«Электронное правительство — это не миф, а неизбежность информационного общества. Люди все больше зависят от информации, которая становится ресурсом, сравнимым по значимости с сырьем и энергией», Александр Селютин, референт главы Республики Коми

     Место, занимаемое Республикой Коми в рейтинге информатизации, далеко не первое, но скачок с 56-го на 36-е место, который удалось сделать всего за четыре месяца этого года, нельзя не отметить. Реально процесс «информационной перестройки» начался в республике всего год назад, с приходом нового руководителя региона Вячеслава Гайзера. Нельзя сказать, что до этого в Коми дела обстояли совсем плохо. Были свои информационные системы, свои у каждого ведомства, были и очень неплохие локальные разработки, часто поддерживаемые из последних сил. В целом же все функционировало по принципу «лоскутного одеяла».
     Население Республики Коми меньше миллиона человек, расстояние же между населенными пунктами может превышать сотню километров. Низкая транспортная связанность, малая плотность населения с вкраплениями высокотехнологичных «анклавов», преимущественно нефтегазовых, моногорода и наследие ГУЛАГа — Воркута. На территории есть и крупные промышленные города с весьма высоким технологическим уровнем, и заброшенные поселки. В Сыктывкарском госуниверситете дает отличную подготовку факультет информационных технологий (располагающий даже своим суперкомпьютером с процессорами Tesla), и его выпускники, особенно в области информационной безопасности, котируются в регионе, да и за его пределами, весьма высоко. Все это вместе обусловливает особенности информатизации в республике.

Цели
     В Коми к информатизации подошли не столько со стороны автоматизации, сколько со стороны построения информационного общества. В Концепцию информатизации, принятую в республике в прошлом году, заложили принцип «трех “У”»: уверенности, уважения, удобства — уверенности граждан во власти, взаимного уважения граждан и власти, удобства граждан во взаимоотношениях с властью. «Это три кита, на которых строятся взаимоотношения граждан и власти. И электронное правительство — тот инструмент, который позволяет эти принципы реализовать, — говорит Александр Селютин, референт главы Республики Коми, курирующий и координирующий процессы информатизации. — Электронное правительство — это не миф, а неизбежность информационного общества. Все больше и больше люди зависят от информации, которая становится ресурсом, сравнимым по значимости с сырьем и энергией». И привычная бюрократическая машина становится не только тормозом, но и источником социальной напряженности. Какими бы хорошими ни были чиновники, их «бюро» и «столы» оказываются заваленными тоннами документов, которые они уже не в состоянии быстро и качественно отработать. «Сейчас в России строится сервисное государство — государство, ориентированное на предоставление услуг своим гражданам. Сервисное государство в современных условиях не может быть построено без информатизации всех направлений деятельности», — считает Селютин.

Базис информатизации
     Чтобы достичь заявленных целей, необходимо иметь основу. Во-первых, по мнению Селютина, необходима методологическая база для построения и реализации всех процессов. Сегодня у каждой реализуемой задачи есть свое место в общей «картине мира», есть связи и взаимовлияния между задачами, установлены приоритеты. «Задача методологов — разработать общую архитектуру, генеральный план как информационного общества, так и отдельных систем, отслеживать исполнение этого плана, а также увязывать инициативы, потребности, проекты и сервисы, — говорит он. — Наша задача — выстроить единую работающую информационную систему».
     Во-вторых, необходимы правовые основы и нормативно-методическая база, для чего были внесены необходимые изменения в региональное законодательство, разработаны необходимые регламенты, для обеспечения деятельности оператора электронного правительства разработана и внедрена сервисная методология.
     В-третьих, необходимо сформировать организационные структуры и выстроить процессы управления. Организационная структура управления информатизацией, в общем, стандартна для большинства регионов, хотя и имеет некоторые особенности. Оператор электронного правительства создан на базе республиканского Центра информационных технологий, который, помимо собственно сервисных и технологических функций (часть из которых со временем планируется передать на аутсорсинг местным организациям и предприятиям), осуществляет научно-исследовательскую и научно-техническую деятельность. Работы в области математического моделирования социально-экономических и общественно-политических процессов и структур, социальных сетей в реальном обществе ведутся в сотрудничестве с крупными вузами Сыктывкара. В отдельную структуру выделен Центр безопасности информации, выполняющий также функции республиканского удостоверяющего центра. Это нестандартное решение обосновывается необходимостью отделения функций по эксплуатации и развитию ИТ-инфраструктуры от задач обеспечения информационной безопасности. Еще одна особенность, которую редко можно встретить в российских государственных структурах, — наличие в управлении ИТ администрации отдела проектного управления и отдела методологии.
     Следующая составляющая — техническая и технологическая инфраструктура. Сейчас в столице республики функционирует опорная сеть передачи данных органов власти, но это решает только часть проблем. Крупные города и населенные пункты имеют широкополосный доступ в Интернет, но вопрос с подключением всех муниципальных образований и поселений на их территории еще предстоит решить. Большая территория, разбросанность и удаленность населенных пунктов существенно осложняют задачу. Сейчас в республике прорабатываются различные варианты организации доступа в сеть для удаленных и труднодоступных поселений, в том числе организация спутниковых каналов связи, использование широкополосных радиоканалов по технологии Wi-Max. Ликвидация «цифрового неравенства» — одна из основных задач на ближайшие годы.
     И наконец, образовательная и профессиональная, кадровая база информационного общества. Базовые навыки должны получить все конечные пользователи. Все республиканские и муниципальные чиновники должны пройти подготовку для работы с ведомственными информационными системами, межведомственным электронным документооборотом, системами предоставления государственных и муниципальных услуг. Нужны и свои высокопрофессиональные ИТ-специалисты. Сейчас в Коми запускается комплекс мероприятий, направленных на решение этих задач.

Результаты
     На построение базиса ушло около полугода. «На первом этапе задача состояла в построении “скелета” будущего электронного общества, на который потом можно наращивать “мышцы” — конкретные информационные системы. Иначе “мышцы” оказываются ни к чему не прикрепленными и не могут выполнять свои функции. Сейчас эта основа создана, более того, начинает делать первые рабочие движения», — рассказывает Селютин.
     Как и в большинстве регионов, в республике функционирует портал госуслуг (он построен на платформе группы «Армада»), часть которых уже предоставляется полностью в электронном виде. Пока таких услуг не много, но уже в ближайшие месяцы их должно стать больше 20. В республике завершено шесть проектов и в стадии исполнения находятся еще 28, в частности, стартовал проект по внедрению универсальной электронной карты. Разработана концепция информатизации в здравоохранении республики, завершается разработка аналогичных концепций для культуры и образования.

Технологии и методы
     В техническом и технологическом плане решения, применяемые (и планируемые к применению) в Республике Коми, в целом лежат в общем русле развития: доменная структура сети, каталоги LDAP, управление сервисами на платформе Microsoft System Center. Активно применяется виртуализация на платформе VMware. В перспективе все основные сервисы будут предоставляться в «облачном режиме», для этих целей развертывается Центр обработки данных органов власти республики. Введен сервер лицензирования KMS. В качестве СУБД используется в основном «джентльменский набор» — Microsoft SQL Server, Oracle, MySQL.
     Ядро сети построено преимущественно на решениях Microsoft, но в ряде случаев используются и Linux-решения. При проектировании сети частично используются подходы NGOSS (New Generation Operations Support System), хотя основные ИТ-процессы описываются в рамках ITIL/ITSM в связке с рекомендациями COBIT.
     Методология ITIL/ITSM активно задействуется в республике. Внедрены базовые процессы — управления обращениями/инцидентами, внедряются процессы управления изменениями, конфигурациями, доступностью. Функционирует Service Desk. Разработана техническая политика и политика информационной безопасности.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF