По признанию большинства экспертов, программа «Электронная Россия», действовавшая до 2010 года, фактически провалилась. С 2011 года начала действовать новая программа «Информационное общество», рассчитанная до 2020 года. Правительство России планирует выделить из бюджета на ее реализацию порядка 88 млрд руб. Ожидается, что из других источников ежегодно будет поступать до 250 млн руб. и еще около 200 млрд из внебюджетных средств (в основном на развитие сетей широкополосного доступа, построение сетей связи 3-го и 4-го поколения), а также из региональных бюджетов. Именно с реализацией этой программы, политической волей и появившимся общим видением результатов эксперты связывают надежды на успех информатизации.

Первоначальный перечень услуг, которые должны предоставляться в электронном виде, включал 74 услуги. Первая версия портала госуслуг, как одного из ключевых элементов проекта создания в России «электронного правительства», была открыта 5 декабря 2009 года. За прошедший 2010 год на портале было зафиксировано более 1,5 млн заявлений в электронном виде, и сегодня количество зарегистрированных пользователей составляет около 1 млн человек. В соответствии с распоряжением Правительства России единственным исполнителем ряда мероприятий программы в части создания инфраструктуры «электронного правительства», а также формирования национальной российской платформы облачных вычислений является Ростелеком. Представленная недавно компанией новая версия портала позволяет получить 79 госуслуг с любого устройства пользователя, подключенного к Интернету. С начала 2011 года все региональные услуги представлены на портале. Для упрощения порядка их оплаты Ростелеком и банк «ВТБ24» подписали соглашение о партнерстве, в рамках которого создается система оплаты услуг и организуется процесс выпуска и обращения универсальной электронной карты.

Основным стимулом к информатизации регионов сегодня является требование обеспечить межведомственное взаимодействие в процессе оказания услуг: с 1 июля госорганы будут не вправе запрашивать у граждан информацию, содержащуюся в базах данных других ведомств. Они должны будут делать это сами, предоставляя услугу в комплексном виде, а значит, к этому времени все элементы системы должны быть совместимы и интегрированы. Сегодня уже утверждены правила взаимодействия и обеспечения совместимости систем. Но по состоянию на март месяц к этому готовы были только 10 регионов, остальные же испытывают немалые трудности не столько с финансированием, сколько с отсутствием достаточного количества квалифицированных специалистов.

Откорректировал

Финансовый кризис внес коррективы во все ИТ-бюджеты. Объем госзаказа на ИТ в 2009 году, по оценкам некоторых экспертов, сократился на 60–70%. Основным итогом 2010 года стала активизация работы в сфере информатизации на федеральном уровне и, как следствие, на региональном и муниципальном. Это связано с окончанием в 2010 году ФЦП «Электронная Россия» и с повышенным вниманием к этим проблемам со стороны руководства страны. «Проведенные в рамках “Электронной России” работы, особенно НИОКР, даром не прошли: появилось понимание того, что делать и как, — считает Михаил Камнев, заместитель руководителя аппарата, начальник управления ИТ Правительства Курганской области. — В конце 2009-го и в 2010 году интенсивно создавалась нормативно-правовая база информатизации, и теперь есть обязанность и насущная потребность использовать ИКТ».

По мнению Александра Селютина, референта главы Республики Коми, курирующего вопросы информатизации, кризис помог информатизации регионов. Автоматизация частных задач, хаотично перемешанных без учета состояния и требований всей системы в целом, — в этом заключалась основная проблема региональных проектов. «Возникло понимание необходимости реального управления, необходимости предоставления реальных и востребованных сервисов», — подчеркивает он.

«Основным сдерживающим фактором на пути развития ИТ в большинстве регионов стали финансовые трудности 2010 года. В то же время, стоит заметить, что отчасти благодаря этому регионы научились выбирать оптимальные по цене и качеству ИТ-решения. В 2010 году многими регионами сделаны значительные шаги к успеху в плане построения электронного правительства», — считает Сергей Барановский, начальник управления телекоммуникаций и безопасности Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области. В Омской области на настоящий момент фактически завершилось построение Единой системы электронного документооборота органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, окончательно сложилась телекоммуникационная инфраструктура, созданы Государственный удостоверяющий центр и официальный интерактивный портал. Портал государственных услуг на основе программной платформы IBM Websphere запущен в промышленную эксплуатацию в Ямало-Ненецком автономном округе. Портал госуслуг был создан в рамках информационной системы «Госуслуги» Республики Коми, включающей также межведомственный электронный документооборот и ведомственные информационные системы.

Проекты

Характерным явлением прошедшего года стало повышение внимания к системам электронного документооборота. Поскольку внимание со стороны руководства страны к автоматизации процессов взаимодействия органов власти не ослабевает, органы управления всех уровней автоматизируют внутренний документооборот.

У компании «ЭОС» и ее партнеров было особенно много работы. Завершено внедрение системы «Дело» в Государственной Думе Ставропольского края и Курганской областной. Расширяют на большее число объектов систему в Ставрополе. Также в Ставропольском крае внедрен программный комплекс «Архивный фонд», автоматизирующий учет кино-, фото-, фоно- и видеодокументов, а также документов на электронных носителях. Масштабированием системы «Дело» занимается Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи. Проекты внедрения СЭД ведут и различные силовые структуры. Сотрудники Западно-Сибирской транспортной прокуратуры внедрили решение по управлению документами «Надзор», разработанное компанией «ЭОС», унифицировав свои процессы с системами делопроизводства в родственных организациях. Такой же проект реализовали в следственном комитете при прокуратуре РФ по Сахалинской области. Управление федеральной миграционной службы России по Иркутской области также автоматизировало документооборот. Интересный проект реализован в Пермском крае, где администрация завершила интеграцию своей СЭД с общественным информационным ресурсом streetjournal.org.

Правительство Республики Калмыкия для автоматизации документооборота использовало продукт DocsVision, внедрив его в 16 органах исполнительной власти республики. Реализует проект по развитию электронного документооборота на базе системы LanDocs Правительство Еврейской автономной области. В Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу внедряется система «БОСС-Референт». Эту же систему на платформе IBM Lotus уже используют в администрации закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области. Необходимость существенно упростить процесс подключения новых пользователей к системе, повысить эффективность управления привели Правительство Воронежской области к принятию решения о приобретении генеральной лицензии на СЭД «БОСС-Референт: Госуправление». Построению полнофункциональной СЭД на свободном ПО («БОСС-Референт 4J» на СПО-платформе JBoss) в конце 2010 года уделяла внимание Администрация Псковской области. Систему «БОСС-Референт» на открытой платформе выбрала и Администрация Клинcкого муниципального района. Отметим, что с 1 июня 2011 года начинает действовать стандарт «Информационная технология. Формат Open Document для офисных приложений (OpenDocument) v.1.0», носящий рекомендательный характер, с которым работают OpenOffice и такие проприетарные продукты, как, например, Microsoft Office 2010 или IBM Lotus Symphony.

С точки зрения Селютина, именно системы электронного документооборота (позволяющие контролировать исполнение поставленных задач), система межведомственного электронного взаимодействия (единая шина, обеспечивающая взаимодействие между различными ведомствами), информационно-аналитические системы и системы поддержки принятия решений сегодня наиболее востребованы органами власти. Но если проекты внедрения СЭД идут повсеместно, то информационно-аналитические системы и системы поддержки принятия решений внедряются пока не часто, хотя для некоторых государственных организаций, таких как комитеты или агентства по статистике, аналитика — главное направление деятельности. BI-инструменты необходимы для выявления узких мест, обнаружения тенденций и прогнозирования развития социальной и экономической обстановки, не говоря об отчетности и ее визуальном представлении графическими средствами. В целях решения этих задач в Волгоградской области реализуется комплексный проект по автоматизации деятельности органов исполнительной власти на базе продуктов компании SAP. Внедряются SAP RM (Record and case Management) — система электронного документооборота, SAP Enterprise Portal — единая точка доступа к информации о деятельности органов и к системе оказания госуслуг на базе SAP CRM и SAP BI IP — региональная информационно-аналитическая система и система планирования регионального бюджета.

Отставание с внедрением и использованием информационно-аналитических систем связано, по мнению экспертов, в первую очередь с тем, что в большинстве органов управления отсутствуют цифровые хранилища данных, статистика не оцифрована и до сих пор ведется на бумаге. Поэтому первый шаг, который необходимо выполнить для повышения эффективности управления информацией, — переход на ее цифровую обработку и хранение, обеспечение качества данных для обработки. В связи с этим актуально создание центров хранения и обработки информации, внедрение учетных систем. Еще одна причина — отсутствие подготовленных специалистов, обладающих помимо ИТ-опыта знаниями в области математики и статистики.

Специфика деятельности той или иной структуры существенно влияет на используемые учетные системы, а следовательно, и на собираемую статистику. Например, службе судебных приставов по Нижегородской области необходимо вести учет платежей по штрафам, и внедрение «1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8» позволило обеспечить оперативное и корректное формирование отчетов по поступлениям денежных средств и избежать продолжения исполнительных производств по взысканию уже оплаченных ранее штрафов. Продукты компании «Парус» используются для автоматизации разного рода учета в Департаменте муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска и в управлении налоговыми поступлениями в муниципальных образованиях Чеченской Республики.

Еще одно перспективное направление — использование мобильной связи. В сентябре 2010 года в Гурьевском МФЦ по оказанию госуслуг, одном из первых открытых в России, реализован SMS-контроль за исполнением услуги на базе СЭД «Дело». Сначала был отработан контроль путем интернет-запросов, сегодня уже работают SMS-запрос и SMS-информирование. Частично расходы несут абоненты — оплата SMS, частично МФЦ.

Сегодня много говорят о широких возможностях и выгодах использования облачных технологий, в частности модели SaaS. Эти технологии позволяют предоставлять любые сервисы юридическим и физическим лицам при соблюдении соответствующего уровня информационной безопасности, но, по мнению экспертов, перспективы их внедрения в значительной степени будут зависеть от обеспечения информационной безопасности данных, находящихся под различными грифами секретности.

Вложения в будущее

Общий размер консолидированного ИТ-бюджета в каждом регионе — свой и зависит от местных условий, экономического состояния региона, перспектив его развития. Как отмечают эксперты, какой-либо единой нормы не установлено, а в качестве ориентировочной оценки называется сумма в 0,5% от размера регионального бюджета. «Это очень мало, — говорит Селютин. — ИТ-бюджеты крупных компаний в секторе энергетики в среднем составляют 2,95% от оборота, достигая иногда 4–5%, но не менее 1%. Не надо забывать, что ИТ-бюджет — это не бюджет на техническую поддержку. Это бюджет на развитие и поддержку ИТ, обеспечивающих практически все процессы управления. К примеру, доля ИТ-бюджета Республики Коми в общем региональном бюджете составляет порядка 1,2%».

Барановский полагает, что возрастут расходы на создание прикладных систем, особенно на организацию юридически значимого электронного документооборота, автоматизацию госуслуг, создание интерактивных порталов и т. п. Оптимизация информационных ресурсов потребует использования технологий кластеризации, виртуализации и т. п. Но расходы в части содержания базовой телекоммуникационной инфраструктуры регионов должны, по его мнению, сократиться, возможно, за счет перехода к аутсорсингу, например путем передачи соответствующих функций Ростелекому. Камнев также считает, что ИТ-расходы будут расти и все большую долю в них будет составлять аутсорсинг в широком смысле.

«Потребуются такие виды технической поддержки и такая ее организация, которые обеспечат бесперебойное предоставление всех функций и услуг с максимальным качеством, — считает Селютин. — На сегодняшний день существует развитая сервисная методология, включающая в себя процессы ITIL, контрольные объекты COBIT, поддержку, ориентированную на надежность (RCM)».

В регионах на 2011–2012 годы запланированы, по оценке Камнева, «приличные» бюджеты на информатизацию и в первую очередь на реализацию ФЗ № 210 от 27.07.2010 о госуслугах. «Основные ожидания связаны с тем, что удастся с толком, в первую очередь для населения, потратить эти деньги. Программа “Информационное общество” начата успешно, и мы надеемся, что ее не постигнет участь “Электронной России”», — поясняет ситуацию Камнев.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF