Рынку RFID нужны готовые решения

Развитие рынка средств радиочастотной идентификации (RFID) сдерживается тремя объективными факторами: стоимостью меток, сложностями со считыванием на разных объектах, недостаточной развитостью ИТ-инфраструктуры — таковы выводы аналитиков ID Expert. Исследование, проведенное этим информационным ресурсом, было призвано определить ключевые направления развития решений RFID в ближайшем будущем. Большинство респондентов в качестве таких направлений называют складскую логистику, транспортную логистику и системы контроля доступа.

Как подчеркивают эксперты, в настоящее время у большинства компаний нет жесткой необходимости переходить со штрихкодирования на технологию RFID. Ее использование может дать определенные удобства и преимущества, однако далеко не все готовы за эти преимущества платить.

«Важнейшим фактором, сдерживающим рынок, является высокая цена RFID-метки», — уверен Сергей Дудников, руководитель департамента радиочастотной идентификации компании «Систематика». За последние 10 лет эта цена упала почти в 10 раз, но все еще остается многократно выше цены штрихкода. Более того, метки всегда будут стоить дороже штрихкодов, поэтому в каждом случае внедрения необходимо просчитывать совокупность выгод: возможность чтения на расстоянии и при отсутствии прямой видимости, допустимость группового считывания и перезаписи.

Пионерами внедрения RFID становятся те, для кого критически важна скорость обработки информации, — именно за это они готовы платить. Уже вполне сформировавшимся направлением RFID являются системы безопасности и контроля доступа, а также учета основных средств. В этой сфере ожидается развитие не менее чем на 10–20% в год. Серьезный импульс этой отрасли может придать организация Универсиады-2013, Олимпиады-2014 и Чемпионата мира по футболу – 2018.

RFID-метки, в отличие от штрихкода, практически нереально подделать. Поэтому в ближайшие годы можно ожидать взрывного роста их применения при защите товаров от подделок: маркировка лекарств, алкогольных акцизных марок и документов. Тем не менее наиболее емкой и потенциально интересной нишей является розничная торговля. Внедрение RFID в гипермаркетах позволит снизить потери, улучшить учет и, главное, устранить очереди, ускорив обработку покупок.

«В настоящий момент в сфере RFID все еще мало готовых решений, — признает Валерий Шерман, ведущий технический архитектор компании Motorola Solutions. — Поэтому практически всегда требуется фаза пилотного проекта, для того чтобы понять техническую возможность и экономическую целесообразность реализации». Необходимо серьезное экономическое обоснование применения технологии в той или иной отрасли — зачастую оно неочевидно, а иногда и вообще невозможно. Поэтому прежде чем принять решение о внедрении RFID, компаниям нужно быть готовыми к проведению предварительных исследований. Зачастую они выявляют нецелесообразность применения технологии для конкретной задачи.

 

ИТ-директора не понимают потребностей бизнеса и не умеют управлять ИТ-бюджетом

73% участников исследования, проведенного компанией Ernst & Young, считают, что ИТ-руководитель мог бы стать ключевой фигурой в развитии бизнеса. Однако как ИТ-службы в целом, так и их менеджмент плохо подготовлены к требованиям, которые будут предъявлены к ним в будущем.

Руководство компаний подчеркивает, что от ИТ-служб все чаще ожидают инновационных решений, способных улучшить процессы ведения бизнеса. ИТ-директор должен понимать, что именно нужно компании в новой экономической ситуации, и искать пути реализации возможностей и решения проблем в непосредственном взаимодействии с сотрудниками бизнес-подразделений.

Почти половина респондентов заявила, что за последний год расходы их компаний в области ИТ выросли. Вместе с тем только 39% из них указали, что в их организации существует практика оценки рентабельности инвестиций. Более того, ставится под сомнение способность ИТ-службы управлять бюджетом. Лишь 55% бизнес-руководителей удовлетворены тем, как ИТ-служба планирует и контролирует свой бюджет. При этом среди самих ИТ-руководителей довольных процессом планирования и контроля гораздо больше. Их представления о том, сколько организация фактически расходует на ИТ, отличаются от мнения коллег из других подразделений: ИТ-директора называют значительно меньшие суммы.

Подавляющее большинство опрошенных считает, что сотрудникам ИТ-служб нужно лучше понимать потребности бизнеса, а также улучшать процессы взаимодействия с «внешним миром». Трое из десяти респондентов крайне не удовлетворены тем, как происходит обмен информацией между ИТ-службой и бизнес-подразделениями. Наиболее критично настроены в отношении понимания ИТ-службой потребностей бизнеса, процессов обмена информацией и взаимодействия руководители крупных компаний.

«Работая с компаниями мы также отмечаем недостаток должного взаимодействия ИТ с бизнесом, равно как и недостаток понимания природы и составляющих ИТ-услуг со стороны высшего руководства», — отмечает Николай Самодаев, руководитель направления услуг по управлению ИТ «Эрнст энд Янг СНГ». Как результат, развитие ИТ не в полной мере соответствует направлениям развития и ожиданиям бизнеса. В незначительном количестве компаний определена целевая архитектура ИТ, разработаны и контролируются KPI деятельности ИТ-служб, внедрены соглашения об уровне обслуживания. Затраты на ИТ-сервисы недостаточно прозрачны для бизнеса, а вклад ИТ в развитие российских компаний не всегда очевиден. Для того чтобы соответствовать ожиданиям бизнеса, ИТ-менеджеры должны повысить квалификацию в ряде областей, включая обмен информацией, бюджетное планирование и управление рисками.