«Открытые системы»

Графический интерфейс стал непременным атрибутом современных цифровых устройств, а на подходе следующая волна — интерфейс с переменным масштабом

На первых компьютерах интерфейс был реализован посредством перфорационных устройств ввода и вывода. Затем, вместе с первыми алфавитно-цифровыми терминалами появился режим командной строки (Command Line Lnterfaces, CLI). Он пришелся по душе многим профессионалам, но оказался слишком неудобен для обычных пользователей. Как паллиатив возникали различные оболочки, в частности, известный всем Norton Commander, но без настоящего графического интерфейса компьютер массовым стать бы не мог. Для подавляющего большинства рядовых пользователей такой тип интерфейса ассоциируется с Microsoft Windows, хотя эта операционная система была далеко не первой.

В конце 70-х годов во время работы в исследовательском центре Xerox PARC над созданием компьютера Xerox Alto сформировались представления об основных элементах современного графического интерфейса (окна, меню, радиокнопки, пиктограммы-иконки). PARC User Interface предполагал использование манипулятора-указателя в дополнение к клавиатуре. Это представление оформилось в виде вполне адекватной современности аббревиатуры WIMP (Windows, Icons, Menus, Pointing device)

Создание Дагом Энгельбартом графического интерфейса (Graphic User Interface, GUI) являет собой редкий случай безусловного личного изобретательского приоритета. Ему, задолго до появления рабочих станций и персональных компьютеров, удалось обеспечить рабочее место пользователя привычными теперь инструментами. Система NLS (oNLine System), где возник впервые GUI, создавалась им с начала 60-х годов в Стэндфордском исследовательском институте. Тогда и появились на свет мышь, картинка на мониторе с окнами и даже презентации, подобные PowerPoint. Разумеется, все эти средства были далеко не такими совершенными, как сейчас, главное, не был реализован интерактивный режим. В существовавших на тот момент условиях приходилось использовать промежуточные операции ввода/вывода на перфоленту, разумеется, не было и не могло быть привычного теперь режима WYSIWYG, но тем не менее 8 декабря 1968 года Энгельбарту удалось выполнить первую в мире публичную презентацию с использованием большого проекционного монитора. Это историческое выступление известно теперь как «Мать всех презентаций» (The Mother of All Demos). Увы, практического успеха Энгельбарту достичь не удалось. Он оказался в большей степени творцом, чем организатором, признание к нему пришло, но с очень большим опозданием.

В 1977 году проект Энгельбарта в Стэнфорде был свернут, остатки разработок были распроданы, а специалисты мигрировали в процветавший в ту пору и находившийся по соседству исследовательский центр Xerox PARC. Здесь активно велись работы по созданию компьютера Xerox Alto, который задумывался как персональная рабочая станция и которому требовался интерфейс нового типа. Поэтому идеи графического интерфейса пользователя здесь были успешно восприняты — настолько успешно, что некоторое время подобный интерфейс так и называли PARC User Interface, или PUI. Именно тогда сформировались представления об экранных инструментальных средствах (окна, меню, радиокнопки, пиктограммы-иконки), PUI предполагал использование манипулятора-указателя в дополнение к клавиатуре. Это представление оформилось в виде вполне адекватной современности аббревиатуры WIMP (Windows, Icons, Menus, Pointing device).

Группу, разрабатывавшую PUI, возглавлял Алан Кай. Оценивая работы Энгельбарта, он сказал: «Даг попытался стать Генри Фордом компьютерной отрасли. До него были лишь похожие на железные дороги мэйнфреймы, а он попытался придать им индивидуальные черты автомобилей». Кай сотрудничал с еще одной легендарной личностью — Сеймуром Папертом, создателем языка LOGO. Этот язык был первой и весьма успешной попыткой использовать компьютер в образовательном процессе. В начале 70-х Кай построил специальный детский компьютер KiddiKomp и начал эксперименты с мобильными компьютерами. С сентября 1970 года он работал в Xerox PARC, участвовал в проекте Smalltalk. Кая отличало редкое сочетание технической креативности с глубокими гуманитарными знаниями. Его практическая деятельность была стимулирована трудами специалиста в области когнитивной психологии Жана Пиаже. Поэтому, развивая идеи GUI, он вполне естественным образом пришел к созданию Dynabook. Это устройство напоминало современные планшетные ПК, но, естественно, технологии тридцатилетней давности не позволяли материализовать этот проект. Первый Microsoft Tablet PC он охарактеризовал так: «Это первый похожий на Dynabook компьютер, он настолько хорош, что заслуживает критики». В память о несостоявшемся компьютере корпорация Toshiba назвала свои субноутбуки DynaBook.

А прямыми наследниками работ Энгельбарта и Кая стали руководители Apple Стив Джобс и Джеф Раскин. В 1979 году они побывали в Xerox PARC, увидели реализацию WIMP на Alto и вдохновились на создание Apple Macintosh. На этом компьютере графический интерфейс оказался намного более удачным, чем на предшествующей модели Apple Lisa. В 1984 году, когда компания Apple стала основным производителем компьютеров, снабженных графическим интерфейсом, туда на почетную должность перешел и Кай.

Вообще же середина 80-х годов оказалась богата на новые разработки в области GUI. В 1984 году была создана система X Window для Unix (такие ставшие широко известными благодаря Linux интерфейсы, как Motif, Qt или GTK+ появились гораздо позже). Принципы X Window сформулировали сотрудники Массачусетского технологического института Боб Шейфлер и Джим Геттис. Принципы эти были изящны и логичны с точки зрения программирования, но оказались слишком тяжеловесны, если смотреть на них с позиции пользователя. Возможно, поэтому Unix так и не стала массовой операционной системой.

История появления GUI на персональных компьютерах не так однозначна, как может показаться. Добившаяся абсолютной монополии команда Билла Гейтса была далеко не первой на этом поприще: ее намного опередил Гари Килдалл, создатель операционных систем CP/M и DR-DOS. Упустив свой шанс стать партнером IBM — а он вполне мог стать основным разработчиком операционной системы для IBM PC, — Килдалл решил отыграться и предложил свой интерфейс, названный GEM (Graphical Environment Manager). Это случилось в ноябре 1983 года. Windows 1.0 была выпущена лишь весной 1985 года, а по-настоящему работоспособная версия Windows 3.0 появилась еще пять лет спустя, весной 1990-го.

Жизнь не стоит на месте, на очереди — интерфейс с переменным масштабом (Zooming User Interface, ZUI). Его основные достоинства состоят в том, что пользователь получает возможность оперировать объектами. В условиях ZUI эти объекты представляются не в виде привычных окон, а как условные (или реальные) изображения в пространстве. Например, текст может быть представлен в форме какой-то точки. Затем он может быть увеличен до значка, затем — до полной, а потом и до увеличенной страницы. Работы над ZUI в основном пока сосредоточены в университетах. Известен проект Pad++ Нью-Йоркского университета. Аналогичную работу проводит компания GeoPhoenix, непосредственно связанная с Media Lab в МТИ. Большой интерес представляет сотрудничество компании-разработчика браузеров Opera с производителем игр Nintendo. Программный продукт Nintendo DS Browser, выход которого ожидается в конце года, будет первым средством для доступа в Сеть с элементами ZUI.


Гари Килдалл

(1942 — 1994) окончил Вашингтонский университет в 1972 году со степенью доктора философии в области информатики и получил должность профессора в аспирантуре Военно-морских сил США. В этот период он предложил реализации языка программирования PL/1 для процессоров Intel 4004 и 8008, а также сформулировал теорию анализа потоков данных, которая широко применяется в компиляторах языков программирования. В 1973 году Килдалл разработал операционную систему CP/M. В 1976 году он оставил свой пост и основал компанию Digital Research с тем, чтобы продолжать работу над CP/M. В 1977 году CP/M была наиболее популярной ОС. В 1980 году руководство IBM обратилось в Digital Research с намерением приобрести лицензию на эту ОС для процессоров 8088, но получило отказ, после чего корпорация заключила контракт с Биллом Гейтсом. Причин отказа называют несколько — от анекдотических до вполне разумных. До сих пор остается неясным также, не нарушил ли Гейтс авторские права Килдалла. Последний написал 226-страничный меморандум, характеризующий его вклад в создание ОС, но он не опубликован до сих пор. Помимо CP/M Килдалл работал над несколькими экспериментальными проектами, например, образовательной программой Logo.

Стивен Джобс

(родился в 1955 году) был сыном американки и сирийца, в младенчестве усыновленным американской семьей Полом и Кларой Джобс. В 1972 году Джобс поступил в колледж Reed College, из которого был отчислен в первом же семестре. В 1974 году он начал посещать заседания Homebrew Computer Club, а затем устроился на работу техническим специалистом в компанию Atari, главным образом для того, чтобы накопить денег на путешествие в Индию, от которого он ожидал духовного просветления. Это путешествие состоялось, а по возвращении Джобс вернулся на прежнюю работу. 1 апреля 1976 года Джобс со своим давнишним другом Стивом Возняком официально основали компанию Apple Computer. В считанные годы компания вышла в число лидеров компьютерного рынка. Как это бывает с большинством харизматических руководителей, методы руководства Джобса нравились не всем сотрудникам, и в 1985 году в результате конфликта с советом директоров Джобс в знак протеста подал в отставку. В 1986 году он приобрел компанию Graphics Group (позже переименованную в Pixar), а также основал компанию NeXT Computer. 1996 компания Apple купила NeXT за 402 млн. долл., а Джобс вернулся к обязанностям ее генерального директора.

Алан Кай

(родился в 1940 году) получил степень бакалавра в области математики и молекулярной биологии в Университете штата Колорадо, степень магистра в и затем доктора философии в Университете штата Юта. В годы учебы он выступал как профессиональный джаз-гитарист. В 1970 году Кай поступил на работу в исследовательский центр Xerox Park, где быстро стал одним из ведущих разработчиков прототипа сетевых рабочих станций. Он использовал язык программирования Smalltalk. Кай считается одним из «отцов» идеи объектно-ориентированного программирования и собственно названия этого типа языков. Его принято также считать одним из ключевых разработчиков современных графических пользовательских интерфейсов, построенных по оконному принципу. Кай проработал в Xerox PARC десять лет, после чего в течение трех лет занимал пост директора по науке компании Atari. С 1984 года Кай являлся партнером компании Apple Computer до тех пор, пока ее генеральный директор Стив Джобс не упразднил подразделение исследований и разработки. Сейчас Кай возглавляет исследовательский институт Viewpoints Research Institute. Кай — одаренный музыкант, он играет на гитаре и клавишных.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями