Помимо достаточно массовых решений для автоматизации, рассчитанных на отраслевые сегменты, существует немало таких, которые ориентированы на очень узкие ниши, а потому мало известны широкому кругу пользователей. Об одном из таких решений, предназначенных для автоматизации типографского бизнеса, рассказывает Михаил Ниссенбаум, начальник отдела автоматизации управления и экономики типографии «Наука».

Как кризис сказался на приоритетах автоматизации вашей типографии?

Кризис оказал очень серьезное влияние на типографский бизнес — тиражи снизились, а конкуренция существенно выросла. Кризис привел к тому, что издательства большую часть маржи при изготовлении полиграфической продукции стали оставлять себе, а цены на саму продукцию снизились. Многие типографии были вынуждены переехать на периферию, где издержки меньше, поэтому есть возможность предложить клиентам более низкие расценки. Московским типографиям очень непросто конкурировать с иногородними, несмотря на то что их качество может быть и ниже.

У нас своя ниша — мелкотиражное производство. Если тираж невелик, то заказчики, скорее всего, не поедут на периферию забирать свой заказ, так как транспортные издержки не оправдают экономии на производстве. Мы вынуждены выполнять малые тиражи, обеспечивая при этом высокое качество. (Кстати, как правило, именно малые тиражи предполагают более высокое качество.) Информационная система должна нам позволить выбрать оптимальную тиражность, технологию изготовления и схему взаимодействия с заказчиком.

Не исключено, что нам придется переехать из центра Москвы и вынести производственные мощности туда, где затраты на всю инфраструктуру будут существенно ниже. Возможно, в центре останется офис для встреч с заказчиками, а вся информация о необходимых работах будет передаваться с применением средств удаленного доступа, которые также будут реализованы в функционале информационной системы.

 

Чем объясняется то, что ваша компания не использует готовые коммерческие решения, почему вы разрабатываете систему самостоятельно?

В 2000 году, когда мы начинали заниматься нашей системой «Адъютант», готовых решений, пригодных для нашей типографии, не было. Сегодня система уже вышла за рамки одного только нашего предприятия. Благодаря тому что она внедрена в других типографиях, в ней учтены потребности целого ряда предприятий отрасли. Следовательно, внутри системы аккумулирован опыт и методики множества типографий. Иными словами, группа типографий уже имеет возможность обмениваться своим опытом через систему. Этим она и отличается от коробочных версий. Кроме того, апробация самого решения сводится к тому, что оно будет изучено на практике группой квалифицированных специалистов. При этом мы не занимаемся продвижением на рынок нашей системы как полновесного коммерческого продукта. Первостепенная задача — удовлетворить потребности нашей типографии.

 

Насколько высока вероятность, что появятся зарубежные программные решения, которые сформируют свой рынок?

Каждая типография уникальна. Даже если стоит одинаковое оборудование, то используется оно по-разному. Средний возраст оборудования на российских полиграфических предприятиях составляет 20–25 лет. Как правило, это бывшее в употреблении оборудование, когда-то стоявшее в зарубежных типографиях. Все это приводит к тому, что самые передовые западные программные решения, во-первых, обойдутся значительно дороже, а во-вторых, не способны учесть специфику отечественных типографий.

Кто-то, вполне возможно, купит и готовый продукт. В этом случае для его адаптации под свои требования типографии придется содержать собственный штат программистов. Для модернизации такого продукта понадобится многочисленная команда высококвалифицированных, а значит дорогостоящих, специалистов. Чтобы приобретение западного продукта было целесообразным, он должен полностью соответствовать потребностям типографии, а это возможно лишь в случае, когда покупается готовая типография под ключ, вместе с которой новый владелец получает и систему управления ею, при этом какие-либо отклонения от базовых настроек запрещены. Но подобных прецедентов в России крайне мало.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF