Подразделение крупной компании, отвечающее за работу с внутренними заказчиками, разработку, поддержку и развитие онлайн-сервисов, нуждается в прозрачной и надежной инфраструктуре. Оптимальным способом организации такой инфраструктуры для cлужбы интерактивных проектов информационного телеканала Russia Today (RT) стало использование внешнего центра обработки данных.

Обособление digital-задач

Деятельность RT начиналась с телевещания на англоязычную аудиторию, представляющего российский взгляд на основные мировые события. Сегодня в структуру компании, наряду с английской, входят испанская и арабская редакции, телеканал RT America, вещающий из студии в Вашингтоне, документальный канал RTД, а также глобальное новостное видеоагентство Ruptly. А с 2013 года новостные материалы и программы RT на русском языке появились на сайте russian.rt.com.

С появлением редакций, вещающих на разных языках, перед компанией встали новые задачи: необходимость очень быстро модифицировать несколько новостных сайтов, строгих по дизайну и концепции, параллельно делая яркие и оригинальные спецпроекты, максимально отходя от стандартных шаблонов и сеток. «Наши заказчики (редакции) хотят, чтобы их проекты запоминались и были доступны не только на компьютерах, но и на мобильных устройствах, могли на равных конкурировать с аналогами признанных авторитетов новостной индустрии», — рассказывает Эльвира Чудновская, руководитель службы интерактивных проектов телеканала RT.

В итоге рекламно-имиджевые задачи, решаемые службой интерактивных проектов, были отделены от технических вопросов, оставшихся в ведении ИТ-дирекции, а затем последовало обособление базовой инфраструктуры интернет-сервисов от внутренней инфраструктуры компании.

 

Эльвира Чудновская, руководитель службы интерактивных проектов телеканала RT
«Мы не должны заботиться об инфраструктуре, думая о качестве сервиса для конечного пользователя», Эльвира Чудновская, руководитель службы интерактивных проектов телеканала RT

Путь в ЦОД

С технологической точки зрения суть основного бизнес-процесса, поддерживаемого службой интерактивных проектов, такова: четыре редакции в круглосуточном режиме параллельно загружают на серверы большое количество фото- и видеоконтента, их конвертирование и выдача конечному пользователю должны происходить быстро и без сбоев. Также служба должна обеспечивать онлайн-вещание на всех языковых версиях сайтов.

Требования, которые RT предъявляла к ЦОД, выбирая провайдера, были достаточно стандартны: круглосуточная доступность всех сервисов, надежность физического уровня передачи данных, размещение и обслуживание оборудования со строго оговоренными критериями качества, возможность мониторинга ресурсов, доступность менеджеров, быстрая обработка заявок, а также минимизация совокупной стоимости услуг.

В качестве поставщика услуги размещения оборудования (co-location) была выбрана телекоммуникационная компания Caravan. По надежности ЦОД Telehouse Caravan соответствует категории Tier III+, в его основу положен принцип гермозон — единую систему образуют независимые изолированные друг от друга дата-центры, оснащенные собственными системами жизнеобеспечения и отказоустойчивости. В 2010 году веб-проекты незаметно для пользователей перенесли с серверов RT в ЦОД Telehouse Caravan. Провайдер также организовал гигабитный интернет-канал и канал передачи данных «точка — точка» до офиса компании, который ИТ-специалисты RT используют для работы с оборудованием в ЦОД напрямую, минуя сеть Интернет.

Инфраструктура без забот

Онлайн-ресурсы RT должны выдерживать не только ежедневный наплыв сотен тысяч уникальных пользователей, но и всплески посещаемости (которые зачастую доходят до миллиона человек в сутки), вызываемые срочными новостями. Перебои недопустимы: сайты информационного телеканала должны быстро открываться и быть доступны в любой точке мира.

Стабильность работы интернет-ресурсов обеспечивает грамотно спроектированное архитектурное решение, развернутое на надежной отказоустойчивой платформе. «Мы не можем допустить, чтобы ресурсы перестали работать», — указывает Чудновская. В компании обязательно должен быть организован механизм автоматического резервирования данных, позволяющий оперативно устранять последствия возможных сбоев.

При возникновении особо критичных задач RT, возможно, потребуется резервировать часть систем в дополнительном ЦОД, строить кластеры, настраивать репликацию между системами хранения данных, и дата-центр к этому уже готов.

Главное достоинство сервиса Telehouse Caravan — его незаметность для телекомпании. «Мы не должны заботиться об инфраструктуре, думая о качестве сервиса для конечного пользователя», — отметила Чудновская. — Единожды сконфигурированное специалистами RT решение работает четвертый год практически без сбоев». Правда, иногда cервисы бывают недоступны из-за DDoS-атак.

Оптимизация стоимости услуг

Производителю контента важно понимать, какой тип данных и кому он будет отдавать (локальной или глобальной будет его аудитория), какой предполагается объем трафика и как именно информация будет попадать на компьютер конечного пользователя, требования ко времени отклика и доступности ресурса, насколько допустим простой и сколько он готов платить за устойчивость сайта.

Ответы на эти вопросы позволяют определиться с необходимостью сторонних услуг и выбором их поставщика.

Медиакомпании, которая намерена доносить информацию до огромной аудитории, не обойтись без CDN-провайдера (Content Delivery Network – сеть доставки контента). Удаленность пользователя от сервера влияет на cкорость загрузки страниц интернет-ресурсов. Размещение контента в гео­графически распределенной сетевой инфраструктуре сокращает маршрут передачи данных, убыстряя загрузку сайта. CDN способна ощутимо сократить задержки при передаче данных, а также потери на перегруженных каналах и стыках между ними.

Чтобы гарантировать глобальную доступность эфирных потоков и статических файлов, а также ускорить передачу контента, телеканал RT уже давно сотрудничает с коммерческими поставщиками услуг CDN. При этом компании важно сотрудничество только с крупными провайдерами, сети которых состоят из существенного количества распределенных узлов. Компания-поставщик забирает потоки вещания, кодирует их в необходимые форматы и раздает конечным пользователям через свои многофункциональные платформы, распределив нагрузку между множеством серверов.

Для RT, как и для любой компании, немаловажное значение имеет стоимость сервисов. Летом 2013 года телеканал пересмотрел ряд крупных технических договоров, проверив оптимальность цен на оказываемые услуги и выявив возможности снижения расходов. В том числе рассматривались варианты партнерства с другими ЦОД. Однако, как сообщила Чудновская, изу­чив предложения крупных российских дата-центров, в RT убедились, что по соотношению цены и качества существующий ЦОД продолжает лидировать.

Проблема DDoS

Чудновская уверена, что сотрудничество с компанией-провайдером продолжится. Появились новые задачи — ресурсы RT все чаще подвергаются DDoS-атакам, сервисы сталкиваются с этой проблемой еженедельно. Атаки, продолжительность которых может достигать нескольких часов, отнимают существенную часть пропускной способности интернет-канала, практически блокируя доступ к ресурсу конечному пользователю.

Предотвращение атак и минимизация их последствий стали частью повседневной работы cлужбы интерактивных проектов RT. Возможными способами решения этой проблемы могут стать резервирование и дублирование канала к ЦОД Telehouse Caravan, децентрализация обработки запросов к наиболее загруженным ресурсам. Кроме того, служба тесно сотрудничает с «Лабораторией Касперского», которая постоянно наблюдает за трафиком сервисов RT, предупреждая о подозрительной активности и начале атак.

«Со временем мы надеемся выработать универсальное решение, обеспечивающее бесперебойную работу всех интернет-сервисов компании», — говорит Чудновская.