Облачные услуги: заказчики ждут подвоха

По оценкам J'son & Partners, озвученным на форуме «Мир ЦОД 2011», российский облачный рынок составляет около 130 млн долл., из них лишь 700 тыс. долл. приходится на услуги аренды вычислительных мощностей (IaaS).

На сегодняшний день подавляющее большинство российских предприятий — 86% — не используют облака. В случае же выбора этой категории услуг главными факторами становятся скорость развертывания, расширение возможностей, снижение операционных издержек и отказ от капитальных затрат. Стоимость услуг, вопреки распространенному мнению, не является доминирующей причиной ухода компаний в облака. Вместе с тем, как подчеркнул Владимир Карпенко, старший аналитик J'son & Partners, финансовый фактор является для облачного рынка одним из барьеров: заказчики не верят в озвученную провайдерами тарификацию, ожидая подвохов.

Как правило, услуги IaaS используются для Web-проектов и почтовых серверов, чуть реже — для процедур резервного копирования и восстановления данных. При этом сумма каждого из заключенных контрактов крайне мала, что и объясняет мизерный объем рынка. К таким услугам чаще всего прибегают частные лица и мелкий бизнес и крайне редко — средние и крупные организации.

Тем не менее в J-son & Partners прогнозируют, что к 2013 году объем российского облачного рынка вырастет вдвое — до 260 млн долл., и при этом сегмент IaaS может «разбухнуть» в 80 раз — до 56 млн долл.

«В последнее время российскими компаниями часто обсуждается возможность аренды ЦОД за границей», — озвучил Карпенко еще одну тенденцию. Зарубежные поставщики зачастую предлагают вполне конкурентоспособные цены, а по качеству сервиса они намного впереди. Однако крупным компаниям использовать такой подход проблематично в силу законодательных причин. Поэтому большинство заказчиков вынуждены пользоваться услугами отечественных провайдеров.

«Разместить вычислительные мощности за рубежом хотят не более 10% клиентов, и роста в этом направлении нет», — не согласен Владимир Лобанов, директор по развитию Linxdatacenter. При этом, как правило, арендованные мощности используются для создания резервного ЦОД международными компаниями, работающими на российском рынке. Таким образом, скорее всего речь идет о страховке на случай дестабилизации ситуации в России.

 

Непрерывность бизнеса «проникает в умы руководства»

ИТ-департаменты российских компаний финансового сектора все чаще сталкиваются с необходимостью обеспечения непрерывности деятельности организации. Исследование, проведенное KPMG, было призвано выяснить, насколько сильно идеи непрерывности бизнеса проникли в умы руководства компаний. Как оказалось, около половины опрошенных компаний в качестве стратегической цели обеспечения непрерывности бизнеса установили именно восстановление бизнес-процессов, и лишь 13% ограничились задачами восстановления ИТ-сервисов.

Таким образом, тематика непрерывности бизнеса имеет серьезную поддержку со стороны руководства компаний. Показателем этого является достаточно высокий процент (около 70%) компаний, имеющих спонсорство таких инициатив на самом высоком уровне — собственников бизнеса и топ-менеджмента. Тем не менее мало кто, разве что кроме бывших военных, уделяет достаточно внимания вопросам резервирования.

Причинами наиболее частых рисков, вызывавших сбои в работе компаний, были названы отключение электроэнергии, сбой работы ИТ-оборудования, телекоммуникационных систем, а также человеческий фактор и сбои при обновлении ИТ-систем. Для их устранения 42% компаний в ближайшее время планируют прибегнуть к услугам коммерческого ЦОД в качестве резервного. Собственный резервный центр имеют 25% — естественно, в большей степени это относится к крупному бизнесу. При выборе стороннего ЦОД компании пока в первую очередь ориентируются на стоимость услуг и только затем смотрят на уровень надежности.

Интересной тенденцией является то, что в зарубежных компаниях обеспечение непрерывности бизнеса не входит в сферу ответственности ИТ, в большинстве случаев это задача генеральных директоров и риск-менеджмента. В российских компаниях наблюдается обратная картина, что зачастую снижает бизнес-поддержку проектов.

«Очевидно, что проблемы обеспечения непрерывности бизнеса и восстановления данных крайне актуальны для финансового сектора», — говорит Николай Легкодимов, старший менеджер отдела управления рисками KPMG в России. В большинстве случаев вопросы обеспечения непрерывности сфокусированы главным образом в области информационных технологий. Именно ИТ сегодня является локомотивом развития инициатив, связанных с непрерывностью. Очевидна зависимость бизнеса от эффективной работы ИТ-инфраструктуры, непрерывность работы бизнес-приложений стала вопросом жизнеспособности компаний. «Фокус на ИТ как основе непрерывности бизнеса создает высокий потенциал как для провайдеров услуг ЦОД, так и для поставщиков услуг по поддержке приложений и ИТ-инфраструктуры», — считает Легкодимов.

Разумеется, для обеспечения непрерывности бизнеса обязательно наличие резервного ЦОД, однако только его существования недостаточно. Необходимо создавать полноценные резервные операционные центры, откуда может вестись работа сотрудников в критических ситуациях. В противном случае план непрерывности бизнеса не будет работать, а солидные средства, вложенные в его создание, практически будут выброшены на ветер.

«Ключевое звено обеспечения непрерывности бизнеса — именно создание резервного операционного центра», — говорит Леонид Смирнов, начальник управления банковской безопасности HSBC. Это стабилизатор, обеспечивающий реальное реагирование на чрезвычайные ситуации. Как известно, банковская сфера — одна из самых зарегулированных отраслей, предъявляющих высочайшие требования к живучести участников рынка. На игроков воздействуют три группы критериев: нормативные, корпоративные и репутационные. Нормативные критерии — это минимальные требования к обеспечению непрерывности бизнес-процессов, предъявляемые со стороны Банка России. Корпоративные требования, как правило, несколько шире: они направлены на возможность выполнения своих обязательств внутри банковской группы. Наиболее желательным критерием является репутационный — это способ показать рынку свою надежность независимо от форс-мажорных событий.

«Одним из важных требований современного бизнеса является обеспечение непрерывности, причем с минимальными начальными инвестициями», — подчеркивает Руслан Заединов, заместитель генерального директора компании «Крок». Как избежать крупных капитальных затрат? Ответ очевиден: лизинг, аренда, облако. Именно поэтому на рынке коммерческих ЦОД появилась новая аббревиатура — DRaaS (Disaster Recovery as a Service). Для обеспечения непрерывности бизнеса как минимум нужны резервный ЦОД и обученный персонал. Эти функции вполне можно отдать в руки провайдеров.

Более того, стремление уберечь уже вложенные заказчиками средства в инфраструктуру ведет к появлению весьма интересных предложений — вплоть до того, что существующее оборудование выкупается провайдером, либо включается в состав предлагаемого решения.

Ведущий рубрики — Николай Смирнов. Блог обозревателя: http://blogs.osp.ru/users/nikas77

 

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF