Михаил ЗыряновВ одном из недавних отчетов аналитики Forrester отметили, что проникновение мобильных решений в корпоративные ИТ достигло таких масштабов, что руководителям компаний уже пора задуматься о создании службы мобильных технологий. Нужна ли такая служба и менеджер какого уровня должен ее возглавлять?

Андрей Кельманзон, директор по ИТ компании «Роснано», уверен, что разработка и реализация мобильной стратегии — это исключительно прерогатива руководителя, отвечающего за развитие ИТ в целом, поэтому вводить должность директора по мобильным технологиям нецелесообразно. Тем не менее в рамках ИТ-подразделения может быть выделено «мобильное» направление. «Мобильные технологии не способны существовать в отрыве от корпоративных бизнес-приложений, это их неразрывная часть», — поясняет Кельманзон. Менеджеру, который будет отвечать за мобильные технологии, следует концентрироваться не только на собственно технологиях, но и на анализе имеющихся в организации информационных потоков: в первую очередь следует поддержать те из них, что используются при принятии важных управленческих решений.

По мнению Вячеслава Наумова, занимающего в компании Kimberly-Clark должность руководителя департамента ИТ стран Восточной Европы, при решении вопроса о создании службы мобильных технологий следует оценивать, насколько они задействованы в бизнесе компании, в какой степени они важны для развития продаж и смогут ли дать бизнесу уникальные конкурентные преимущества. Если мобильные технологии — существенный компонент бизнеса, то со временем в структуре компании может появиться топ-менеджер, отвечающий за их развитие. Вероятнее всего, он будет подчиняться вице-президенту по инфраструктуре.

Там, где мобильные технологии занимают очень важное место, этими вопросами должен заниматься отдельный директор, во многих других компаниях достаточно менеджера менее высокого ранга, считает Сергей Потапов, директор департамента ИТ группы компаний «ПИК». Круг полномочий «мобильного» руководителя, должен охватывать, с одной стороны, выстраивание бизнес-процессов, в которых мобильные технологии играют важную роль и требуется согласование всех участников процесса, и с другой — собственно технологии: обеспечение безопасности, доступности мобильных решений, интеграции с другими ИТ и пр. Если есть CIO, отвечающий в том числе за операционную эффективность компании, то директор по мобильным технологиям должен подчиняться ему. Если в организации есть топ-менеджер, отвечающий за операционную эффективность бизнеса (Chief Operation Officer), то директор по мобильным технологиям должен находиться в его подчинении. В любом случае позиция директора обязывает оперировать вопросами бизнес-эффективности.

С мнениями ИТ-руководителей соглашается и Сергей Орлик, директор Центра корпоративной мобильности компании «АйТи»: «Все зависит от масштабов и значимости решаемых задач, комплексности инициатив, оргструктуры и корпоративной культуры компании, количества сотрудников, охваченных мобильными технологиями». Если они очень важны для бизнеса, то компания, вероятно, разработает долгосрочную программу действий в этой области и назначит директора, ответственного за ее реализацию. «Его следует рассматривать как руководителя программы проектов, обладающего большими полномочиями и отвечающего за результат многолетней инициативы, нацеленной на обеспечение мобильной работы сотрудников. На него лягут и все заботы по поиску компромиссов между интересами разных подразделений и топ-менеджеров», — поясняет Орлик. В целом все, что касается мобильной деятельности и мобильных рабочих мест, должно считаться составной частью ИТ-инфраструктуры и бизнес-ландшафта. В противном случае велик риск появления «теневых» ИТ, которые будут развиваться независимо от ИТ-департамента.