Вопреки бравым заявлениям менеджеров-продавцов, облачные вычисления на поверку вовсе не являются панацеей и не заменят все и вся. Это лишь очередная технология и одновременно возможность приобрести ИТ-услуги. Уже сейчас предложения облачных сервисов начинают менять ситуацию на ИТ-рынке. Анализ этих изменений стал главной темой круглого стола «Партнерский ландшафт в условиях облачных отношений» в рамках Международного форума «Мир ЦОД 2011».

Если раньше вендоры и поставщики решений работали с конечными заказчиками в основном через партнеров — в первую очередь системных интеграторов, то сейчас вендоры все чаще предлагают заказчикам свои продукты и услуги напрямую. Кроме того, на заказчиков выходят коммерческие ЦОД. Впрочем, сами вендоры начинают более активно развивать партнерские отношения с коммерческими ЦОД, а не с интеграторами. Подобные изменения требуют новых компетенций от всех участников рынка ИТ-услуг, в том числе от представителей заказчиков — ИТ-директоров и ИТ-менеджеров.

CIO и облака

Нынешние ИТ в большинстве своем не предназначены для решения новых задач в новых средах. (На мой взгляд, наиболее ярко это проявляется в технологиях и средствах информационной безопасности: традиционные средства, как правило, оказываются неэффективными или вообще бесполезными в виртуальных или облачных средах.) Следовательно, должны появиться технологии, призванные уменьшить новые риски.

«Уже сейчас многие заказчики готовы построить фрагмент своей инфраструктуры в частном облаке», Алексей Собкевич, руководитель дирекции сетевых продуктов Orange Business Services

На сегодняшний день облака могут предоставить быстрый доступ к ИТ-инфраструктуре, соответствующей текущим потребностям бизнеса, минуя долгий период поставки техники, установки, настройки и пр. Также они способны обеспечить возможность опе-

ративно расширить доступную ИТ-инфраструктуру и вычислительные мощности в периоды пиковых нагрузок или для проведения каких-либо работ в фиксированный промежуток времени (например, для тестирования доработок, новых версий и пр.). Кроме того, облака позволяют отказаться от части технического персонала (системных администраторов, технических работников) за счет передачи этих функций на аутсорсинг. Как следствие, это приведет к снижению капитальных затрат. При этом не стоит рассчитывать, что облака смогут заменить CIO в части разработки стратегии развития ИТ в компании, выбора и внедрения прикладных программ и пр.

Одна из оживленно обсуждаемых сегодня тем — изменение роли CIO. Не секрет, что во многих организациях бизнес воспринимает ИТ-департамент как центр затрат, обеспечивающий поддержку компьютеров и постоянно просящий какие-то деньги. Зачастую требования бизнеса к ИТ-службе сводятся к простой формуле: чтобы все работало и в следующем отчетном периоде обходилось дешевле, чем в прошлом. С другой стороны, внешние поставщики ИТ-услуг разворачивают агрессивные маркетинговые кампании, пытаясь убедить бизнес в том, что ему больше не нужны штатные ИТ-специалисты, поскольку можно все необходимое приобрести в облаке. CIO должны воспользоваться ситуацией и на основе бизнес-стратегии выстроить ИТ-стратегию, в рамках которой деятельность ИТ-службы будет представлена как бизнес по оказанию ИТ-услуг внутренним и, возможно, внешним заказчикам. ИТ-служба анализирует платежеспособный спрос со стороны бизнеса, оценивает затраты, которые потребуются для его удовлетворения, и предоставляет требуемые продукты и услуги, а излишки, если они будут, может продавать на сторону. Облака при этом являются очень хорошей платформой, которая помогает капитализировать переход к этому процессу. Не случайно ведущие телекоммуникационные компании планируют предоставление облачных услуг внешним клиентам.

По мнению Алексея Собкевича, руководителя дирекции сетевых продуктов Orange Business Services, в традиционных решениях приобреталась инфраструктура, которая в дальнейшем разворачивалась в корпоративной среде с помощью интеграторов. Сегодня смелые предложения облачных услуг простираются от передачи в облако серверных ресурсов до управления приложениями. Правда, здесь есть ряд проблем, которые предстоит решать. «Мы не раз слышали, что многие приложения нельзя передавать в облако. Наши клиенты тоже склоняются к тому, что большинство бизнес-приложений должны жить исключительно на своих ресурсах и не могут быть переданы в облако. Тем не менее уже сейчас многие заказчики готовы построить фрагмент своей инфраструктуры в частном облаке на своей площадке, — рассказывает Собкевич. — Если облачный ЦОД находится далеко от заказчика, то для предоставления услуги подобного класса в первую очередь создается детальная спецификация требований заказчика и возможностей провайдера по их удовлетворению. Для управления лицензируемыми программными решениями существует стандартный каталог цен, а за его рамками — предложения для создания уникальных услуг».

«Облако — это всего лишь еще один инструмент реализации бизнес-стратегии. Следовательно, содержание бизнес-процессов никак не должно быть связано с проникновением облаков в корпоративную среду. Детали поддержки бизнес-процессов определяются в первую очередь особенностями бизнес-логики, а не тем, какую технологию или ИТ-методологию использует ИТ-департамент. А значит, логическая архитектура информационных систем тоже не должна сильно измениться, — считает Михаил Козлов, управляющий партнер компании «Развитие бизнеса/Ру». — Появятся блоки управления, которые обеспечат интеграцию и автоматизацию для обмена данными между облаками. Все это свидетельствует в пользу того, что основные задачи CIO остаются такими же, какими и были».

Место в ИТ-цепочке

Очевидно, что все или почти все производители так или иначе будут связаны с облаками. Многие уже сейчас в срочном порядке адаптируют свои продукты и технологии к особенностям облачных сред и обеспечивают работоспособность предлагаемого ПО в новых ИТ-ландшафтах. Все это серьезно беспокоит дистрибьюторов, поскольку они считают, что облака несут серьезную угрозу их бизнесу.

«Между нынешним состоянием практик и тем идеальным состоянием, когда отраслевые экспертизы станут облачными, остается несколько шагов, не пройденных производителями ПО», Руслан Заединов, заместитель генерального директора, руководитель направления центров обработки данных компании «Крок»

С этими опасениями можно согласиться, но только отчасти. Скорее всего, умная дистрибуция трансформируется в новую форму, но принципиально не изменится. Облако — это концентрация технологий, а технологии предлагаются разными поставщиками. Далеко не всякому заказчику удобно приобретать технологии напрямую у сотни вендоров. В данном контексте уместна аналогия с аптеками: любая аптека может закупать лекарства напрямую у производителей, и сами производители не против такого формата, но ни одна аптека так не работает, потому что заинтересована в том, чтобы закупать очень широкий ассортимент лекарств, но закупать их у множества поставщиков напрямую неудобно.

Аналогичным орбразом можно оценить и изменения, которые облачная эра несет интеграторам. Облака для них — большой подарок! В современных ЦОД используются сотни наименований различных продуктов — аппаратных и программных. И чтобы они успешно работали, необходимо интегрировать их между собой. Таким образом, облака увеличат спрос на услуги интеграции внутри облаков, между облаками, а также на сами облачные услуги, предоставлять которые интеграторы тоже вполне могут. В России процесс этот уже пошел.

Кроме того, очень важно не упустить из виду отраслевые компетенции интеграторов, которые накоплены ими за долгие годы и «полировались» на множестве проектов. Пренебрегать этим капиталом было бы просто преступно. Впрочем, можно предположить, что рано или поздно и отраслевые компетенции найдут свое выражение в облаках.

Впрочем, Руслан Заединов, заместитель генерального директора, руководитель направления центров обработки данных компании «Крок», к оценкам подобных перспектив относится сдержанно. По его мнению, между нынешним состоянием практик и тем идеальным состоянием, когда отраслевые экспертизы станут облачными, остается несколько непройденных шагов, в первую очередь не пройденных производителями ПО: «Во всех наших облачноподобных проектах присутствуют «тяжелая» часть, например банковская АБС, и «легкая» — многочисленные серверы приложений, то, что обычно масштабируется горизонтально. Грань между этими решениями в части их требований к ИТ-инфраструктуре оказывается почти непреодолимой. Нам приходится исхитряться, чтобы удовлетворить требования заказчика, который желает сделать свою инфраструктуру более однородной и при этом сократить расходы. Приходится самим изобретать коннекторы, связывающие облачные и традиционные системы. Поэтому тема перенесения в облако отраслевых экспертиз на сегодняшний день находится на втором плане».