автоматизированного проектирования, которые стали настолько совершенными, что позволяют обойтись без демонстрации "живых" объектов. Как знать, может быть когда-то будет проводиться виртуальный авиасалон? По крайней мере, первый шаг для этого уже сделан.

На 42-м международном авиасалоне в Ле-Бурже, проходившем с 14 по 22 июня, Dassault Systemes впервые широко представила результат своего сотрудничества с Silicon Graphics и Panoram Technologies - систему Reality Center, объединившую в себе технологии и продукты трех компаний.

Reality Center - это так называемый "визионарий", предназначенный для особой демонстрации реальных объектов в натуральную величину. Зрители этого своеобразного кинотеатра могут с одинаковым успехом осматривать объект снаружи и даже заглядывать внутрь. Кроме того, они имеют возможность не просто наблюдать, но и активно вмешиваться в происходящее на экране.

Основой Reality Center является многопроцессорный суперкомпьютер Onyx2 InfiniteReality производства SGI - один из наиболее мощных на сегодняшний день на рынке. Он позволяет выполнять высококачественную визуализацию сложных объектов в режиме реального времени.

Рассчитанная на Onyx2 четырехмерная (дополнительное измерение - время) цифровая модель "материализуется" с помощью электронной проекционной системы компании Panoram Technologies, создающей полную иллюзию зрительного и звукового "погружения" в виртуальный объект. Проекционная система состоит из широкого полусферического экрана, трех трехлучевых видеопроекторов, создающих изображения (3200х1024 пикселов) в центральной, левой и правой частях экрана, и стереофонического оборудования.

Для всестороннего обследования объекта используется разработанное Dassault Systemes ПО CATIA 4D Navigator. Оно делает "навигацию" интерактивной, позволяя выбирать маршрут осмотра объекта и управлять скоростью движения по этому маршруту. При перемещении наблюдателя относительно объекта 4D Navigator рассчитывает все изменения, необходимые для корректировки изображения на экране.

В качестве объекта демонстрации посетителям салона в Ле-Бурже предлагался Falcon 2000 - первый самолет, созданный фирмой Dassault Aviation целиком на базе системы CATIA. Каждые полчаса на стенде фирмы проходила сопровождавшаяся комментариями десятиминутная экскурсия по виртуальному самолету. Она начиналась с осмотра внешних обводов Falcon, а затем желающие могли открыть дверцу самолета, стоящего на взлетной полосе, и очутиться в полностью оборудованной кабине пилота. Нажав, например, на выключатели, можно было проверить освещение, а если не нравилась обшивка кресел, тут же изменить ее по собственному вкусу. Наконец, имелась возможность осмотреть "внутренние органы" самолета (разводку кабелей, трубопроводы), обычно труднодоступные, когда речь идет о реальном самолете.

К средствам виртуальной реальности обратились и другие участники авиационного салона. В частности, на стенде европейского консорциума NATO Helicopters Industries проходила демонстрация виртуального вертолета NH90, а известный производитель авиационных двигателей - фирма CNECMA - показывала процесс снятия и разборки нового двигателя.

Что дает виртуальное моделирование разработчикам? Как показала практика Dassault Aviation, использование виртуальных моделей обеспечивает экономию средств и позволит ускорить цикл разработки, поскольку освобождает от необходимости создавать физические модели. Кроме того, разработчики получают теперь мощный инструмент для общения с заказчиками, которые могут, познакомившись с еще не существующим изделием, попросить конструкторов внести в него необходимые изменения. При использовании виртуальной модели для этого потребуется всего лишь несколько часов, в то время как раньше корректировка проекта занимала несколько недель.


Несмотря на достоинства системы Reality Center до сих пор никто из фирм-разработчиков авиационной техники не приобрел ее: слишком уж дорогое это удовольствие. Хотя о точной стоимости "визионария" не сообщается, в московских представительствах IBM и Silicon Graphics мне назвали примерную оценку - несколько миллионов долларов.

Система оказалась не по карману даже крупным западным фирмам, в том числе и самой Dassault. Для российских предприятий Reality Center - тем более пока непозволительная роскошь. Вообще об использовании подобного продукта в России говорить пока преждевременно, поскольку, по словам менеджера IBM по маркетингу Сергея Яскевича, с помощью цифрового моделирования у нас пока не создано полностью ни одного сложного изделия.

Одна из причин этого, по-видимому, заключается в малой насыщенности отечественных предприятий рабочими местами САПР. Так, крупнейший пользователь системы CATIA - акционерное общество ГАЗ - имеет всего 150 рабочих мест. Однако, как считает Яскевич, по части применения САПР нижегородские автомобилестроители добились наиболее заметного среди российских компаний успеха: все внешние обводы популярной "Газели" (стекла, бампер и т.д.) спроектированы на базе CATIA.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями