Эксперты оценили состояние и перспективы отечественного ИТ-аутсорсинга на международном рынке

Состоявшийся в начале июня в Москве саммит по ИТ-аутсорсингу ROSS 2006 собрал экспертов в этой отрасли бизнеса, как российских, так и зарубежных. Одним из ключевых вопросов саммита стал, собственно, вопрос о состоянии отечественного ИТ-аутсорсинга.

Марк Кобаяши-Хиллари: «Отдавайте России невозможные проекты»

Марк Кобаяши-Хиллари, автор книги Outsourcing to India: The Offshore Advantage, следуя от общего к частному, напомнил аудитории, что, по данным исследований McKinsey, из почти полутора миллиардов рабочих мест в мире только 2,5% могут быть переведены в режим удаленной работы, и лишь малая часть из них — передана в офшор. По его мнению, в ближайшие 10-20 лет лидерами мирового экономического роста будут являться Бразилия, Россия, Индия и Китай. Сильными сторонами России в сфере ИТ-аутсорсинга он считает (многие эксперты на саммите разделили это мнение) большое число потенциальных работников и мощную образовательную систему, а слабыми — отсутствие поддержки со стороны государства, неразвитую инфраструктуру отрасли и возможные проблемы с безопасностью бизнеса. Недостаточно также развиты языковые навыки работников, культурная совместимость с западными заказчиками, а также готовность к глобализации у российских аутсорсеров. Все это, по словам Кобаяши-Хиллари, наводит на мысль: «А хотят ли русские аутсорсинга?» Индийцы определенно хотят. России же, кроме собственно формирования отрасли, необходимо привлечь к аутсорсингу внимание прессы — нужны бизнес-истории успеха.

Немецкий эксперт по проблемам аутсорсинга Йорг Штеммер со своей стороны отметил, что Россия имеет по сравнению с Индией одно преимущество. Это близость в Европе, как географическая, так и, в определенных аспектах, культурная. Россия имеет мощное научное и инженерное наследие в ряде областей, в частности, в аэрокосмической. Однако ее компании меньше индийских, они менее зрелые, и столь же незрелым является отношение закона к данному виду бизнеса. Штеммер считает, что российский аутсорсинг хорош для небольших проектов — нишевых научных или инженерных, в которых часть работ выполняется на месте, а часть в офшоре.

Член правления германской ассоциации ИТ-компаний BITKOM Ульрих Дитц высказал предположение, что российским аутсорсерам стоит не гнаться за увеличением размеров, а сосредоточить усилия на повышении отраслевой компетенции. Бертран Мейер, один из крупнейших мировых экспертов в области программирования, отметил, что сложность программных систем растет экспоненциально, и заниматься их созданием на «любительском» уровне сегодня невозможно. Ключевым фактором успеха ИТ-аутсорсинга становится внедрение стандартов качества процессов разработки. Кроме того, первостепенен вопрос цены: заказчик придет туда, где дешево, но останется он там, где сделают качественно.

По мнению главного редактора eWeek Стэна Гибсона, если речь идет о крупном американском бизнесе, то понимать под аутсорсингом стоит global sourcing, который предполагает возможность гибкого разделения между аутсорсерами процессов, выносимых за пределы компании, что позволяет легче менять поставщика, если это стало необходимо. Подобная ситуация ведет к росту конкуренции аутсорсеров и, как следствие, снижению затрат на их работу для конкретного заказчика. Оборотная сторона медали — рост объема работ для менеджеров последнего. Ключевым требованием заказчиков и поставщиков программного обеспечения в условиях global sourcing является стандартизация — как отношений между собой, так и внутренних практик, для чего могут и должны внедряться такие методологии, как, например, ITIL или CMMI.

Гибсон считает, что в данном контексте Индия остается страной первого выбора для размещения подрядов на аутсорсинг. Она близка к английскому и американскому бизнесу по языковому фактору, к тому же культурный обмен Индии и США осуществляется уже на протяжении многих десятилетий. «Нефть» Индии — это ее огромное население: внутригосударственная специфика приучает индийцев работать много и эффективно. Однако проблема Индии заключается в отсталой системе образования.

Основная же проблема российского аутсорсинга, по мнению Гибсона, — это слабая интеграция в культурный контекст американского бизнеса, начиная от английского языка и заканчивая одинаковым с американским заказчиком пониманием выражения «Да, я сделаю это».

Президент Russian Tech Tour Александр Галицкий высказал мысль о том, что перспективой для России может стать положение заказчика, а не поставщика ИТ-аутсорсинга. Разумеется, для этого необходимо, чтобы труд местного разработчика стоил суммарно больше, чем труд разработчика, например, индийского.

Высказывание экспертов оставило впечатление, что судьба ИТ-аутсорсинга в России пока под вопросом. Разумеется, расцвет его возможен, но он определенно не будет повторять индийский. Специализированный высокоэффективный аутсорсинг потребует мощной кадровой базы и наработки инфраструктуры отрасли. Это тяжелая и нетривиальная работа. «Потянет» ли ее отечественное ИТ-сообщество, покажет время.


Мировая офшорная зона

Индийский экспорт программного обеспечения и услуг в финансовом году, закончившемся 31 марта, достиг 23,6 млрд. долл., увеличившись на 33% по сравнению с предыдущим годом. Об этом сообщила ассоциация National Association of Software Companies (NASSCOM).

Одновременно NASSCOM повысила прогнозируемые показатели роста отрасли в отрасли на текущий год. Предполагается, что объем национального экспорта программного обеспечения и услуг в финансовом году, заканчивающемся 31 марта 2007 года, вырастет на 27-30% и составит 29-31 млрд. долл. Как предполагается, самый значительный вклад в подобный рост внесут проекты электронного управления, а также инвестиции в ИТ в сфере здравоохранения и розничной торговли.

Индия становится крупнейшей офшорной зоной разработки программного обеспечения, размещения контакт-центров и поддержки бизнес-операций. Все больше иностранных компаний заключают договоры об аутсорсинге с индийскими фирмами или создают свои собственные центры разработки и обслуживания в этой стране. Прогнозы, опубликованные NASSCOM, касаются доходов как индийских дочерних предприятий международных корпораций, так и индийских компаний, занимающихся аутсорсингом.

Из общего объема экспорта в завершившемся финансовом году, который закончился 31 марта, экспорт программного обеспечения и связанных с ним услуг вырос на 33% и составил 13,3 млрд. долл., а то время как доходы, получаемые от работы центров телефонного обслуживания и аутсорсинга бизнес-процессов, увеличились на 37% и составили 6,2 млрд. долл. Услуги инжиниринга и экспорт продуктов принесли 4 млрд. долл., что на 27% больше, чем в предыдущем финансовом году.

Доходы от программного обеспечения и услуг на внутреннем рынке выросли на 25%, до 6 млрд. долл.

Согласно данным на 31 марта, в сфере программного обеспечения и сервисов в Индии работает 1,3 млн. человек, из которых 930 тыс. заняты в экспортном секторе. Косвенно же с рынком программного обеспечения и сервисов связаны 3 млн. индийцев.

Как показало исследование, проведенное NASSCOM и компанией McKinsey, доходы Индии от экспорта программного обеспечения и услуг, деятельности контакт-центров и поддержки бизнес-операций будут расти на 25% в год и к 2010 году достигнут 60 млрд. долл. Однако, как подчеркивается в отчете, уже в близкой перспективе страна столкнется с нехваткой 500 тыс. специалистов и ощутит недостаток инфраструктурных ресурсов.

Джон Рибейро, Служба новостей IDG, Бангалор

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями