало некоторое снижение функциональности форм в сравнении с текущей версией 8.1. Стандартный клиент станет также существенно более «легким», так как значительная часть бизнес-логики будет перенесена на сервер.

Основные архитектурные изменения новой платформы сосредоточены в области управления интерфейсом. Старое понятие «подсистема», которым ранее оперировали исключительно разработчики, расширено до так называемых «функциональных опций». Теперь внедренцы и конечные пользователи могут сами выбирать для отображения необходимые функции прикладного решения, не прибегая к изменению кода.

Кроме того, расширены возможности управления доступом. Развитие модели управления ролями привело к возникновению на платформе 8.2 двух новых понятий: управляемая форма, то есть отображение только тех реквизитов, данные о которых доступны пользователю в соответствии с его набором ролей, и управляемый отчет — выборочное отображение колонок отчета. При этом для обеспечения безопасности недоступные пользователю данные не только не отображаются, но и не передаются с сервера на клиент.

Клиенты положительно оценили представленный функционал. ИТ-директор фармацевтического холдинга «Аконит» Максим Белоусов заявил, что самым важным для его компании сейчас является возможность масштабируемости, и он готов приобрести 8.2 уже ради того, чтобы не «упереться в потолок». Заместитель директора по ИТ издательства «Просвещение» Денис Шестопалов отметил, что для него главное — это разделение кода на клиентскую и серверную части, а также новая схема распределения прав. «Система тонкого клиента тоже очень важна, — добавил он, — так как сейчас мы внедряем аналогичную систему параллельно с «1С», которая работает на тонком клиенте».

Начальник управления по развитию информационных систем ЗАО «Трансмашхолдинг» Анатолий Ушаков назвал новую платформу «шагом в далекое будущее», заметив: «Очень ждем 8.2 именно из-за тонкого клиента. Тем более что обещана стопроцентная совместимость по коду со всеми предыдущими платформами...». Ушаков выразил надежду, что если и не вся, то существенная часть функционала сможет быть перенесена на Web-приложения.

От отраслевых решений к комплексам

Еще одним важным анонсом стал выпуск программно-методического комплекса «1С:Машиностроение 8», разработанный совместно с «Трансмашхолдингом». Взяв в за основу продукт «1С:Предприятие 8. Управление производственным предприятием», в «1С» добавили к нему отраслевые модули, разработанные компаниями-партнерами. Компоненты комплекса создавались с учетом как международных методик управления предприятием (APS, BI, BPM, CALS, C-Commerce, CMMS, CPM, CRM, E-Business, EAM, ECM, ERP, ERP II, HCV, HRM, KPI, ISO:9000, ITIL/ITSM, MRP II, PDM, PLM, PMBOK, PMO, QMS, RUP, SCM, SOA, WMS), так и особенностей автоматизации российских машиностроительных компаний. Например, в них встроена поддержка Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации.

В дополнение в комплекс включен пакет электронных и бумажных документов объемом более 3 тыс. страниц с описанием технологий и методик внедрения, должностных, функциональных и рабочих инструкций, отраслевого опыта партнерской сети, учебных ситуаций и списком дополнительной литературы. В стоимость входит также обучение рабочей группы клиента в центре сертифицированного обучения «1С» и стартовые проектные услуги на 100 человеко-часов.

Планируется выпустить шесть типовых поставок, в том числе для клиентов, уже внедривших «1С. Предприятие УПП». Версии «Стандарт» для средних предприятий будут стоить от 300 до 600 тыс. руб., а «Проф» (для крупных заводов) — от 600 тыс. до 1,3 млн руб. за 50 рабочих мест. Машиностроительным холдингам предлагается версия «Корп» стоимостью от 2 млн руб. В нее могут войти любые компоненты «Проф», а также дополнительные модули электронной коммерции, управления эффективностью корпорации, управления складской логистикой и ITIL/ITSM.

В «1С» утверждают, что весь комплекс обойдется на 20-30% дешевле, чем его компоненты в отдельности. Вскоре компания планирует выпустить подобные комплексы для металлургии и крупной розницы.

Другие разработки

В апреле «1С» выпустила решение для автоматизации небольших магазинов и сетей таких магазинов — «1С:Розница». Теперь на его основе предстоит создать новую линейку продуктов. К концу года будут готовы системы для автоматизации магазинов одежды и обуви, строительных и отделочных материалов и книжных магазинов. В первом квартале добавятся продукты для салонов оптики и ювелирных магазинов, а во втором — для аптек, магазинов автозапчастей и салонов сотовой связи. Разработкой продуктов займется дочерняя компания «1С-Рарус».

Кроме того, «1С» готовит к выпуску систему «1С:Архив» 8. Подробности о ней пока не разглашаются, но в компании опровергают слухи об утрате интереса «1С» к системам электронного документооборота.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF