Электронные документы в налоговой деятельности

— Приказом ФНС РФ № ММВ-7-6/190@ от 03.03.2011 унифицированный формат транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов дополнен новым приложением. Унифицированный формат, утвержденный Приказом ФНС РФ № ММВ-7-6/535@ от 09.11.2010, содержит требования к типам документооборота в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с использованием ЭЦП. С целью обеспечения возможности представления в налоговые органы в электронном виде заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в формате, утвержденном Приказом ФНС РФ № ММВ-7-6/25@ от 24.01.2011, унифицированный формат дополнен приложением, содержащим требования к документообороту по представлению в налоговые органы указанного заявления.

— Приказом ФНС РФ № ММВ-7-2/168@ от 17.02.2011 установлено, что истребуемые в ходе налоговой проверки документы могут быть направлены в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с утвержденным Порядком. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица, а также у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, необходимые для проверки документы (ст. 93, 93.1 НК РФ).

Изменениями, внесенными в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом № 229-ФЗ от 27.07.2010, предусматривается возможность направить требование о предоставлении документов (информации) в электронном виде и получить их по телекоммуникационным каналам связям.

ФНС РФ разработан порядок организации информационного обмена соответствующими документами. Электронный документооборот допускается при обязательном использовании сертифицированных средств ЭЦП, позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, которые выдаются участникам информационного обмена удостоверяющими центрами, входящими в сеть ДУЦ ФНС РФ.

Порядком определены участники информационного обмена и их обязанности, установлен перечень технологических электронных документов, регламентирована процедура обмена такими документами.

 

Электронные документы на финансовых рынках

Согласно письму ФСФР РФ от 10.03.2011 с 15 марта 2011 года ФСФР РФ не принимает отчетность акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев этих фондов и ПИФов, подготовленную в электронном виде по устаревшим форматам. ФСФР РФ сообщает, что с указанной даты прекращен прием электронных документов, соответствующих версиям шаблонов электронных документов программы «Электронная анкета ФСФР России» ниже версии 2.12.0. Одновременно сообщается, что подготовлена новая актуальная версия шаблонов электронных документов программы «Электронная анкета ФСФР России» 2.16.0, которая доступна на сайте ФСФР РФ начиная с 10 марта 2011 года. 

 

Электронные документы в арбитражном судопроизводстве

Постановлением № 12 от 17.02.2011 ВАС РФ разъяснил порядок использования в арбитражном судопроизводстве электронных документов, аудиозаписи судебных заседаний и систем видео-конференц-связи. Установлено, что порядок подачи документов в арбитражные суды в электронном виде утверждается приказом ВАС РФ, при этом в Постановлении затронуты некоторые вопросы использования в процедурах подачи документов Интернета, в частности возможность представления в составе документов распечаток страниц официальных сайтов. Возможность использования Интернета упомянута также в разъяснениях норм АПК РФ о судебных извещениях. Разъяснены вопросы использования аудиозаписи судебных заседаний, порядок хранения материальных носителей аудиозаписи, изготовления их копий по ходатайству участников процесса, а также вопросы ведения протокола в письменной форме, который в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ в редакции Федерального закона № 228-ФЗ от 27.07.2010  является дополнительным средством фиксирования данных о ходе судебного заседания. В отношении систем видео-конференц-связи ВАС РФ разъяснил условия их использования в судебных заседаниях и процессуальные вопросы взаимодействия арбитражных судов, организующих видео-конференц-связь.

 

Электронные документы в социальном страховании

Приказом ФСС РФ № 53 от 21.03.2011 внесены уточнения в Технологию приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе ФСС РФ в электронном виде. В частности, установлено, что страхователь представляет расчет в ФСС РФ в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи на шлюз приема расчетов в сети Интернет (адрес опубликован на официальном сайте Фонда www.fss.ru) или лично на внешнем носителе в территориальный орган Фонда по месту регистрации. 

 

Закон об электронной подписи

25 марта 2011 года Госдума приняла закон об электронной подписи, который заменит действующий закон «Об электронной цифровой подписи». 

На сегодняшний день законодательство РФ допускает использование только одной технологии электронной подписи (основанной на технологии асимметричных ключей подписи). В документе изменено определение электронной подписи, в котором закреплен основной признак, присущий всем видам таких подписей — возможность ее использования для идентификации подписавшего информацию в электронно-цифровой форме физлица или юрлица. Предусмотрены механизмы признания иностранных электронных подписей.

Выделяются три вида электронной подписи — простая электронная подпись, усиленная неквалифицированная электронная подпись (неквалифицированная электронная подпись) и усиленная квалифицированная электронная подпись (квалифицированная электронная подпись).

В новом документе предусмотрена ответственность удостоверяющих центров, а также тех, кто использует усиленную или квалифицированную электронную подпись, за причиненный вред в результате нарушения правил их использования. 

Закон сохраняет наиболее активно используемое положение о том, что правила использования электронной подписи в корпоративной информационной системе устанавливаются решением владельца такой системы или соглашением участников отношений.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. При этом федеральный закон от 10 января 2002 года «Об электронной цифровой подписи» признается утратившим силу с 1 июля 2012 года. 

 

Источники: www.government.ru, www.consultant.ru, www.osp.ru

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF